Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение интерактивных технологий в преподавании информационных дисциплин

06.11.2020 455 773
Челядинова Татьяна Ивановна
Челядинова Татьяна Ивановна, преподаватель

Липецкий металлургический колледж

Современный подход к образовательному процессу основывается на управлении не личностью, а процессом ее развития. Основные методические тенденции сегодняшнего дня связаны сегодня с применением интерактивных технологий в  образовании.

Интерактивные технологии – это, прежде всего, организация и координация диалогового обучения, в ходе которого осуществляется непосредственное взаимодействие преподавателя и обучающегося. При этом, в отличие от распространенных активных методов обучения,  интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и между собой, а также на  превалирование активности и самостоятельности обучающихся в процессе обучения.

Особенностями использования интерактивных форм взаимодействия являются:

  • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
  • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
  • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
  • совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание схожих чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Использование интерактивных технологий в преподавании информационных дисциплин — это специальная форма организации познавательной деятельности, цель которой состоит в создании благоприятных и комфортных условий обучения, при которых обучающийся развивается в различных направлениях, а также ощущает свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что делает более продуктивным сам процесс обучения.

Задачами внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс при этом выступают:

  • пробуждение у обучающихся мотивационной активности и интереса к изучаемому материалу;
  • эффективное изучение и усвоение учебного материала;
  • организация самостоятельного поиска обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (возможен выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление активного воздействия между обучающимися, в том числе развитие навыков командной работы, проявления терпимости к любой точке зрения и т.д.;
  • формирование у обучающихся собственного мнения и отношения к проблеме;
  • формирование коммуникативных, социальных, жизненных и профессиональных навыков;
  • переход на уровень осознанной профессиональной компетентности обучающегося.

Во многих работах отмечается, что при внедрении интерактивных технологий кардинально изменяются функции и позиция преподавателя в процессе обучения, из основополагающей фигуры он преобразуется в координатора, который организует, регулирует и контролирует процесс. Он не дает готовых знаний, а побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Обучающимся же приходится обращать к уже имеющемуся социальному и профессиональному опыту, взаимодействовать друг с другом, совместными усилиями осуществлять поиск решения задач, преодолевать возможные конфликтные ситуации, искать компромиссы, принимать и отстаивать собственные решения, выбирать наиболее перспективные ответы. То есть в рамках применения интерактивных технологий активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Внедрение представленных форм интерактивных технологий в процессе обучения может включать в себя следующие этапы:

  1. Подбор содержания учебных задач и материала.
  2. Выбор форм использования интерактивных технологий.
  3. Разработка методического сопровождения обучающихся в рамках реализуемых форм интерактивных технологий и используемой информационной среды.

Подбор содержания  учебного материала информационных дисциплин основывается на компетенциях, необходимых к реализации, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.

Так, в ФГОС по большинству специальностей подготовки специалистов среднего звена предусмотрено изучение учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», которая наряду с общеобразовательной дисциплиной «Информатика», позволяет реализовать обучение на следующих уровнях:

  • базовый уровень – изучение основ информатики и информационных технологий;
  • квазипрофессиональный уровень – изучение специализированного программного обеспечения, используемого в профессиональной деятельности и углубленное изучение программного обеспечения общего назначения;
  • профессиональный уровень – использование информационных технологий для решения практических профессиональных задач [1].

В соответствии с представленными уровнями организация учебного процесса может различается как степенью внедрения, так и формами использования интерактивных технологий. Кроме того, состав и интенсивность применения интерактивных технологий будут варьироваться в зависимости от способностей обучающихся к самостоятельному выполнению учебных заданий, наличию навыков поиска и анализа информации, подготовленности к решению задач профессиональной направленности, а также от содержания учебного материала.

Базовый уровень обучения предусматривает ситуацию, при которой возникает необходимость изучения обучающимся нового материала, так как у него недостаточно профессиональных знаний в области информационных технологий. За счет анализа и синтеза представленной учебной информации обучающийся под контролем преподавателя осваивает новые средства информатизации и применяет их в решении задач. Совместная проверка качества выполнения заданий позволяет сравнить решения различных обучающихся как между собой, так и с имеющимся эталоном или аналогом.

На этом уровне распространены и наиболее эффективны:

  • творческие задания;
  • работа в малых группах;
  • обучающие игры;
  • лекция-беседа;
  • тренинги.

Квазипрофессиональный уровень обучения характеризуется акцентом на самостоятельную работу обучающихся при уже имеющихся опыте и знаниях в сфере информационных технологий. При этом предлагаемые для решения задания направлены на побуждение студентов к освоению новых возможностей уже известных технологий или к изучению функциональных возможностей нового программного обеспечения. Выполнение заданий на этом уровне обучения предусматривают выбор обучающимися наиболее эффективных средств, инструментов и технологий решения, применение креативных качеств и оригинальности мышления.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Применение интерактивных технологий в преподавании информационных дисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*