Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Критерии использования динамических моделей в образовании

25.12.2020 491 743
Проценко Светлана Ивановна
Проценко Светлана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент

Сероглазова Алина Васильевна
Сероглазова Алина Васильевна, студент

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева

Урок, при проведении которого используются те или иные элементы информационной технологии, называют компьютерным.

Интерактивная геометрическая среда помогает учащимся легче освоить учебный материал, значительно облегчает процесс обучения в целом. Существует ряд приемов, критериев, а также формы работы (таблица 1), по которым строятся компьютерные уроки с использованием динамических моделей. 

Таблица 1 - Формы работы с интерактивной геометрической средой

Изучаемое  с ИГС

содержание

Класс с мультимедийным оборудованием

Компьютерный класс

Частичное

обеспечение ПК

учащихся класса

Полное обеспечение

ПК учащихся класса

Знакомство

с  геометрическими

моделями реальных

объектов

Фронтально демонстрировать процесс  по­строения модели учителем или просмотр ролика (дем.)

Просмотр в паре ролика, демонстрирующего процесс построения модели (дем.)

Выполнение по очереди заданий на построение модели (диаг.)

Просмотр ролика,

демонстрирующего

процесс построение

модели индивидуально (дем.)

Самостоятельное

выполнение заданий на построение модели

(инд.).

Предъявление

изображений

геометрических

объектов

Постановка задачи

готовым динамическим чертежом (дем.)

Фронтально демонст­рировать процесс по­строения динамического чертежа к условию задачи, теоремы (дем).

Просмотр задачи поставленной готовым

динамическим чертежом в паре (дем.)

Выполнение по очереди задания на построения динамического и статического чертежа по условию задачи (диаг.)

Просмотр задачи

поставленной готовым динамическим

чертежом индивидуально (дем.)

Выполнение задания на построения динамического чертежа по условию задачи (инд.)

Ознакомление

с правилами

построения

объектов в ИГС

Фронтально демон­стрировать процесс

построения объектов учителем или просмотр ролика (дем.)

Просмотр ролика в паре (дем.)

Выполнение по очереди задания на воспроизведение правил построения (диаг.)

Просмотр ролика

индивидуально

(дем.)

Выполнение задания на воспроизведение правил построения (инд.)

Решение задач,

допускающих

аналитический/

логический и

компьютерный

способ

Вызов ученика для

компьютерного ре­шения и его демонст­рации с последующим сопоставлением результатов с резуль­татами класса (инд.)

Решение задачи в паре «практик - теоретик» с последующим обсуждением результатов (пар.)

Решение задачи по очереди на компьютере и без него (диаг.)

Решение задачи на

компьютере и без

него (инд.)

Ознакомление с

геометрическим

фактом

Просмотр эксперимен­та на проверку дина­мической устойчивости, демонстрируемо­го учителем (дем.)

Просмотр ролика

проведения экспери­мента (дем.)

Просмотр ролика проведения эксперимента в паре (дем.)

Работа в паре «наблюдатель - экспериментатор» с готовым динамическим чертежом

(пар.)

Проведение экспе­римента с готовым

динамическим

чертежом

(инд.)

 В помощь учителям для подготовки компьютерных уроков геометрии с использованием УМК «Наглядная планиметрия» авторским коллективом С. Н. Котова, Р. П. Овчинникова, А. Е. Томилова, М. В. Шабанова и др. были разработаны примерные поурочные планирования и контрольные работы.   

В поурочном планировании определены: распределение уроков по компьютерным и традиционным; распределение компьютерных задач (анимации, динамические модели, упражнения, задачи) УМК «Наглядная планиметрия» по урокам; дополнительные задания (на построение, многовариантные, с параметром) для решения их в ИГС; задачи в учебниках геометрии, которые необходимо переформулировать или построить динамической модели для решения их в ИГС; организация деятельности учащихся в компьютерных классах.

