Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние сказочного фольклора Вятки на развитие творческих способностей младших школьников

24.09.2020 458 836
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Маутэр Лана Алексеевна
Маутэр Лана Алексеевна, студент

Вятский колледж культуры

На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе остается открытым вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. Это напрямую связано с открытием новых возможностей и методов работы со сказкой. Сказка представляет собой психологический феномен, который несет в себе культурное и духовное наследие социума.

Как известно, умственное развитие детей характеризуется формированием образного мышления. Оно помогает ребёнку думать о каких-либо предметах, сравнивать их в уме, даже тогда, когда он ни видит их. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.

Современные научные данные показывают, что сказка помогает сформировать базовое доверие ребенка к миру. Также сказка прививает ценности добра и справедливости, красоты внутреннего мира. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к сверстникам. Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у младших школьников активный и богатый речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит школьников понимать эмоциональное состояние окружающих.

Благодаря работе со сказочным фольклором дети начинают раскрывать свой творческий потенциал. Развивается не только фантазия, но также и интерес к рисованию, к театральному творчеству, к пению и рукоделию.  Поле для развития творческих способностей – очень широкое.

Творческие способности – это индивидуальные особенности каждого человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности в различных направлениях. Для развития способностей следует пройти несколько этапов, от самого низкого до самого высокого. Говоря о проблеме творческих способностей детей, следует помнить, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны учителей, так и со стороны семьи.

В рамках исследования, был разработан упрощенный тест на основе работ Пола Торренса.  Участниками тестирования выступили ученики 4 класса, средний возраст которых составляет 10-11 лет. Разработанный тест был проведен среди учащихся 4 класса «МБОУ СОШ № 1» города Глазов. Участие в тесте приняли восемнадцать школьников.

Исходя из итога подсчитанных баллов по-каждому критерию, был вычеслен процент наиболее успешного фактора, который использовали участники теста. Можно увидеть, что наиболее успешным критерием является продуктивность. Практически все участники теста показали хороший результат именно в этом пункте. На втором месте месте распологается продуманность. Большинство рисунков, полученных в ходе работы с тестом, были продуманными до мелочей. Это заключалось в следующем: использование цвета; наличие мелких деталей; тщательно прорисованная картинка.

Продуманность можно хорошо увидеть во второй части теста. Участники теста непросто дорисовывали уже предложенные картинки, но также добавляли мелкие детали, превращая полученные ими рисунки в более подробное полотно для изучения. Оригинальность занимает третье место. В целом, можно сказать, что тринадцать из восемнадцати школьников пытались придумать что-либо оригинальное. Попадались рисунки, которые повторялись только в одной или двух работах максимум. Большинство вариантов рисунков можно встретить в каждом втором тесте.

Исходя из проведенной работы, можно предложить следующие методические рекомендации:

  1. Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода, сумели спровоцировать эту энергию - так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться.
  2. При совместной творческой работе с ребенком, обязательно спрашивайте его мнение. Займите позицию равного человека по примеру: я считаюсь с твоим мнением, а ты с моим. Узнайте, как бы поступил ребенок с тем или иным предметом.
  3. Если уровень выполненного творческого задания не удовлетворяет ребенка, постарайтесь при беседе с ним показать возможности дальнейшего роста. Обговорите с ним, почему так получилось и что нужно сделать, чтобы в следующий раз предотвратить неприятность.
  4. Не в коем случае не нужно ругать ребенка, если у него что то не получилось на занятиях творчеством. Ободряйте его, хвалите, старайтесь показать тот факт, что не у всех всё выходит с первого раза. Если же наоборот указывать ребенку на недостатки его работ, то можно загубить тот самый творческий потенциал.
  5. Не стоит давить на ребенка. Если вам кажется, что ребенок поступает неверно при выполнении творческого задания, то направляйте его. Это должно быть не напрямую, а намёками. Лучше всего вести диалог при работе с ребенком.
  6. Организуйте для своего ребёнка место, в котором он бы мог заниматься творчеством. Для этого может сгодиться обычный письменный стол. Ребёнок будет знать, где находятся все материалы для творчества и у него появиться рвение к новому. Помимо этого, свое рабочее место может приучить школьника к дисципли и порядку.
  7. Для того, чтобы сформировать у ребенка четкие временные границы при занятиях творчеством, необходимо давать ему определенное время для выолнения тех или иных задач.
  8. Для развития логического мышления при занятиях творчеством, нужно уметь задавать ребенку нестандартные задачи.
  9. Необходимо обращать внимание на развитие фантазии, активности и нестандартного мышления ребёнка. В это могут помочь сказки, настольные игры, обучение игре на музыкальных инструментах и т.д.

Таким образом, можно сказать, что ученики подошли к выполнению теста добросовестно. Не все участники теста смогли получить средний результат, что свидетельствует о том, что детям необходимо развивать творческие задатки с самого детства. Стоит обратить внимание и на то, что не все указания теста выполнялись, что указывает на невнимательность детей. Самый высокий показатель, по результатам теста, показала продуктивность; самый наименьший процент получила логика. Исходя из этого можно сделать следующий вывод : для каждого участника теста наиболее важно было выполнить, как можно больше заданий, при этом не включая логику и не пытаясь осмыслить происходящее. Это можно отметить, как негативный фактор при выполнении теста. Но при этом заметно, что каждый ребенок по-своему пытался справиться с заданиями теста, и выполнить работу не похожую на другие.

Совместная работа ребенка со взрослым поможет осознать и усилить полученные в результате изучения сказок знания. Таким образом, ребенок, включаясь в творческий процесс, активизируется в творческой среде, приобретает черты творческой личности.

 Помимо всего, именно сказка служит одним из самых действенных способов развития творческого воображения ребенка. Ее слияние с другими видами творческой деятельности (театральной, художественной, литературной и т. д.) может давать положительные результаты.

Помимо этого работа со сказочным творчеством повзоляет скорректировать развитие личности ребёнка и направить его в нужное русло. Считается, что без этого жанра у детей формируются неправильные жизненные ценности и идеалы.

 

Список использованных источников

  1. Андреева, И.А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения / И.А. Андреева – М.: Кузьма, Букмастер, 2015. – 217c.
  2. Берк, Лаура. Развитие ребенка / Л. Берк. – М.: Питер, 2015. – 331 c.
  3. Гайдуль Е.П. В мире сказок [Текст] / Е.П. Гайдуль. – Пачатковая школа, 2016. – С. 10.
  4. Круглова, Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей / Л.Ю. Круглова. ‒ Челябинск, 2017. ‒ 207 с.
  5. Кузнецова, С.В. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка / С.В. Кузнецова, Е.Б. Рудакова, Е.А. Терских. – М.: Феникс, 2017. – 256 с.
  6. Нестеренко, А.А. Страна сказок / А.А. Нестеренко. – Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета, - 2017. 32 С.
  7. Паскаль С. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества». - М., 2016. – 325 с.

 

Оригинал работы:

Влияние сказочного фольклора Вятки на развитие творческих способностей младших школьников




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*