Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование проектного метода для организации УИРС

11.11.2013 1240 1 2948
Зенкова Юлия Александровна
Зенкова Юлия Александровна, преподаватель

Бердский филиал Новосибирский медицинский колледж

Наш современный мир невозможно представить без компьютерной техники. Ведь компьютерный мир так красочен и заманчив, что привлекает школьников и студентов.


Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию учащихся к учебе.

Кроме того, применение компьютера на занятиях позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Работая на компьютере, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.


Однако информационно-технический прогресс имеет и негативную сторону – работа за компьютером может привести к проблемам со здоровьем, особенно в подростков возрасте. Об этой негативной стороне работы с компьютером редко  задумываются обычные пользователи. Между тем времяпровождение за компьютером уже породили целый ряд заболеваний.


Студенты 1 курса Бердского медицинского колледжа озадачились проблемой вредного влияния компьютера на здоровье человека, а в частности молодого поколения. Среди ребят была организована учебно-исследовательская группа в составе 4 человек. Они провели исследование в рамках учебно-исследовательской работы (УИРС) и выяснили как же влияет компьютер на жизнь и здоровье нынешних студентов Бердского медицинского колледжа. Темой исследования стало «Выявление уровня информированности студентов колледжа о  профилактике негативного воздействия компьютера на здоровье человека».


Исходя из темы, были поставлены задачи:

1. Определить: сколько времени в неделю студенты колледжа проводят за компьютером. Сколько часов из этого времени потрачено на подготовку к занятиям?

2. Выяснить: каким объёмом знаний обладают студенты колледжа в области безопасного использования компьютера:

  • знают ли они санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером и соблюдают ли их?
  • знают ли  признаки и основные симптомы компьютерной   зависимости и наблюдают ли они у себя эти признаки и симптомы?
  • знакомы ли студенты с перечнем заболеваний, которые чаще всего возникают у детей и подростков при чрезмерном и/или неправильном  использовании компьютера?

3. Организовать поиск статистических данных по этой проблеме в Интернете.

4. Проанализировать полученные данные и на основе анализа результатов исследования разработать рекомендации для студентов и школьников.

5. Создать Сборник физических упражнений и физкультминуток для профилактики негативного воздействия.

 

Для решения поставленных целей и задач группой студентов, занимающихся УИРС, были определены этапы работы и методы исследования:

1. Изучение литературы по данной проблеме.

2. Разработка анкеты.

3. Проведение опроса среди студентов колледжа.

4. Подбор статистических данных по рассматриваемой проблеме из  Интернета.

5. Анализ результатов анкетирования, выявление проблем.

6. Разработка методических рекомендаций.

7. Составление сборника физических упражнений.

 

В анкетировании и эксперименте  участвовали студенты 1-2 курсов. Для начала была проведена анонимная анкета, которая позволила выяснить уровень компьютерной зависимости наших студентов, а так же уровень компетентности в области безопасного использования ПК.


Анкета для студентов

 

1. Ваше отношение к компьютеру?

  • Положительное
  • Отрицательное
  • Равнодушное

2. Для чего вы используете компьютер?

  • для учебы
  • для игр
  • для общения в социальной сети
  • свой вариант ответа

3. Делаете ли вы перерывы при работе за компьютером?

  • да, всегда
  • нет
  • иногда

4. Сколько вы  времени проводите за компьютером в день?

  • 15-20 мин
  • 30-60 мин
  • 1-2 часа
  • 2-3 часа
  • Более 3 часов

5. Знаете ли вы правила работы за компьютером и соблюдаете ли их (правильное положение тела и рук, время проведения за компьютером, световой режим, и т. д.)

  • Да, соблюдаю все правила
  • Да знаю, но не соблюдаю все требования
  • Нет, не знаю
  • Соблюдаю иногда, когда сильно устаю

6. Знаете ли вы признаки и основные симптомы компьютерной   зависимости ?

  • Да
  • Нет

7. Испытываете ли вы боли в спине, запястьях или других частях тела при работе за компьютером?

  • Да
  • Нет

8. Знаете ли вы к каким заболеваниям может привести работа за компьютером?

  • Да
  • Нет

9. Испытываете ли вы нервное напряжение, если не имеете доступа к компьютеру и Интернету?

  • Да
  • Нет

10. Как вы считаете компьютер наносит вред здоровью человека?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю


Результаты оказались не утешительными.






Опрос показал: все ребята знают, что компьютер наносит вред здоровью человека, большая часть исследуемых в той или иной степени имеют компьютерную зависимость и не могут от него отказаться даже на день. Большинство опрошенных жалуются:  на боли в спине, усталость глаз и затекание различных частей тела после долгого пребывания за компьютером, но только небольшой процент ребят знают к каким заболеваниям может привести работа за компьютером, если не соблюдать правила при работе за компьютером также выяснилось, что многие ребята знают правила работы за компьютером, но не всегда их соблюдают.


