Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Индивидуальное проектирование как метод реализации проектной деятельности, необходимой при выполнении ВКР

26.03.2021 360 529
Белозерцева Галина Валентиновна
Белозерцева Галина Валентиновна, преподаватель

Карабутова Татьяна Владимировна
Карабутова Татьяна Владимировна, преподаватель

Томь-Усинский энерготранспортный техникум

Сегодня общество требует от системы среднего профессионального образования подготовку современных конкурентоспособных специалистов. Оно вкладывает в данное понятие такие профессиональные и личностные характеристики как:

- профессиональная мобильность,

- устная и письменная коммуникация с учетом особенностей социального и культурного контекста.

- способность к поиску, анализу и интерпретации информации для выполнения задач профессиональной деятельности, собственного профессионального и личностного развития.

В настоящее время рынок труда динамично изменяется:  появляются новые и возрастают требования к традиционным профессиям. Следовательно, выпускники организаций СПО должны быть полностью подготовлены к выполнению своих функциональных обязанностей в меняющейся производственной системе. 

В процессе профессионального обучения студенты техникума осваивают универсальные учебные действия, в том числе:

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении профессиональных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов

- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении профессиональных задач [2, с.5].

Данные учебные действия направлены не только на овладение студентами обязательных требований программы подготовки специалистов среднего звена, но и в умении правильно составить и оформить документацию. В учебном процессе к таким документам относятся курсовые проекты (работы) и выпускные квалификационные работы.

Выполнение курсовых работ и выпускной квалификационной работы (ВКР) является важным этапом обучения студентов в образовательной организации. Данные виды работ – это научно-исследовательские или проектные разработки творческого характера, которые студенты выполняют самостоятельно под руководством преподавателей.

В ходе публичной защиты работы студент должен показать:

  • актуальность и практическую значимость своей работы;
  • четкое понимание цели исследования;
  • продуманность задач, которые он решает для ее достижения;
  • освоение способов решения стоящих перед ним задач;
  • достижение определенных результатов на основании их анализа;
  • формулирование выводов и доказательство их обоснованности.

В рамках поиска и реализации новых подходов к качеству образования в ТУ ЭТТ создана  проблемно-творческая группа в составе преподавателей и руководителей курсовых и дипломных работ. На основании анализа выполнения студентами курсовых  и дипломных работ, а также в рамках реализации мероприятий по устранению замечаний председателя ГЭК, проблемно-творческая группа сформировала запрос администрации техникума о необходимости выделения учебного времени на освоение студентами навыков проектной деятельности.

С этой целью в ТУ ЭТТ в рабочие учебные планы по специальностям внесены изменения в части введения учебной дисциплины по выбору УДВ.01.Основы индивидуального проектирования. Дисциплина  предназначена для изучения основ научно-исследовательской, аналитической, проектной деятельности в профессиональных образовательных организациях при подготовке специалистов среднего звена.

Отличительная особенность курса состоит в том, что результатом освоения дисциплины УДВ.01. Основы индивидуального проектирования является индивидуальный проект, выполняемый каждым студентом в рамках одной или нескольких учебных дисциплин. Это обеспечивает:

  • приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности;
  • самостоятельное применение приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач;
  • развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности [2, с.8].

Индивидуальный проект по выбранной теме  выполняется студентом ГБ ПОУ ТУ ЭТТ в течение одного семестра,  в рамках отведённого учебным планом времени, и представляет собой завершённое учебное исследование.

Содержание курса направлено на решение студентами ГБ ПОУ ТУ ЭТТ следующих задач:

  • формировать навыки проектной деятельности, навыки анализа и синтеза, оценки и сопоставления методов исследования;
  • развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
  • совершенствовать умение поиска информации из разных источников с использованием информационных технологий;
  • содействовать профессиональному самоопределению;
  • формировать культуру публичного выступления при защите индивидуального проекта, курсовой, выпускной квалификационной работы [1, с.4].

Исследования проблемно-творческой группы показал, что проектная деятельность служит средством развития качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. 

Индивидуальное проектирование для студента – это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания и умения, публично показать достигнутый результат.

Индивидуальное проектирование для преподавателя – это метод, позволяющий  обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения профессиональных задач, включающий эффективные средства формирования универсальных учебных действий [3, с.54].

В рамках деятельности проблемно-творческой группы был проведен анализ качества подготовки докладов и рефератов по общеобразовательным дисциплинам, выполненными студентами первого курса специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции (по отраслям) 2019/20 и 2020/21 учебного года. Анализ показал, что введение учебной дисциплины УДВ.01.Основы индивидуального проектирования в 2020/21 учебном году позволило повысить следующие показатели:

  • постановка цели и задач  – на 40 %;
  • планирование путей достижения цели проекта – на 30 %;
  • глубина раскрытия темы – на 35 %;
  • разнообразие источников информации, целесообразность их использования – на 40 %;
  • степень самостоятельности  автора, творческий подход к работе  – на 33 %;
  • соответствие требованиям оформления письменной части – на 90 %;
  • качество представления доклада – на 80 %.

Студенты первого курса ТУ ЭТТ стали активными пользователями электронной библиотеки ТУ ЭТТ и  Znanium.com, самостоятельно осуществляют поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальное проектирование является эффективным методом реализации проектной деятельности, необходимой при выполнении ВКР.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Индивидуальное проектирование как метод реализации проектной деятельности, необходимой при выполнении ВКР




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*