Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВопрос формирования исполнительских навыков тесно связан с решением разнообразных психолого-педагогических, физиологических, художественно-технологических и других задач, возникающих в период обучения.
Отечественная школа духового исполнительства направлена на всестороннее развитие учащегося, сочетающее высокое техническое мастерство и музыкальность раскрытия художественного образа.
Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации. Урок в специальном классе – пример интеграции знаний и практического показа. На уроке обсуждаются творческие вопросы исполнительства, музыкального содержания, стиля, жанра, формы и других особенностей произведения, определяется «партитура» применения способов звукоизвлечения, приемов игры и штрихов, работы над качеством звука, красочностью и выразительностью мелодии, нюансировкой, аппликатурой и т.д. Все это способствует формированию будущего музыканта-профессионала, совершенствованию его исполнительского мастерства.
Основные задачи и направления работы в специальном классе, способствующие наиболее полному раскрытию дарования студента, реализуются в индивидуальном плане студента. Он включает следующие разделы: основной учебный репертуар, тематика самостоятельной исполнительской, учебно-вспомогательные материалы (овладение гаммами, арпеджио, другими техническими формулами, изучение этюдов).
В основной репертуар индивидуального плана студента включаются произведения разных стилей и жанров и форм. При составлении индивидуального плана студентов учитывается преемственность образования в начальном учебном звене, индивидуальная подготовка студента, личные качества и склонности студента. В индивидуальном плане фиксируются сроки его выполнения в форме зачетов, экзаменов, академических концертов, а также отмечаются другие выступления студента во время обучения.
Интенсивная исполнительская деятельность студента в рамках индивидуального плана обучения и самостоятельных формах работы – прообраз его профессиональной деятельности. Именно обилие концертных выступлений, «обыгрывание» программы на публике дают возможность студенту приобрести необходимые навыки «эстрадной выдержки». Программа этих выступлений контролируется педагогом с целью включения в публичные выступления высокохудожественных произведений, достаточно проработанных в классе. Таким образом, ранняя самореализация и социальная адаптация молодого исполнителя наблюдается еще в процессе обучения в музыкальном училище, профессиональная зрелость позволяет студентам еще в период обучения работать в профессиональных оркестрах, вести собственную гастрольную деятельность.
Огромное значение имеет участие студентов в профессиональных конкурсах исполнителей. Авторитетная внешняя оценка состояния его профессиональной подготовки, ее критическое осмысление студентом дает огромный стимул для творческого роста.
Выделение образовательных областей отражает активность использования междисциплинарного подхода в обучении музыкантов. Это позволяет выдвигать интегрированные требования в рамках смежных дисциплин, исключить дублирование в содержании преподаваемых дисциплин.
В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю и оркестру. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области искусства «Духовые и ударные».
Ансамблевая и оркестровая формы работы приносят огромную пользу в чистоте интонирования, развитии музыкального слуха и других способностей. В классе ансамбля можно решить задачи технического развития учащихся, приобретения художественно-эмоциональных навыков и расширения музыкального кругозора. Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью обучения учащихся в среднем звене. Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в музыкальной школе. С ансамблей начинается обучение искусству совместной игры. При этом перед учащимися возникает комплекс учебных и творческих задач:
- приобретение навыков ансамблевого исполнительства;
- знание ансамблевого репертуара: основных направлений камерно- ансамблевой музыки (эпохи барокко, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века, произведения для ансамблей современных русских и зарубежных композиторов, а так же, популярной музыки);
- приобретение навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
- приобретение практики концертных и конкурсных выступлений;
- приобретение комплекса навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющее демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию гармонического и мелодического слуха;
- приобретение навыков исполнительского поведения на сцене.
У учащихся развиваются такие навыки, как: «чувство партнёрства»; умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений; навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.
Работа музыканта в оркестре, несомненно, сопряжена с определенными трудностями. В то же время игра в оркестре воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрового слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. В результате длительного контактирования оркестранты обмениваются опытом, знаниями, отчего каждый становится богаче как специалист. Менее яркие в профессиональном отношении исполнители подтягиваются до уровня более сильных, под влиянием партнеров активнее развивается художественный вкус участников оркестра.
В течение 4 лет обучения учащиеся должны накопить значительный сольный репертуар, включающий произведения разных эпох, разных жанров и стилей, в том числе, сочинения крупной формы (сонаты, вариации, концерты), виртуозные пьесы и этюды, сочинения малых форм, произведения композиторов классиков, романтиков, композиторов ХХ века, современных авторов, представителей разных стран и народов (зарубежных и отечественных). А кроме того:
- уметь быстро адаптироваться к требованиям условий работы в конкретной концертной организации
- иметь опыт публичных выступлений с сольными программами;
- иметь навыки чтения с листа, транспонирования;
- владеть спецификой ансамблевого исполнительства
- иметь достаточно обширный репертуар, включающий сочинения для различных ансамблей;
- уметь вести репетиционную работу с партнерами;
- иметь навыки публичных выступлений в составах различных ансамблей;
- знать теоретические основы исполнительского искусства;
- знать историю исполнительства на данном инструменте;
- иметь широкие знания в области специальной литературы по профессии, включая труды по теории, истории исполнительства, методике преподавания а также учебные пособия и др.;
- владеть профессиональной терминологией;
- иметь обширные знания в области музыкальной литературы для избранного инструмента;
- уметь анализировать, изучать произведения, предназначенные для ознакомления, для исполнения на уровне показа.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Интегрированный подход в формировании исполнительских навыков учащихся
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.