Интерактивная геометрическая среда позволяет учителю подготовить и использовать на мультимедийных уроках следующие виды наглядности:

1) чертежи-иллюстрации (элементы этих чертежей можно легко изменить для достижения  желаемых пропорций; для отдельных элементов чертежа можно использовать разные стили, конструкции и цвет;

2) анимации и интерактивные модели, видеоролики для введения понятий, демонстраций объёма понятия, доказательства теорем, демонстрации алгоритмов построений и расчетов. Анимации позволяют представить во время движения отдельные элементы динамической иллюстрации, интерактивные модели – возможность управления различными элементами чертежа.

Принцип наглядности при обучении с использованием интерактивной геометрической среды приобретает новое качество: возрастает качество визуальной информации, она становится интереснее, красочнее, динамичнее, можно увеличить размер изобразительной наглядности для более детального рассмотрения без потери её качества; построение может осуществляться «в реальном времени»; есть возможность создания «наглядной абстракции», то есть раз­личных моделей и условно-графических интерпретаций свойств, соотношений, соответствующих условий.

Рассмотрим методические рекомендации по проведению уроков с компьютерной поддержкой.

  • необходимо разработать подробный план урока, сформировать вопросы и задачи к компьютерной презентации, моделям, придумать творческие задания, которые повысят мотивацию учащихся;
  • изначально использовать программу (интерактивную геометрическую среду) в демонстрационном, фронтальном варианте;
  • в начале урока лучше всего показать видеофрагмент длительностью не более 10 минут, на котором будет содержаться основная информация о структуре интерактивной геометрической среды и последовательность выполнения заданий, раздать учащимся карточки, содержащие вопросы и задачи к интерактивным моделям, в которые должны вноситься ответы учащимися;
  • основная часть урока должна быть посвящена самостоятельной работе школьников на компьютере. Учащиеся могут работать в одиночку, парами или по очереди;
  • желательно разработать в конце урока отчёт о выполненной работе, а при оценке групповой работы – проведение опроса с указанием вклада каждого из членов группы в общую работу для определения коэффициента индивидуального участия (компьютерные уроки без подведения итогов менее эффективны);
  • на уроках следует давать учащимся дополнительное время для того, чтобы они ознакомились с программой самостоятельно: познакомились с не относящимися к теме урока моделями, с неизученными инструментами ИГС, так как на первых уроках учащиеся наиболее заинтересованы в изучении интерактивной среды. Также учащиеся могут познакомиться со средой, освоить интерфейс программы, и тогда они будут более уверенно её использовать. Это позволит значительно сократить время на последующих уроках;
  • в конце урока учащимся, которые быстрее всех справятся с основными заданиями можно предложить творческие задания;
  • при проведении урока в компьютерном классе недопустима фронталь­ная работа с учащимися, сидящими за компьютером, на протяжении всего уро­ка, также не следует пытаться синхронизовать работу детей, постоянно преры­вать их работу и сообщать, какие действия им следует предпринимать далее;
  • при использовании компьютера геометрические навыки, приобретенные учащимися с помощью ИГС, должны быть закреплены реальными построениями, иначе реальные навыки не будут развиваться;
  • злоупотреблять компьютерным обеспечением, также как и любым другим одним методом работы, нельзя: так как учитель должен убедиться в том, что материал понят правильно, и что учащиеся воспринимают изученное отдельно от компьютера.

При использовании динамических моделей на уроках геометрии, учитель должен четко понимать принципы работы с компьютером, а также разбираться в выбранной программе. Необходимо учитывать то, что такие уроки следует проводить в компьютерных классах, а значит помнить о правилах работы за компьютером. При правильном подходе к работе с интерактивной геометрической средой, учащиеся не только освоят необходимый базис знаний, но также продвинуться в творческой и исследовательской деятельности, связанной с геометрией.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Критерии использования динамических моделей в образовании




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*