Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНа сегодняшний день в психолого-педагогической литературе остается открытым вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. Это напрямую связано с открытием новых возможностей и методов работы со сказкой. Сказка представляет собой психологический феномен, который несет в себе культурное и духовное наследие социума.
Как известно, умственное развитие детей характеризуется формированием образного мышления. Оно помогает ребёнку думать о каких-либо предметах, сравнивать их в уме, даже тогда, когда он ни видит их. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.
Современные научные данные показывают, что сказка помогает сформировать базовое доверие ребенка к миру. Также сказка прививает ценности добра и справедливости, красоты внутреннего мира. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к сверстникам. Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у младших школьников активный и богатый речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит школьников понимать эмоциональное состояние окружающих.
Благодаря работе со сказочным фольклором дети начинают раскрывать свой творческий потенциал. Развивается не только фантазия, но также и интерес к рисованию, к театральному творчеству, к пению и рукоделию. Поле для развития творческих способностей – очень широкое.
Творческие способности – это индивидуальные особенности каждого человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности в различных направлениях. Для развития способностей следует пройти несколько этапов, от самого низкого до самого высокого. Говоря о проблеме творческих способностей детей, следует помнить, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны учителей, так и со стороны семьи.
В рамках исследования, был разработан упрощенный тест на основе работ Пола Торренса. Участниками тестирования выступили ученики 4 класса, средний возраст которых составляет 10-11 лет. Разработанный тест был проведен среди учащихся 4 класса «МБОУ СОШ № 1» города Глазов. Участие в тесте приняли восемнадцать школьников.
Исходя из итога подсчитанных баллов по-каждому критерию, был вычеслен процент наиболее успешного фактора, который использовали участники теста. Можно увидеть, что наиболее успешным критерием является продуктивность. Практически все участники теста показали хороший результат именно в этом пункте. На втором месте месте распологается продуманность. Большинство рисунков, полученных в ходе работы с тестом, были продуманными до мелочей. Это заключалось в следующем: использование цвета; наличие мелких деталей; тщательно прорисованная картинка.
Продуманность можно хорошо увидеть во второй части теста. Участники теста непросто дорисовывали уже предложенные картинки, но также добавляли мелкие детали, превращая полученные ими рисунки в более подробное полотно для изучения. Оригинальность занимает третье место. В целом, можно сказать, что тринадцать из восемнадцати школьников пытались придумать что-либо оригинальное. Попадались рисунки, которые повторялись только в одной или двух работах максимум. Большинство вариантов рисунков можно встретить в каждом втором тесте.
Исходя из проведенной работы, можно предложить следующие методические рекомендации:
Таким образом, можно сказать, что ученики подошли к выполнению теста добросовестно. Не все участники теста смогли получить средний результат, что свидетельствует о том, что детям необходимо развивать творческие задатки с самого детства. Стоит обратить внимание и на то, что не все указания теста выполнялись, что указывает на невнимательность детей. Самый высокий показатель, по результатам теста, показала продуктивность; самый наименьший процент получила логика. Исходя из этого можно сделать следующий вывод : для каждого участника теста наиболее важно было выполнить, как можно больше заданий, при этом не включая логику и не пытаясь осмыслить происходящее. Это можно отметить, как негативный фактор при выполнении теста. Но при этом заметно, что каждый ребенок по-своему пытался справиться с заданиями теста, и выполнить работу не похожую на другие.
Совместная работа ребенка со взрослым поможет осознать и усилить полученные в результате изучения сказок знания. Таким образом, ребенок, включаясь в творческий процесс, активизируется в творческой среде, приобретает черты творческой личности.
Помимо всего, именно сказка служит одним из самых действенных способов развития творческого воображения ребенка. Ее слияние с другими видами творческой деятельности (театральной, художественной, литературной и т. д.) может давать положительные результаты.
Помимо этого работа со сказочным творчеством повзоляет скорректировать развитие личности ребёнка и направить его в нужное русло. Считается, что без этого жанра у детей формируются неправильные жизненные ценности и идеалы.
Список использованных источников
Оригинал работы:
Влияние сказочного фольклора Вятки на развитие творческих способностей младших школьников
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.