Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с задержкой психического развития

31.12.2020 761 1336
Будякова Лилия Витальевна
Будякова Лилия Витальевна, преподаватель, к.п.н.

Лоикова Маргарита Викторовна
Лоикова Маргарита Викторовна, студент

Мезенский педагогический колледж

Мотивация обучения определяется как особый вид мотивации, включенный в деятельность учителя, учебную деятельность. Как и любой другой тип мотивации обучения, она определяется рядом специфических факторов для этой деятельности. Во-первых, она определяется самой системой образования, учебным заведением, в котором осуществляется образовательная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъективные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, притязания, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, субъективные особенности педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, спецификой преподавания.

Проблему формирования мотивов учения в школьном возрасте рассматривается А. К. Марковой. По ее глубокому убеждению, формирование педагогической мотивации является важным аспектом современного образования. Он состоит из многих факторов, которые меняются и новые отношения друг с другом входят: общественные идеалы, смысл учения, их мотивы, цели, эмоции, интересы и т. д. изучение процесса формирования мотивации у «ученика вообще» немыслимо, независимо от возраста и его специфических психологических характеристик. Возрастные особенности следует не только учитывать при описании мотивации, но и основываться на этих признаках. [1]

Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов уделяют большое внимание изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов - Дж. Бруннер, с его стороны этой теме уделялось много внимания. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (желание накопить опыт, умения, знания), которые ученый связывал с интересом.

В формировании мотивов обучения значительную роль играют вербальные подкрепления и оценки, характеризующие учебную деятельность ученика (Б. Г. Ананьев).

Учение как деятельность, формирующая учебные мотивы, представляет сложный процесс, обязательно включающий в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий. Преобразование учебного материала, звено контроля, оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника, выполняются совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.

Мотивация как психологический феномен интерпретируется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом - как совокупность мотивов.

В третьем - как раздражитель, вызывающий активность организма и определяющий его направление.

Предпосылки для формирования мотива достижения начинают складываться у детей в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а только к концу младшего школьного возраста, примерно к 3-му классу. В начале обучения окончательно формируются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива.

Говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего, следует отметить, что «сильные» и «слабые» ученики все же отличаются друг от друга не только и не столько по уровню интеллекта, сколько по мотивации учебной деятельности. Для сильных характерна внутренняя мотивация. Что касается слабых, то их мотивы в основном внешние, ситуативные.

Важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку ее достичь. Сознательный контроль ребенком своих действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут контролировать поведение на основе принятого решения, намерения и поставленной долгосрочной цели. Это особенно заметно, когда дети играют или делают что-то своими руками. Затем, увлекшись, они могут часами заниматься интересными и любимыми делами. В этих поступках и фактах также прослеживается явная тенденция к подчинению мотивов деятельности: возникшая принятая цель или намерение управляет поведением, не позволяя отвлекать внимание ребенка на посторонние дела. [2]

Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования у учеников мотивации к учебной деятельности. При этом подчеркивается, что управлять формированием мотивов учебной деятельности еще сложнее, чем формировать действия и операции.

Очень часто, именно из-за недостаточного формирования мотивов обучения, дети испытывают трудности в школе. Недостаточное развитие мотивационного сектора вызывает трудности в формировании потребностей и интересов. Потребности обычно отражают состояние потребностей человека в чем-то. Когда они осознанны, они проявляются в виде мотивов поведения. Это мотивирующие силы психической деятельности и действий индивида.

Г. И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова) отмечают, что характер учебной деятельности имеет существенное значение для формирования теоретического познавательного интереса. Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа: ситуативный, познавательный интерес, возникающий в условиях новизны; устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; включение познавательного интереса в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов. [3]

Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре одни и те же элементы, но их формирование протекает с задержкой и отличается некоторым своеобразием.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовании наиболее значимая мотивация связана с получением высоких оценок - это сильные, действительно действующие мотивы. На втором месте по степени выраженности у детей с ограниченными возможностями здоровья стоит престижная мотивация - «хочу учиться лучше всех». Это связано с отставанием в развитии такого ядерного личностного образования, как самооценка.

В связи с особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с отставанием в развитии мышления и речи, они испытывают значительные трудности в формировании всех видов учебной деятельности. Одним из наиболее существенных недостатков учебной деятельности детей является то, что они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а желанием соответствовать требованиям учителя. Нет возможности планировать свою деятельность с точки зрения времени и содержания.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Пути и приемы формирования мотивации достижения успеха младших школьников с задержкой психического развития




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*