Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

От мастерской до конкурсной площадки: опыт подготовки к региональному чемпионату Worldskills в Новосибирском автотранспортном колледже

11.05.2021 497 833
Ковшарь Иван Иванович
Ковшарь Иван Иванович, мастер производственного обучения

Борщенко Анатолий Борисович
Борщенко Анатолий Борисович, мастер производственного обучения

Новосибирский автотранспортный колледж

В период интенсивного развития мирового автопрома трудоемкий и дорогостоящий ремонт уступает лидирующие позиции, а техническое обслуживание выходит на новый уровень.

В Новосибирском автотранспортном колледже уже много лет готовят специалистов по обслуживанию автомобилей для развития кадрового потенциала транспортной области.

Для успешного обучения студентов специальностей 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» в нашем колледже была создана современная специализированная лаборатория. На площадках этой лаборатории преподаватели проводят занятия, лабораторно-практические работы, мастер-классы, занятия по подготовке к конкурсам и чемпионатам. Здесь будущие специалисты работают с действующими механизмами и агрегатами, постигают азы обслуживание систем и механизмов двигателя, трансмиссии, шасси. Для этих целей лаборатория оснащена учебными автомобилями: ГАЗель, Toyota Corolla, Лада Гранта, на которых выполняются учебные лабораторные работы. Также здесь размещен действующий стенд с двигателем: ЗМЗ-402(а/м Волга), L15А (а/м Honda), ЗМЗ-53(а/м ГАЗ53) и двигатели автомобилей для разбора: Ваз-2103, Ваз-2108, Toyota.

Эти агрегаты используются для проведения следующих работ:

-контрольный осмотр двигателя;

-прослушивание на работающем двигателе шумов различных узлов, агрегатов и навесного оборудования;

-замер компрессии;

- тестирование сжатым воздухом и выявление изношенных деталей двигателя;

-обслуживание системы двигателя;

-работа  на автомобильном подъемнике;

-диагностика электронных систем управления двигателем;

- диагностика ходовой части автомобиля.    

С полным перечнем лабораторно-практических работ можно ознакомиться в рабочей программе профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Для выполнения этих работ лаборатория оснащена:

-стетоскопами;

-компрессометрами;

-пневмотестером;

-аппаратом для вакуумной замены масла в ДВС и АКПП;

-аппаратом для промывки системы охлаждения и замены охлаждающей жидкости;

-аппаратом для замены рабочей жидкости АКПП;

-аппарат для заправки кондиционера

-аппаратом для замера вредных примесей в отработанных газах;

-стенды для проверки бензиновых и дизельных топливных форсунок;

-стенд для проверки дизельных насосов высокого давления (ТНВД);

-стенд для проверки и регулировки установки углов колес (развал-схождение);

-стенд для чистки и проверки работоспособности свечей зажигания.

Это не полный перечень оборудования используемого при выполнении лабораторно-практических работ. Лаборатория развивается, переоборудуется и ежегодно дооснащается. Регулярно подаются заявки на приобретение нового оборудования и инструмента, необходимого при обслуживании современных автомобилей и соответствующего требованиям ФГОС.

Часть лаборатории используется как учебный класс, где преподаватели дают теоретические знания студентам. Для улучшения процесса обучения в кабинетах был установлен проектор, и теперь процесс обслуживания можно сначала посмотреть на экране, после этого применять полученные знания на практике.

Не секрет, что с развитием автомобильного транспорта изменяется и специфика обслуживания. В связи с этим колледж переходит от специальности 23.02.03 «Технического обслуживания и ремонт автомобильного транспорта» к специальности, входящей в ТОП-50, 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей». ФГОС ТОП-50 отличаются тем, что в завершении программы обучения предусмотрен демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills.

Уже несколько лет подряд, параллельно с учебным процессом, преподаватели и мастера производственного обучения, прошедшие обучение и получившие сертификат, подтверждающий, что они являются экспертами-мастерами Ворлдскиллс по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», готовят участников к региональному чемпионату Worldskills «Молодые профессионалы» и региональному чемпионату «Абилимпикс». Студенты, желающие стать лучшими специалистами, на практике совершенствуют свои знания и умения, занимаются саморазвитием, а мастера производственного обучения и преподаватели им в этом помогают.

Подготовка участников начинается уже на первых курсах обучения. Очень важно выявить ребят, глубоко заинтересованных в изучении и ремонте автомобилей и развивать их мотивационную составляющую. Так, на базе колледжа работает секция, где все желающие ребята с первого по четвертый курс в свободное от учебы время занимаются более углублённым изучением устройства и ремонта автомобиля. Здесь они собирают и разбирают агрегаты, могут провести технический осмотр собственного автомобиля, заменить масло в двигателе, отрегулировать угол наклона фар, проверить люфт в рулевом механизме, под руководством мастеров производственного обучения, таким образом, получают бесценный опыт обслуживания автомобилей. Обычно из таких ребят получаются участники чемпионатов WorldSkills.

Для выявления способных и ответственных студентов для дальнейшей подготовки к участию в конкурсах, региональных чемпионатах WorldSkills Russia в компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» на базе колледжа проводятся совместно с преподавателями отборочные туры, по итогам которых выбирают самых достойных. Победители проходят усиленную практическую, теоретическую и самообразовательную подготовку.

В период подготовки участников с ними прорабатываются те задания, которые выполнялись на последнем национальном чемпионате Worldskills. Они состоят из нескольких модулей с обязательным ограничением времени.

