Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время все российское образование находится на этапе перестройки и переходу на стандарты нового поколения. Содержательные приоритеты стандарта нового поколения обозначены в национальной инициативе «Наша новая школа», в «Модели развития образования 2020», которые являются ориентирами в обновлении содержания методической службы любого образовательного учреждения.
Перед методической службой стоит задача создания адаптивной образовательной среды, в которой максимально будет реализовываться потенциал и обучающихся, и преподавателей, и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами участников образовательного процесса, включая частно-государственных партнеров. Поэтому основной задачей методической службы техникума является проведение в жизнь инициатив государства, новых программ, профессиональных модулей, связанных с реформированием профессионального образования в СПО. При этом особое значение отводится усилению непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условие его активной адаптации к новой модели деятельности, повышения уровня его подготовленности к решению профессиональных задач на новом этапе развития образования. Стандарты третьего поколения предъявляют требования не к конкретным знаниям (квалификациям), как предыдущие, а к профессиональным компетенциям будущих рабочих и специалистов, их личным качествам. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих задач, т.к. ФГОСы:
Педагогическим коллективам придется преодолеть ряд трудностей, вызванных этими и другими отличиями:
Как правильно определить, на какие дисциплины, модули направить вариативную часть?
Как грамотно определить содержание МДК, профессиональных модулей, дисциплин?
Каков должен быть сам алгоритм, технологию освоения новых профессиональных образовательных программ?
Как обеспечить независимую объективную экспертизу качества освоения модулей?
Вопросов очень много - их количество и сложность зависит от многих факторов, конкретных условий ОУ, но всех нас объединяет одно – главным фактором успеха, условием достижения качества является новый учитель, педагог, готовый к работе в условиях системного инновационного развития [3, с. 64].
Преподаватель – основная ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретного студента зависит от качества профессиональной подготовленности педагога, мастера производственного обучения. Сегодня преподаватель должен быть инноватором, он должен принять, что :
Помочь принять и быть готовым соответствовать этим качествам в условиях подготовки к ФГОС нового поколения призвана методическая служба образовательного учреждения.
Методическая служба должна сегодня быть «сервисной», т.е. работать исключительно на диагностической основе с целью:
Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике и предполагающее наличие нормативной и учебно- методической документации, средств обучения и средств контроля не помогает устранить профессиональные затруднения педагогов. Следствием этого является возрастание роли методического сопровождения инновационной деятельности, под которым понимается целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно- прогностических, организационно - деятельностных и коррекционно - регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально - педагогической деятельности. При этом речь идёт о такой форме помощи (на всем цикле инновационной деятельности), в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта за личностный выбор варианта решения актуальной проблемы [3, с. 15].
Сегодня степень свободы при выборе решений должна быть увеличена, а личная ответственность возрасти.
Основные этапы методического сопровождения в условиях подготовки к новым ФГОС в Новокузнецком строительном техникуме:
Основные направления работы методической службы Новокузнецкого строительного техникума:
Цели, задачи и содержание методической службы в учебном заведении находятся в прямой зависимости от ее форм, которые определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации службы, либо обрекают ее на провал.
Система методической работы ОУ подразумевает различные формы работы, которые можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в нашем ОУ стали:
Организационные:
Дидактические:
Мы понимаем, что на уроках, в мастерских и лабораториях необходимо создать условия максимально приближенные к трудовой деятельности, окунуть студентов в атмосферу предприятия, заставить их мыслить и действовать самостоятельно, принимать решения, брать на себя ответственность. Поэтому методистами проводится
Все это дает хороший результат, наши студенты успешно устраиваются в жизни. Процент трудоустройства выпускников в среднем составляет 96%.
За 2012-2013 учебный год поведены семинары:
Формы организации методической работы в техникуме динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых: государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы; уровень педагогической культуры педагогов, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально - деятельностных показателей; морально-психологический климат в коллективе, материально-технические возможности организации методической работы; изучение внутритехникумовского педагогического опыта, инновационная открытость и активность преподавателей, уровень профессиональной готовности руководителей к осуществлению методической работы [2, с. 22].
В техникуме сформирован квалифицированный состав педагогов (117 человек: 45 имеют высшую, 70-первую, а 30-вторую квалификационную категорию. Среди них два Заслуженных учителя РФ, двадцать пять человек удостоены звания «Почётный работник среднего профессионального образования», 45-отмечены грамотами).
Внутри ОУ успешно действует система повышения квалификации посредством проведения различных занятий с преподавателями, мастерами производственного обучения, проведения конференций и семинаров различного уровня. За последний год повысили квалификацию 97% педагогического коллектива по различным направлениям.
Профессионализм и компетентность педагога и его эмоциональная стабильность - те составляющие, от которых зависит качество педагогической деятельности и конкурентоспособность техникума на рынке образовательных услуг. Учитывая существующие проблемы «синдрома эмоционального выгорания педагога», особенно старшего возраста, (долговременные стрессовые реакции, возникающие в следствие продолжительных профессиональных стрессов, когда происходит процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии) работаем над мотивацией педагога, расширением сферы его самосознания, изучением профессиональных возможностей и самореализации в профессии.
За прощедший год количество педагогов, полностью удовлетворенных собственной профессиональной деятельностью, увеличилось на 28,5%, количество неудовлетворенных уменьшилось на 28,3%. Уровень состояния психологического климата в коллективе повысился от состояния "средний" до состояния "высокий". Положительная динамика наблюдается в росте заинтересованности педагогов в творчестве, инновациях: на 18,1% увеличилось количество преподавателей и мастеров производственного обучения, проявляющих высокую заинтересованность, и на 25,9% снизилось количество педагогов с низкой заинтересованностью. На 12,1% возросла численность педагогических работников, хорошо владеющих современными методами обучения, педагогическими технологиями, на 15% уменьшилось количество тех, кто владеет ими недостаточно.
На 14,3% стало больше педагогов - авторов передового педагогического опыта, на 14,3% - владеющих массовым педагогическим опытом и на 9,6% уменьшилось количество тех работников, у которых личный опыт педагогической деятельности отсутствует.
Как результат, ежегодно преподаватели техникума становятся лауреатами, дипломантами и финалистами областных и всероссийских конкурсов, конференций, выставок. Мы гордимся, что ежегодно на выставке «Карьера. Образование. Занятость» наши проекты отмечаются серебряными, бронзовыми наградами.
В педагогической теории предлагаются различные критерии эффективности методической работы, но нам ближе всего в этом вопросе подход того же Поташника, который предупреждает, что напрямую с успеваемостью обучающихся оценивать эффективность нельзя, необходимо смотреть, как изменились сами кадры, стали ли они «давать сладкие крупные плоды».
Если представить методическую деятельность через универсальную схему любого вида деятельности: Цель – Содержание – Форма – Результат, то о качестве результата можно говорить лишь при правильности выбора цели, содержания и формы. Но сами по себе идеальные цели, содержание и формы не дадут эффекта, если не замотивировать коллектив на методическую деятельность, профессиональное развитие [1, с.34].
Итак, для качественного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми качествами, условия, для развития которых успешно создает методическая служба. А методическая работа образовательного учреждения будет более эффективна и станет конкретным преимуществом если:
Список используемой литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.