Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учитель и вызовы современности: как их преодолеть и не сойти с ума (опыт использования методик time-менеджмента и НФТМ-ТРИЗ)

16.11.2020 704 1036
Смарыгина Наталья Геннадьевна
Смарыгина Наталья Геннадьевна, учитель

Лицей №73, г. Барнаул

Современная система образования предъявляет высокие требования к изучению и к преподаванию любых предметов, в том числе и иностранных языков. Новые государственные образовательные стандарты требуют от школьного учителя примерять на себя все новые роли. Если раньше система знаний строилась на базе принципов классической науки: трактовка знания как суммы истин, которые нужно заучить и усвоить была положена в основу содержания и структуры всего образовательного процесса. Однако, современные реалии приводят к глобализации всех сфер жизни, в том числе и образования. И учитель должен ставить перед собой все новые задачи. Он должен проанализировать и выбрать стратегию и технологии обучения, из множества современных инновационных систем и методик выбрать те, которые помогут ему в большей степени достичь дидактической цели. А также не забыть о коммуникативном компоненте, здоровье сберегающих технологиях, инклюзивном обучении, интегрированном обучении и т.д. и т.п. А сегодня в условиях пандемии  встает дополнительная необходимость владеть навыками  и технологиями дистанционного обучения.

К сожалению, очень часто молодые специалисты выходят из стен ВУЗа с отличной базой знаний не только языка, но и методик  и методов обучения, но попадая в реальную школу, в реальные классы, где, кроме того, чтобы выдать программу, нужно успеть поработать с детьми с ОВЗ, одаренными детьми и не забыть о здоровьесбережении, целеполагании и рефлексии, а еще создать благоприятный климат, поддержать дисциплину, успокоить плачущих из за плохой отметки, и поощрить тех, кто делает успехи, и уложиться в стандартные сорок минут. А за перемену успеть перенастроиться на разный уровень подготовки, и возраст учеников, и программу – ведь следом за уроком во втором классе у него может идти десятый, а потом шестой и снова второй. И успевать участвовать в профессиональных конкурсах, выступать на конференциях и писать научные статьи, работать с одаренными детьми, с родителями, мотивировать учеников на исследовательские и научные проекты, участие в олимпиадах различного уровня. А также писать рабочие программы, отчеты, вести электронный журнал, и кружки, и тематические мероприятия. Хочется добавить: и не сойти с ума, и не уйти из школы через полгода. И сохранить хоть какие-то душевные и физические силы для своей семьи. И развиваться как личность.

Как взять лишние часы в сутках и все успевать? Я, как практикующий школьный учитель, могу рассказать, какими методами и приемами пользуюсь лично я.

Что касается урока, его структуры и построения, на мой взгляд, отлично соответствует всем вышеперечисленным требованиям (и на 100% соответствует требованиям современных ФГОС) инновационная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ профессора М.М. Зиновкиной – система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач.

Креативная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ призвана обучить педагога технологиям, способствующим развитию творческих способностей учащихся. НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Цель данной системы – формирование творческой личности учащихся. Подцелями системы НФТМ является формирование в учебном процессе прежде всего дивергентного мышления и воспитания креативных качеств личности. (Утёмов В. В., Зиновкина М. М. 2013:2841).

Применение инновационных технологий непрерывного формирования творческого мышления в школе приводит к изменению структуры урока и ее наполненности. Соответственно, меняется и система оценок качества знаний. Творчество – это всегда внесение чего-то личного, своего, это выход за рамки общепринятой системы, это полет фантазии. Именно поэтому важной составляющей оценивания в системе НФТМ-ТРИЗ является не только уровень усвоения изученного материала, но и личностный рост каждого ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.

Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат:

а) развитие личностных качеств ученика;

б) его творческие достижения по английскому языку;

в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов (Утёмов В. В., Зиновкина М. М. 2013:2845)

Можно представить универсальную структуру урока НФТМ как систему блоков, например:

Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

Блок 2 (содержательная часть) содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развития творческих способностей.

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.

Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

Блок 5 (интеллектуальная разминка – ИР) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей.

Блок 6 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока (Утёмов В. В., Зиновкина М. М. 2013:2842).

 

Оригинал публикации  (Читать работу полностью): Учитель и вызовы современности: как их преодолеть и не сойти с ума (опыт использования методик time-менеджмента и НФТМ-ТРИЗ)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*