Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОтсутствие мотивации – величайшая душевная
трагедия, разрушающая все жизненные устои.
(Г. Селье, патолог)
Математика сделает твой ум острее и способнее,
даже в медицине.
(Гиппократ сыну)
Согласно идеям компетентностного подхода, образовательную ценность имеет не только присвоение человеком знаний, но и освоение способов их получения, умение осознавать потребность в номом знании, а также быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми восполнять имеющиеся пробелы, решать проблемы и т.д.
Математика в силу специфики своего содержания формирует способность к усвоению новой информации, умение планировать и адекватно оценивать свои действия, развивает силу и гибкость ума, способность к аргументированию и другие качества, необходимые современному специалисту.
Однако в последние годы уровень математической подготовки абитуриентов снизился, что подтверждают и результаты ЕГЭ.
Кроме того, как показывают психологические исследования , ценность «познание», которая составляет одну из целей человеческой жизни, оказалась малозначимой для юношей и девушек (в нашем исследовании она заняла 13-е место из 18-ти).
Отмечается также недостаточная сформированность мотивов учебной деятельности студентов – первокурсников.Только для 17,6% - это подготовка к будущей профессии.
По данным анкетирования, проведенного в начале учебного года, с интересом относятся к предмету «математика» - 10%, нормально – 78%, безразлично – 10%, отрицательно – 2%.
Поэтому первоочередной задачей считаю формирование личностной учебной мотивации студентов, поскольку успешность учебной деятельности зависит от мотивации внутренней.
Мотивация учения включает в себя потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес .
Согласно А.К. Марковой, интерес к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и его преобразующим.
К факторам, способствующим тому, чтобы учение было интересным, относятся:
1. воспитание широких социальных мотивов учебной деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности;
2. возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность: чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов ;
3. создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут решить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.
Использую такие методы и формы учебной работы, как проблемная лекция, семинар, урок-практикум, урок – консультация, урок – зачет, практическая работа по геометрии и др.
Строю учебный процесс таким образом, чтобы самостоятельной работе уделялось как можно больше внимания.
Самостоятельные работы творческого и поискового характера
- формируют у студентов умение и навыки творческой поисковой деятельности в процессе приобретения новых знаний;
- формируют мотивы учения, интерес и потребность в знаниях;
- способствуют воспитанию интеллектуально-активной личности.
Труд в условиях креативности дает доступ к радости познания, положительным эмоциям.
Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи.
Для формирования критической направленности мышления предлагаю задания типа: «Верно ли суждение?», «Найди ошибку».
При проведении самостоятельной работы использую групповую и индивидуальную формы работы студентов.
Групповая форма обучения решает три основные задачи:
– конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
– коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
– социально-ориентировочную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
При групповой форме организации самостоятельной работы происходит реализация стремления к сотрудничеству, формируется самоутверждение, самоанализ, самооценка.
Индивидуальные самостоятельные работы.
Личностными, неотчужденными знания станут только тогда, когда пройдут через деятельность самого студента, когда к ним сформируется позитивное эмоционально-ценностное отношение.
Курс математики предоставляет большие возможности для организации этой деятельности.
Виды индивидуальной самостоятельной работы:
1. Работа с тестами.
2. Решение нестандартных как по форме, так и по методам решения задач.
3. Задания на раскрытие идеи решения задач.
4. Работа с учебной и справочной литературой.
5. Проверка и рецензирование контрольной (самостоятельной) работы.
6. Индивидуальная самостоятельная работа по специальным дифференцированным материалам.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Работа над проектами.
2. Текущие домашние работы и индивидуальные домашние контрольные работы, содержащие разноуровневые задания по основным темам курса.
3. Подготовка сообщений и докладов к занятиям.
4. Написание рефератов.
5. Составление и разгадывание кроссвордов.
6. Переформулировка задач и их решение.
7. Составление авторских задач по темам (с использованием фактического материала из повседневной жизни или из будущей профессиональной деятельности, из разных областей применения математического аппарата: экономики, медицины, социологии и т.д.).
Такой вид творческой работы формирует отношение к учебе и к самой математике как к средству познания окружающей действительности, т.е. формирует мировоззрение студентов, дает возможность осознать целостность и системность знаний о мире.
8. Творческие практические работы по геометрии (изготовление моделей к теоремам и задачам).
Значимость самостоятельной работы определяют следующие факторы:
– повышает внутреннюю мотивацию, личностный смысл учения (для 80% студентов – это получение профессии);
– повышает культуру умственного труда, развивает умение приобретать и углублять знания; формирует потребность в самообразовании;
– правильно организованная самостоятельная работа создает ситуацию успеха каждому студенту;
– работа в микрогруппах позволяет развить коммуникативные навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности;
– в ходе самостоятельной работы студент формирует у себя такие ценностные личные и профессиональные качества, как трудолюбие, организованность, активность, целеустремленность, творческий подход к делу, самостоятельность.
Отношение к предмету складывается не только из интереса, но и осознания его профессиональной значимости.
Основной частью компетентностного подхода к математической подготовке будущих медицинских работников является профессионально направленное обучение математике.
Студенты, решая профессионально направленные математические задачи, осознанно учатся применять математические знания в будущей профессиональной деятельности.
Кроме того, как отмечалось выше, в процессе изучения математики может быть сформирована значительная часть качеств будущего выпускника:
- умение и способность заниматься самообразованием;
- креативная компетентность (способность к творческому мышлению, предвидение, умение ставить и решать нестандартные задачи);
- коммуникативная компетентность.
Учение тогда эффективно, когда оно вызывает у студента чувство удовлетворения и радости.
Технологии воспитания и обучения, опирающиеся на педагогику творчества, успеха и радости, предполагают установление доверительных межличностных отношений как в системе «преподаватель – студент», так и в системе «студент – студент», что позволяет избежать стрессов, снять чувство неуверенности. Поэтому стараюсь создать для обучаемого ситуацию успеха – дать понять, что он уникален, что нет ничего недостижимого в его жизни.
Лишь при условии гуманистического подхода и личностно-ориентированного воспитания студент направит свои усилия и способности на глубокое и всестороннее изучение любимых для него предметов, овладение которыми обеспечит ему успешную реализацию в выбранной профессии; будет работать самостоятельно, творчески осуществляя непрерывный поиск нового; реализует природные задатки для собственного развития, познания сути и тонкостей выбранной профессии.
Таким образом, личностная учебная мотивация студента будет сформирована, а учение станет успешным, радостным, если:
- использовать инновационные технологии:
- личностно – ориентированное обучение;
- проблемное обучение;
- саморазвивающее обучение;
- профессионально – направленное обучение;
- технологии компетентностно – ориентированного образования;
- педагогику творчества, успеха и радости;
- создать и поддерживать положительный эмоциональный климат на каждом занятии и в колледже в целом, чтобы каждый студент мог сказать:
«Какое счастье – учиться в нашем колледже».
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.