Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Научно-исследовательская деятельность и саморазвитие преподавателя

03.02.2020 409 770
Ленчевская Татьяна Тимофеевна
Ленчевская Татьяна Тимофеевна, преподаватель

Белебеевский медицинский колледж

По словам В.А. Сухомлинского первой ступенью профессионализма является исследовательская работа и педагогом-мастером может стать только тот, кто почувствовал в себе исследователя. Поэтому педагог-исследователь –это объективная социальная потребность, а хороший преподаватель должен быть исследователем.

Теоретический анализ работ показывает, что исследовательское творчество способствует формированию тех необходимых образований, которые как раз выделяются в качестве компонентов профессиональной компетентности. Так, например, исследовательская работа развивает оригинальное, творческое, нестандартное, дивергентное мышление - качества, необходимые для формирования профессионально-педагогического мышления. Вы скажете, почему сегодня так много говорится о компетентности. Это определяется изменившимися условиями и требованиями ситуации, которая сложилась в образовательной практике.

Модернизация профессионального образования России, предполагающая ее вхождение в Европейское образовательное пространство, развитие многоуровневого образования потребовали разработки новой парадигмы, целей, задач и содержания профессионального образования, а также формирования конкурентоспособной, мобильной и компетентной личности специалиста, соответствующей потребностям обновляемого общества.

Начальное и среднее профессиональное образование характеризуются как образование, «направленное на подготовку к профессиональной практической деятельности», имеющие «в качестве приоритетного и системообразующего практикоориентированный прикладной аспект». Поскольку технический прогресс влечет за собой быстрые и частые изменения в структуре занятости населения в целом, работодатели отдают предпочтение работникам, обладающим высокой профессиональной мобильностью и компетентностью. Мировой опыт показывает, что в системе многоуровневого практикоориентированного образования увеличивается доля образования, необходимого для высококвалифицированной практикоориентированной деятельности, требующейзначительной теоретической подготовки (в 5,3 раза). Поэтому компетентность, которая никогда не выделялась в качестве возможного или желательного эффекта учебной деятельности, становится самым востребованным товаром на современном рынке образовательных услуг.

Сегодня на педагогическом совете мы обсуждаем такую важную проблему как «Научно-исследовательская деятельность и саморазвитие преподавателя». Рассмотрим, что понимается под «развитием» и «саморазвитием» в современной педагогической науке.

Развитие в современной педагогике понимается как качественное изменение, наращивание личностных и профессиональных свойств, умений, знаний будущего специалиста. Существует несколько подходов к пониманию развития:

  1. Развитие - как интенсификация общего развития (Л. В. Занков).
  2. Развитие через способы учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
  3. Как развитие творческих качеств и креативности как свойства личности (И. П. Иванов, Г.Н.Волков, Г.С.Альтшуллер и др.).
  4. Развитие как запуск самоуправляющих механизмов личности, как развитие субъекта педагогической деятельности (И. С. Якиманская, Г. К.Селевко, Г. И.Аксенова, P. M. Асадуллин).

Проанализировав разные подходы к изучению профессиональной компетентности: процессуальный (Н. В. Кузьмина), личностный (Б. Г. Ананьев, А. И. Щербаков), процессуально-личностный (А. К. Маркова), результативный (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский), мы, вслед за представителями деятельностного подхода В. В. Давыдовым, П. Г. Щедровицким, Р. М. Асадуллиным, Г. А. Цукерман, понятие «компетентность» рассматриваем как степень фактической готовности, как качество актуализируемой профессиональной деятельности на уровне навыков, наработанных образовательных технологий, связанных с результативным действием в нестандартных ситуациях. Невозможно напрямую другого человека выучить компетентности, можно лишь создать условия, предоставить средства, инструменты. Таким эффективным средством саморазвития преподавателя в системе профессионального образования является научно-исследовательская деятельность.

Целью научно-исследовательской работы является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Научно-исследовательская работа преподавателей планируется и проводится в соответствии с целями и задачами учебного заведения, цикловых предметных комиссий, индивидуальных интересов, потребностей и возможностей преподавателей.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Научно-исследовательская деятельность и саморазвитие преподавателя




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*