Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Кто же такой режиссёр театрализованных представлений и праздников? В чем особенность профессии, и какие отличия от режиссуры драмы и кино?

15.12.2020 2822 4223
Васенин Дмитрий Валерьевич
Васенин Дмитрий Валерьевич, преподаватель

Вятский колледж культуры

Зачастую абитуриенты и студенты, поступающие на специальность социально-культурная деятельность, не понимают, куда они пришли и чему их будут учить. Одни уверены, что из них будут готовить ведущих корпоративных банкетов и свадеб, другие считают, что детская анимация станет основной сферой их деятельности. И те, и другие заблуждаются. Театр масс – это действительно театр со своим языком, терминологией, символами и приемами. А апогей нашего творчества вовсе не вечеринка, шоу-программа, а проведение олимпиады и крупнейших площадных праздников с использованием огромной массы участников. Попробуем разобраться.

Аттракционность, зрелищность, искусство представления – это сила нашей профессии. Возможно, многие режиссеры драмы вступят в дискуссию, потому что считают, что искусство переживания более эмоционально и сильнее воздействует на зрителя. И, да и нет. Все зависит от того, как грамотно это искусство использует режиссер. Вспомните олимпийского мишку на Олимпиаде 80 в Москве – с одной стороны чисто технический процесс, а с другой стороны – какое сильнейшее эмоциональное воздействие это оказало на зрителя… В 2020 году в кировском драматическом театре проходил ежегодный студенческий бал, который был посвящен 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в один из эпизодов, массовый герой из числа студентов Вятского колледжа культуры прямо на глазах у зрителя собрал из множества частей огромный немецкий танк – символ мощи врага, затем главные герои бросили в этот танк гранату и он взорвался, разлетаясь на части и оставляя после себя клубы дыма. Это тоже пример технического процесса и аттракционности – танк изготавливался из множества крупных табличек, большой катушки и «взорван» был с помощью кипятка и жидкого азота, но на зрителя этот аттракцион произвел ошеломляющий эффект.

Написание сценария. В отличие от режиссеров драмы «пьесы» для своих «спектаклей» режиссер театрализованных преставлений и праздников пишет сам, то есть режиссер, как правило, является и сценаристом в одном лице. Сценарий представления или праздника – произведение синтетическое. В нем присутствуют элементы драматургии, но в целом он тяготеет к произведениям эпическим.

Особенность построения конфликта. Помимо трех типов построения конфликта: герой-герой (напр. Отелло и Яго), герой-среда («Горе от ума»), герой-зрительный зал(«Ревизор»), характерен для театрализованных представлений и праздников не персонифицированный конфликт, а надличный: не личное столкновение, не частный конфликт, а отражение социального конфликта. В празднике же вообще не обязательно, чтобы был сквозной конфликт, что допускает праздничная природа. Примеров надличного конфликта в театрализованных представлениях много: блокада и ленинградцы, война и дети, люди и страсти, власть и поэты и многие другие. Надличный конфликт можно так же рассмотреть в новогоднем театрализованном представлении «Дед Мороз VS Человек-паук», которое прошло в декабре 2018 года в Вятском колледже культуры - это противостояние зарубежной и отечественной культуры.

Мизансцена. Одно из главных выразительных средств выразительности режиссера праздников – мизансцена. Это – не только расположение действующих лиц, но и их перемещение в сценическом пространстве. Представьте, как важно продумать все выходы-уходы и действия на сценической площадке, когда у вас 10000 участников на площади или стадионе. Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера думать пластическими образами, когда он как бы видит все действия сценария выраженными пластически через участников.

Актер в театрализованных представлениях и праздниках. В отличие, от режиссуры драмы и кино - актер у нас не главное выразительное средство, а стоящее в одной линии с другими – декорациями, музыкой, светом, мизансценой и.т.д.  Когда на площадке несколько тысяч человек – не важно, какие чувства передает каждый, а важна общая картинка.

Особенное использование героев на сценической площадке. Помимо литературных героев(Онегин), исторических героев (Иван Грозный), которые бывают и в спектаклях, режиссеры праздников могут активно использовать киногероев(Терминатор), символических героев, коллективных, героя-зрителя и реальных героев. Если с киногероем все понятно, давайте разберем остальных.

- Как положено режиссеру праздников, мы стремимся «уйти» от быта и превратить наш праздник и представление в зрелище. Поэтому, нам не обойтись без героя СИМВОЛИЧЕСКОГО. Это условно заданный герой, некий символ, образ. Совсем не обязательно в исполнении человека. Например, в празднике истобенского огурца с нами может заговорить Земля истобенская, а на Дне города Кирова – памятник Сергея Мироновича.