Весь конкурс состоит из следующих модулей:

Модуль «AC» – Системы управления двигателем/электрические и электронные системы.

Модуль  A  – Системы управления двигателем.  

Общее время на выполнение модуля – 80 минут.

Модуль состоит из трех частей.

Оценка работы участника происходит по мере выполнения этапов модуля, согласно установленным точкам СТОП и по окончании времени с момента начала модуля. Точки СТОП прописаны в инструкциях. Инструкции предоставляются участникам. 

А1 - данный этап модуля направлен на определение причины отсутствия пуска двигателя автомобиля (без использования диагностического сканера), только при помощи измерительного оборудования (мультиметр и/или осциллограф). Оценка выполненной работы ведется экспертом по разработанному оценочному листу, либо автоматически системой.

Задача участника: найти неисправность логическим путем размышлений, записать обнаруженную неисправность в лист отчета, и сообщить причину неисправности эксперту, продемонстрировав ее обоснование необходимыми результатами измерений. Ответ участника должен быть полностью обоснован его действиями и работой с измерительным оборудованием (мультиметром и/или осциллографом). Время выполнения 30 минут.

А2 - данный этап модуля направлен на восстановление устойчивости работы двигателя на различных режимах (без использования диагностического сканера), только при помощи измерительного оборудования (мультиметр и/или осциллограф).

Задача участника: найти неисправность логическим путем размышлений, записать обнаруженную неисправность в лист отчета, и сообщить причину неисправности эксперту, продемонстрировав ее обоснование необходимыми результатами измерений. Ответ участника должен быть полностью обоснован его действиями и работой с измерительным оборудованием (мультиметром и/или осциллографом). Время выполнения 30 минут.

A3 – данный этап модуля направлен на демонстрацию знаний и умений работы с измерительным оборудованием (мультиметром и/или осциллографом). Необходимо снять характеристики исполнительных механизмов в определенных условиях. Участник на листе формата А4 графически должен отобразить полученные измерения, с указанием размерности шкал и зафиксированных результатов измерения, с указанием величин.

Модуль «С» – Электрооборудование

Общее время на выполнение модуля – 40 минут.

Модуль состоит из двух частей.

Оценка работы участника происходит по мере выполнения этапов модуля, согласно установленным точкам СТОП и по окончании времени с момента начала модуля. Точки СТОП прописаны в инструкциях. Инструкции предоставляются участникам. 

С1 – данный этап модуля предполагает выполнение нескольких заданий. Задача участника: найти неисправность логическим путем размышлений, записать обнаруженную неисправность в лист отчета и сообщить причину неисправности эксперту, продемонстрировав ее обоснование необходимыми результатами измерений. Ответ участника должен быть полностью обоснован его действиями и работой с использованием мультиметра.

С2 – данный этап модуля предполагает определение неисправности в электрической цепи какого-либо электрического потребителя, при помощи измерительного оборудования (мультиметр и/или осциллограф). Задача участника: найти неисправность логическим путем размышлений, записать обнаруженную неисправность в лист отчета и сообщить причину неисправности эксперту. 

Оценка выполненной работы ведется экспертом по разработанному оценочному листу. Ответ участника должен быть полностью обоснован его действиями и работой с использованием диагностических приборов.

Модуль «D» - Коробка передач (механическая часть). КПП: ВАЗ 21800

Конкурсанту необходимо провести разборку/сборку КПП в соответствии с технологической картой, провести технический контроль, провести необходимые измерения. Выбрать правильные моменты затяжки. Результаты записать в лист учёта.

Модуль «E» - Двигатель (механическая часть). Двигатель: ВАЗ 21124, 21126, 21127

Конкурсанту необходимо провести разборку/сборку двигателя в соответствии с технологической картой, провести технический контроль, провести необходимые измерения. Выбрать правильные моменты затяжки. Результаты записать в лист учёта.

В 2017 году преподавателями и мастерами  производственного обучения были подготовлены два студента к региональному отборочному этапу Национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс». По итогам чемпионата наши студенты заняли призовые места: Диплом за 2 место – Турко Артем Тарасович; Диплом за 3 место – Первухин Анатолий Яковлевич. Конкурс проводился c целью демонстрации и оценки квалификации участников в данной компетенции. Участие позволило не только ребятам, но и преподавателям и мастерам лучше узнать свои слабые и сильные стороны, сравнить свой уровень развития с уровнем развития других ребят, понять, что нужно в себе улучшить, что в итоге приведет к повышению профессионального уровня участника. Это все способствует быть конкурентоспособными специалистами в условиях СПО. В 2021 году Первухин Анатолий Яковлевич принят мастером производственного обучения в наш колледж.

В 2019 году был подготовлен студент нашего колледжа Николай Субботин, который занял третье место в Региональном чемпионате «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) – 2019» по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

В 2021 году Сомов Владимир, студент группы 3то-01 стал призером (3 место) Открытого Регионального чемпионата «Молодые профессионалы (Worldskills Russia)» в Новосибирской области – 2021 по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

Всех этих ребят готовили в лабораториях нашего колледжа

В 2022 году на площадках колледжа впервые пройдет демонстрационный экзамен в рамках итоговой государственной аттестации для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». Уже сегодня готовятся посты для проведения пробного демонстрационного экзамена, над этим работают преподаватели и мастера производственного обучения, для того чтобы по окончании колледжа и получения диплома молодые специалисты были высоко востребованы на рынке труда и свободно могли ориентироваться в условиях современного мира.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*