Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подготовка специалистов по уходу за пациентами

07.02.2014 1077 2237
Вольгушева Надежда Валентиновна
Вольгушева Надежда Валентиновна, преподаватель

Власова Нина Семёновна
Власова Нина Семёновна , директор

Храменкова Татьяна Дмитриевна
Храменкова Татьяна Дмитриевна, заместитель директора по учебной работе, преподаватель

Бердский филиал Новосибирский медицинский колледж

Основополагающим документом, регламентирующим образовательную деятельность в нашей стране, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Единство образовательного пространства обеспечивают Федеральные государственные образовательные стандарты, на основе которых само образовательное учреждение при участии заинтересованных работодателей разрабатывает основные профессиональные образовательные программы.

С 2011 года мы работаем по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе и предусматривают подготовку специалистов, способных после окончания учебного заведения немедленно включиться в профессиональную деятельность. Эту задачу позволяет реализовать оптимизация методов обучения с приоритетом на практикоориентированные технологии.


Качество полученного образования определяет профессиональную квалификацию специалиста, его приверженность избранной профессии и в конечном итоге влияет на качество медицинской помощи населению. Стратегической целью нашего образовательного учреждения является подготовка конкурентоспособных, высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов со средним медицинским образованием в соответствии с существующими и перспективными требованиями государства, общества и личности.


Колледж ведёт подготовку по двум специальностям: «Лечебное дело» (квалификация – фельдшер) и «Сестринское дело» (квалификация - медицинская сестра, медицинский брат).

Важным критерием качества подготовки специалистов являются профессиональные компетенции. Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Формирование профессиональных компетенций осуществляется при освоении профессиональных модулей, где обязательный компонент -  практическое обучение.


Освоение профессионального модуля начинается с теоретического курса, который занимает 30% учебного времени.

Практика (70% учебного времени) представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации основных профессиональных образовательных программ предусматриваются такие виды практик как учебная и производственная.

Практические занятия как составная часть профессионального цикла проводятся в виде доклинического, фантомного курса в специально оборудованных кабинетах. Учебная практика проводится в лечебно-профилактических учреждениях. Продолжительность учебной практики составляет 4-6 академических часов в день.


Базовые знания и умения студентов начинают формироваться при освоении модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными. Решение проблем пациента». На практических занятиях и учебной практике студенты обучаются методам ухода за больными: профилактике пролежней, уходу за кожей, осуществлению личной гигиены пациента, выполнению простейших физиотерапевтических процедур и медицинских манипуляций при строгом соблюдении правил инфекционной безопасности во время работы.


Последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение происходит на последующих курсах по мере перехода от одного этапа практики к другому. Студенты обучаются уходу за пациентами разных возрастных групп при различных заболеваниях и состояниях на таких практиках как сестринский уход в терапии, педиатрии, хирургии, инфекционных болезнях и др.

На учебных практиках важную роль в формировании профессиональных умений, позитивного сотрудничества играет групповая работа, студенты анализируют деятельность друг друга, выявляют наиболее часто встречающиеся ошибки и устраняют их в процессе самостоятельной работы, что снимает эмоциональное напряжение, страх сделать ошибку, способствует развитию профессионального общения с будущими пациентами, коллегами, а также воспитывает такие важные для медицинского работника качества, как умение работать в команде, трудолюбие, аккуратность, терпимость, отзывчивость, ответственность, самостоятельность.


Преподавателями большое внимание уделяется формированию у студентов способности и готовности планировать, осуществлять и корректировать свою будущую профессиональную деятельность. На занятиях студенты учатся планировать сестринские независимые вмешательства, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, которые могут возникнуть на рабочем месте. Деятельность медицинского работника многофункциональна, поэтому на занятиях разбираются со студентами алгоритмы действий на разных рабочих местах: процедурный кабинет, пост медицинской сестры, приёмный покой, палата ухода за больными, оказание реанимационных мероприятий и т.д.

Производственная практика проводится в лечебно - профилактических учреждениях города и области, с которыми у колледжа заключены договоры о совместной деятельности.


Общими и непосредственными руководителями производственных практик являются главные и старшие медицинские сестры, заведующие отделениями различных подразделений больниц.

Содержание практик согласовывается с работодателями и отражается в рабочих программах производственных практик. По итогам практики проводится дифференцированный зачёт с обязательным участием представителей практического здравоохранения. Студенты предоставляют отчётную документацию (портфолио, дневник практики, аттестационный лист, отчет по практике, история болезни) и характеристики, отражающие общие и освоенные профессиональные компетенции, написанные непосредственными руководителями (работодателями). Профессиональный модуль заканчивается квалификационным экзаменом, где оцениваются сформированные общие и профессиональные компетенции.


Для повышения интереса к будущей профессиональной деятельности и повышения качества подготовки студентов ежегодно организуются и проводятся профессиональные конкурсы. Профессиональный конкурс – это внеаудиторное заключительное занятие по профессиональному модулю, являющееся инновационной формой обучения, позволяющее решать учебные и воспитательные задачи в игровой форме, а также осуществлять итоговый контроль уровня сформированности общих и профессиональных компетенций у студентов.


«Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Она несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом» («Этический кодекс медицинской сестры России»). Для воспитания этих качеств коллектив колледжа поддерживает волонтёрское студенческое движение. Уже в течение многих лет работают волонтёрские студенческие клубы: «Милосердие», «Будь здоров». Участие в работе клубов осуществляется на добровольной основе. Члены клуба «Милосердие» проводят патронажи к детям с ограниченными психическими и физическими возможностями и оказывают помощь родителям, обучая их уходу за детьми, оказывают психологическую поддержку, организовывая праздники и поздравления для детей. Основной целью медицинского профилактического отряда «Будь здоров» является пропаганда здорового образа жизни среди учащихся школ и работающей молодёжи города. Силами студентов - старшекурсников проводятся уроки безопасности в общеобразовательных учреждениях города, на которых студенты обучают школьников правилам оказания первой помощи.


Ежегодно в колледже проходят православные встречи со священником, настоятелем Бердского Кафедрального собора Преображения Господня В.В.Бирюковым, темы которых:

- Духовные основы патриотизма,

- Делом возрастать в любви,

- Лучшее место спасения – семья и др.

Соприкасаясь с традициями православной культуры, религиозными заповедями, студенты формируют качества, важные для личности и медицинского работника.

Сегодня преподаватели Бердского медицинского колледжа ставят перед собой задачу не просто обеспечить студентам качественное формирование предметных знаний и умений, но и стать фактором развития их созидательной активности, позволяющей личности быть благополучной в обществе. В процессе профессионального обучения наш коллектив старается сформировать компетентную личность выпускника с активной жизненной позицией, вовлечённую в социальную практику, успешно разрешающую как собственные, так общественные проблемы.

 

Список литературы:

1. Закон РФ «Об образовании в РФ», от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

2. ФГОС СПО специальности «Сестринское дело» Приказ Минобрнауки РФ № 589 от 12 ноября 2009.

3. «Этический кодекс медицинской сестры России»

4. Буслаева И.М. Народное образование. Педагогика. Практико ориентированный подход в обучении.

5. Устав ГАОУ СПО НСО «Бердский медицинский колледж»

6. Устав студенческого клуба «Милосердие»

7. Положение ГАОУ СПО НСО «О профессиональном конкурсе»

8. Положение ГАОУ СПО НСО «О производственной практике»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*