- Нередко в наших праздниках используется герой КОЛЛЕКТИВНЫЙ. Это группа людей, которая выражает одну и ту же идею. Люди в этой группе, по сути, одинаковы, имеют одну и ту же позицию, одинаково мыслят, действуют и говорят. Такой герой обязательно должен существовать в крупных праздниках (уличных, площадных), на больших площадках. Это очень выгодно для режиссера и для зрителя. Для режиссера, потому что коллективный герой - укрупненный, с более яркой окраской, и на зрителя это, безусловно, оказывает большее воздействие, как эмоциональное, так и идейное. Коллективный герой более зрелищен и масштабен, что необходимо в праздниках. Пример массового героя – свита зимы на Масленице; армия татаро-монгольского ига; советское общество в эпизоде «Связанные одной цепью» фильма «Стиляги» и т.д.

- Особый разговор о героях РЕАЛЬНЫХ. Реальный герой – это живущий сегодня человек, свидетель и участник каких-либо событий, о которых идет речь в сценарии. Появление такого героя на сцене вызывает особое волнение у зрителей. Люди всегда эмоционально откликаются и реагируют на все настоящее, не поддельное, правдивое. (Мы можем использовать кировских ветеранов, в постановке театрализованного концерта «История вятского солдата», или заслуженного учителя в празднике, посвященного дню учителя и.т.д.)

- И конечно нельзя забывать, для кого мы пишем сценарии и создаем праздники и представления. Главный наш герой- ЗРИТЕЛЬ! На праздниках и представлениях, как правило, собирается много зрителей. Наша задача – превратить пришедшего зрителя из стороннего наблюдателя в соучастника событий. В этом есть одна из особенностей организации праздников – подтолкнуть зрителей к тому, чтобы они сопереживали. Если гости не просто наблюдают за происходящим со стороны, а активно, вместе с актерами влияют на ход событий, значит, они эмоционально захвачены, значит – они участники.

Документ. Еще одна особенность режиссуры театрализованных представлений и праздников – документальная основа. Это официальные документы, анкеты, трудовая деятельность, личное дело, где зафиксирован какой-то этап действия. Письма (воспоминания, дневники) – дают возможность понять человека, создать его портрет. Так мы можем раскрыть более полно исторического героя или событие. Наиболее сложным, требующим большого искусства в практике монтажной работы является монтирование документального диалога. При этом, документальный диалог должен быть живой речью, а не обменом цитатами. То есть, документальный материал необходимо преобразовать в художественный, при этом, не исказив факты.

Монтаж. В наших сценариях и наших постановках используется различный материал разных видов искусства, разных средств художественной выразительности: художественное слово, музыка, хореография, сценография, театральные фрагменты из спектаклей, пантомима, использование экрана, зримые стихи и песни, свет, современные технические средства(пиротехника) и многое другое можно соединить по средствам монтажа, чтобы организовать материал в логической последовательности и найти художественный образ театрализованного представления, концерта или праздника.

Символ, метафора, аллегория- иносказательные средства художественной выразительности. С их помощью сценарист и режиссер праздников может создавать в театрализованных преставлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей. Создавая массовое представление, сценарист должен стремиться подчинить воображение актера и зрителя укрупненным сценическим символам. Например, показать смерть или боль мы можем не через психологическое переживание и «кривляние» актера на сцене, а с помощью образа созданного с помощью огромного черного полотнища, лент, света и дыма, что будет не менее, а может и более выразительно и эмоционально.

Условность. Конечно, любой театр условен по своей природе – ведь как зритель, так и актер понимают, что действие происходит в «вымышленном мире», но театр масс, не только не боится условности, но и может демонстративно её выделить, допустив перевоплощение прямо на сцене из студента колледжа в героя представления и наоборот.

Место действия. Режиссер массового представления не ограничен сценической площадкой театра – ведь наши представления могут проходить в разных местах: на стадионах, площадях, улицах, полянах, водных акваториях, торговых центрах.

Актуальность и злободневность. Режиссеры театра масс могут в кратчайшие сроки подготовить и поставить театрализованное представление на тему, которая больше всего сегодня интересует общественность. К примеру, еще не написали пьесу про присоединение Крыма к России или про пандемию коронавируса, а режиссеры праздников уже в полной мере  используют эти злободневные темы в своих постановках. На IV городском конкурсе профессионального мастерства «Служу культуре» г.Кирова на сцене ДК «Россия» мы как раз наблюдали конфликт королевы и особого персонажа – COVID-19.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Кто же такой режиссёр театрализованных представлений и праздников? В чем особенность профессии, и какие отличия от режиссуры драмы и кино?




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*