В результате этапа по сбору информации в Интернете, студентами были сделаны следующие выводы: Основной вред от неправильного использования компьютера  проявляется в:

1. Ухудшении зрения. У более 75% всех пользователей, которые регулярно работающих с ПК, наблюдаются проблемы со зрением. Типичные симптомы - это покраснение, зуд, усталость, ухудшение зрения. Всё дело в том, что когда мы читаем книгу, наши глаза принимают падающий, отражённый свет. Глядя на экран, мы смотрим на источник света. Для чего наши глаза не совсем хорошо приспособлены.

К тому же, наши глазные мышцы постоянно напряжены и быстрее устают, чем при обычном чтении.

2. Возникновении проблем с мышцами и суставами. Длительное сидение на одном месте и в одинаковом положении, приводит к возникновению проблем в организме. Боли в шее, спине, покалывание в ногах — типичные спутники заядлого компьютерщика. Малоподвижный образ жизни негативно сказывается на здоровье человека.

3. Появлении психических расстройств. Различные нарушения функции нервной системы: ухудшение памяти, расстройства, неврастения, невнимательность, тахикардия. Риск развития данного типа болезней возрастает в 5 раз.

В результате исследования литературы по данной теме были выработаны следующие рекомендации: Вредное воздействие  компьютера на здоровье человека можно избежать, если следовать простым и эффективным советам:

  1. Делайте 15 минутные перерывы через каждые 40 минут работы. Дайте своим глазам отдохнуть!
  2. Используйте только экраны с антибликовым покрытием. Не экономьте на себе любимом. Используйте эргономичные мониторы, имеющие угол наклона 45°.
  3. Накрывайте ваши глаза чистой влажной тканью. Это необходимо делать всякий раз, когда вы чувствуете усталость. Можно делать примочки из испитой чайной заварки.
  4. Во время работы, вы должны находиться в удобном положении. Обязательное условие: прямая спина и достаточное расстояние от глаз до монитора (не менее 60-70 см).
  5. Применяйте различные упражнения, чтобы снять усталость глаз.
  6. Раз в 3 месяца обязательно посещайте окулиста. Держите под контролем ваше здоровье.
  7. Спать не менее 8 часов каждый день. Так, вы всегда будете полны энергии и сил.

 

Следуя этим простым рекомендациям, вы сбережёте своё здоровье на долгие годы.

 

По результатам УИРС в группе было выдвинуто предложение о проведении просветительской работы среди учащейся молодёжи города с целью информирования о способах профилактики негативного воздействия компьютера на организм человека.


Для организации профилактической работы были выпущены буклеты с призывом позаботиться о своем здоровье при работе с компьютером. Также студенты разработали сборник физических упражнений и физкультминуток для бережного отношения к здоровью при работе за компьютером, который включает в себя различные комплексы упражнений для глаз и тела, графические пальминги для глаз  в соответствии с Санитарными правилами и нормами.


В сентябре 2013г. студенты, принимавшие участие в учебно - исследовательской работе выступили перед школьниками МБОУ СОШ № 5 г. Бердска в рамках санпросвет работы по профилактике здоровья и рассказали, как правильно и безопасно пользоваться компьютером. В дальнейшем планируется продолжить эту работу среди учащейся молодёжи города.


Организация учебно - исследовательской работы – это прекрасная возможность для преподавателя проверить уровень сформированности общих компетенций. Так у обучающихся наблюдался устойчивый интерес к поисковой работе и стремление достичь определенных результатов. Так же они  продемонстрировали хорошие навыки работы в команде и способность выступления с докладом перед аудиторией: выступление перед школьниками общеобразовательной школы и  в рамках общеколледжной  студенческой учебной научно - практической конференции «Хочешь быть здоровым? Будь им!», которая ежегодно проводится по результатам УИРС.

 

Список литературы

  1. Баловсяк Надежда.  Компьютер и здоровье!- 2011, Спб, стр.44.
  2. Ермилова И.А. Собираетесь в школы? Тренируйте глаза! Ермилова И.А. Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.
  3. Ермилова И.А Ограничьте просмотр передач! Ермилова И.А. Здоровье школьника – 2008 - № 8, стр. 22.
  4. СанПиН: 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к ВДТ и ПЭВМ. Организация работы».



Назад к списку

Комментарии
Добрый вечер, у вас не достает данных в диаграмме, нет ответов на 3 вопроса.
Владислава
студентка

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*