Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременная система образования предъявляет высокие требования к изучению и к преподаванию любых предметов, в том числе и иностранных языков. Новые государственные образовательные стандарты требуют от школьного учителя примерять на себя все новые роли. Если раньше система знаний строилась на базе принципов классической науки: трактовка знания как суммы истин, которые нужно заучить и усвоить была положена в основу содержания и структуры всего образовательного процесса. Однако, современные реалии приводят к глобализации всех сфер жизни, в том числе и образования. И учитель должен ставить перед собой все новые задачи. Он должен проанализировать и выбрать стратегию и технологии обучения, из множества современных инновационных систем и методик выбрать те, которые помогут ему в большей степени достичь дидактической цели. А также не забыть о коммуникативном компоненте, здоровье сберегающих технологиях, инклюзивном обучении, интегрированном обучении и т.д. и т.п. А сегодня в условиях пандемии встает дополнительная необходимость владеть навыками и технологиями дистанционного обучения.
К сожалению, очень часто молодые специалисты выходят из стен ВУЗа с отличной базой знаний не только языка, но и методик и методов обучения, но попадая в реальную школу, в реальные классы, где, кроме того, чтобы выдать программу, нужно успеть поработать с детьми с ОВЗ, одаренными детьми и не забыть о здоровьесбережении, целеполагании и рефлексии, а еще создать благоприятный климат, поддержать дисциплину, успокоить плачущих из за плохой отметки, и поощрить тех, кто делает успехи, и уложиться в стандартные сорок минут. А за перемену успеть перенастроиться на разный уровень подготовки, и возраст учеников, и программу – ведь следом за уроком во втором классе у него может идти десятый, а потом шестой и снова второй. И успевать участвовать в профессиональных конкурсах, выступать на конференциях и писать научные статьи, работать с одаренными детьми, с родителями, мотивировать учеников на исследовательские и научные проекты, участие в олимпиадах различного уровня. А также писать рабочие программы, отчеты, вести электронный журнал, и кружки, и тематические мероприятия. Хочется добавить: и не сойти с ума, и не уйти из школы через полгода. И сохранить хоть какие-то душевные и физические силы для своей семьи. И развиваться как личность.
Как взять лишние часы в сутках и все успевать? Я, как практикующий школьный учитель, могу рассказать, какими методами и приемами пользуюсь лично я.
Что касается урока, его структуры и построения, на мой взгляд, отлично соответствует всем вышеперечисленным требованиям (и на 100% соответствует требованиям современных ФГОС) инновационная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ профессора М.М. Зиновкиной – система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач.
Креативная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ призвана обучить педагога технологиям, способствующим развитию творческих способностей учащихся. НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Цель данной системы – формирование творческой личности учащихся. Подцелями системы НФТМ является формирование в учебном процессе прежде всего дивергентного мышления и воспитания креативных качеств личности. (Утёмов В. В., Зиновкина М. М. 2013:2841).
Применение инновационных технологий непрерывного формирования творческого мышления в школе приводит к изменению структуры урока и ее наполненности. Соответственно, меняется и система оценок качества знаний. Творчество – это всегда внесение чего-то личного, своего, это выход за рамки общепринятой системы, это полет фантазии. Именно поэтому важной составляющей оценивания в системе НФТМ-ТРИЗ является не только уровень усвоения изученного материала, но и личностный рост каждого ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.
Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат:
а) развитие личностных качеств ученика;
б) его творческие достижения по английскому языку;
в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов (Утёмов В. В., Зиновкина М. М. 2013:2845)
Можно представить универсальную структуру урока НФТМ как систему блоков, например:
Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.
Блок 2 (содержательная часть) содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей.
Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.
Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
Блок 5 (интеллектуальная разминка – ИР) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей.
Блок 6 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока (Утёмов В. В., Зиновкина М. М. 2013:2842).
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Учитель и вызовы современности: как их преодолеть и не сойти с ума (опыт использования методик time-менеджмента и НФТМ-ТРИЗ)
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.