Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременный мир невозможно представить без общения. Оно выступает важным и значимым условием формирования личности человека, его психических процессов. Говоря об общении, как о главном условии развития личности, нельзя не заметить, что навыки в общении необходимо формировать и в подростковом возрасте, так как в этом возрасте общение весьма значимо и является ведущим видом деятельности. Посредством общения у подростков формируются навыки взаимодействия с людьми, умение соотносить личные интересы с интересами окружающих, приобретается эмоциональный опыт. В процессе общения происходит проигрывание различных сторон будущей жизни, достигается основное новообразование подросткового возраста - самосознание. [3]
Коммуникация, иначе общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Оно осуществляется знаковыми средствами для взаимодействия субъектов, вызванного потребностями совместной деятельности и направленного на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. [1]
В других источниках к коммуникативным навыкам относятся умение заранее спланировать свою деятельность. В этот период происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умения видеть в них равного себе, уметь учитывать интересы, способность и готовность к помощи. Общаясь со сверстниками, подросток учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой.
Одним из основных критериев сформированности коммуникативных навыков является рефлекс, когда имеется способность оценивать свои позиции в соответствии с позициями и интересами партнеров. Необходимо чтобы у подростков были также сформированы навыки: установить связи с собеседником, произвести анализ его сообщения, адекватно реагировать на него, умело воспользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения. [3]
В.Н. Панферов говорил о том, что положение личности в той или иной группе определяется коммуникативными особенностями, информационно-коммуникативной активностью. Именно эти особенности отмечаются в свободных характеристиках лидеров и авторитетов. Лидеры и авторитеты чувствуют свою роль в группе и чаще удовлетворены своим положением в ней. [2]
Способность к общению и результативность также зависит от склада характера, индивидуальных свойств личности, важнейшими из которых являются организаторские и коммуникативные качества. Уровень развития таких качеств как: деловитость, уверенность в себе, требовательность, стремление к доминированию, уровень притязаний личности, сила воли, позволяют определить насколько грамотно человек способен строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности.
Отдельно в коммуникации рассматривают навыки эффективного общения, то есть коммуникативные навыки. К ним обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки доброжелательного общения, умение договариваться, конструктивно и цивилизованно отстаивать свою точку зрения. [2]
Формирование коммуникативных навыков у подростков способствует повышению мотивации, способствует лучшему установлению межличностных взаимоотношений. Это влияет на развитие познавательной инициативности, воображения, саморегуляции, умений коллективной работы.
В ходе взаимодействия перед детьми появляется потребность достигнуть соглашения, предварительно распланировать собственную деятельность. Формируется индивидуальное отношение к другим.
Коммуникативные навыки важны для дальнейшего развития подростков. Если в подростковом возрасте не заниматься развитием коммуникативных навыков, то возможны проблемы с социализацией подростка в жизни. Многие педагоги и психологи громко заявляют о том, что адекватное развитие коммуникативных качеств в подростковом возрасте оказывает большое влияние на последующее развитие и становление личности.
Все проблемы в сфере коммуникаций усугубляются в подростковом возрасте. Их уже сложнее решить и скорректировать поведение ребенка. Следствием нерешенных проблем могут стать недоразвитость коммуникативных функций речи, несформированность навыков общения, нарушения в сфере установления эмоциональных контактов с ровесниками и теми, кто старше.
В связи с этим ставится вопрос о подготовке человека к общению, о развитии у него необходимых коммуникативных качеств для эффективного вхождения в социальную среду, для самореализации и самосовершенствования. Процесс повышения коммуникативной компетентности будет эффективным только тогда, когда у подростка будет актуализирована внутренняя готовность к саморазвитию, будет сформирована мотивация на совершенствование своих коммуникативных качеств и навыков. [3]
Таким образом, коммуникация является неотъемлемым фактором в жизни подростков, которую необходимо незамедлительно развивать. Формирование коммуникативных навыков, таких как: легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки доброжелательного общения, умение договариваться, конструктивно и цивилизованно отстаивать свою точку зрения - способствует повышению мотивации подростков, содействует установлению межпредметных связей, а также развитию познавательных активностей, воображения, умения самостоятельно дисциплинироваться и использовать речевые и невербальные средства, то есть мимику и жесты.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Понятия коммуникации, коммуникативных навыков
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.