Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКлючевые слова: историческое самосознание, «дух» музыки, музыкальный звук, творческая личность человека.
Традиционная концепция самосознания, с точки зрения которой функция контроля над деятельностью сознания, приведение ее к социокультурным нормам в наше время не может считаться достаточной. Социокультурная разобщенность в общечеловеческом масштабе сегодня так сильна, что этот механизм скорее поощряет, нежели разрешает конфликты. Это происходит всегда в случаях норм масштаба меньшего, чем общечеловеческий. Поэтому в наше время на первый план выходит нормотворческая, проектировочная и культуротворческая функция самосознания[1].
Целенаправленное «нормотворчество», как
деятельность по изменению сознания и преобразованию культуры, должно опираться
на общую схему деятельности, эту «клеточку сознания», включающую в себя базовые
содержательные, структурные и генетические моменты. Эта схема, опирающаяся на
идеи А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, может выглядеть следующим образом: 1)
психические качества: желание, способности, решимость; 2) действие:
целеполагание, определение средств, анализ обстоятельств, выводы и принятие
решения, осуществление решения, оценка результата; 3) деятельность: видение
(усмотрение) проблемы, понимание, действование; 4) рефлексия, как способ
переоценивать и изменять все предшествующие моменты в случае отсутствия нужного
результата[2]. В-третьих, данная социальная схема может применяться для анализа
«нормотворчества» в любой сфере индивидуальной и общественной деятельности и
сознания (например, в образовании).
Нам думается, что многие проблемы возникают из-за весьма слабой осознанности людьми собственной творческой деятельности. Вышесказанное, очевидно, может способствовать решению проблемы духовной и культурной разобщенности людей. Сознание и самосознание имеют общую основу, благодаря которой знание (мысль), несет в себе определенный «смысл-стереотип», существующий либо как нечто идеальное, либо как результат достаточно сложного иерархического подчинения чему-то высокоорганизованному. Следовательно, способность к смысловому, стереотипному мышлению дана изначально, причём, как форма, должная быть заполненной нравственным содержанием.
Сознание имеет и информативную составляющую. С этой позиции его можно охарактеризовать как условно конечное, весьма подвижное, производное от умственных функций человека, от его бытия, представляющееся цельной системой, на основе которой формируются наиболее рациональные цели, и происходит, таким образом, управление человека своим поведением в соответствии с ними. Самосознание несет в себе смысловую специфику таких понятий как «индивидуальность», «воля»; поэтому, его можно рассмотреть как форму, «оболочку» для сознания. Оно формирует личностно значимые цели, а также идеальное «Я», преобразующее реальное. Реальное «я» - сложное понятие. Раскрыть его можно, обозначив в нем два двухуровневых аспекта: поведенческий - внутреннее «я», характеризующее одномоментное состояние человека в «чистом виде», совокупность его рефлексов, потенций, а также внешнее «я», отображением которого выступает поведение человека в целом и гносеологический-внутреннее «я», характеризующее осознание себя человеком после действия или бездействия, «внезапное осознание», без (до) анализа и внешнее «я», характеризующее осознание человеком себя в целом на основе анализа своего поведения, т.е. взгляд на себя как бы «со стороны».
В содержании сознания (самосознания) есть много форм, рамок, которые имеют свое собственное содержание. Их сложное взаимодействие определяет всё многообразие смыслов и понимание явлений, неся в себе высокую организованность и сложность человеческого разума, стремящегося к самоосуществованию.
Для любой функции сознания главным является осознание, то есть раскрытие смысла объекта, его направленности и смысла информативного обеспечения с промежуточными продуктами его обработки. Достижение этого требует, в свою очередь, достижения человеком самосознания, которое заключает в себе чуть погасшую, но возобновляющуюся старую, мотивационную установку, что даст возможность для её полного осознания, осуществляемого извне и невозможного в её рамках. Процесс этот является одним из диалектических корней самого человеческого сознания.
Вопрос о природе человеческой сущности, а также вопрос об «информации ниоткуда» или вопрос о парадоксальном осознании продуктов бессознательной обработки внедоминантной информации, сама проблема самопознания или невозможность осознания «основы мыслей» при постоянном стремлении человека к осознанию их источника как невозможность видения глазом себя и «необъективный рационализм», или несоответствие фазы ощущения фактору истинному, должен существовать не как цель, а как следствие по отношению к другой цели, так как само следствие наступает закономерно необратимо.
Историческое самосознание состыкуется, на наш взгляд, с социальной «инерцией», как фундаментальным свойством самого социума. Эта инерция позволяет развиваться социуму независимо от внешних воздействий, причём, за счет накопления в историческом прошлом творческого потенциала. Данное понятие «инерция» позволяет выявить некие устойчивые связи в сложном взаимодействии объективного и субъективного, прошлого и настоящего, стихийного и сознательного.
Историческое самосознание направлено на осмысление социального процесса, который допускает как негативные управляющие воздействия, так и позитивные, которые учитывают инерциальную составляющую социума. В этом плане роль принципа историзма состоит в оценке кризисных моментов социальной, культурной динамики, которые формируют общее направление благоприятного развития общества. Нам думается, что принцип историзма необходимо применять в процессе разработки научно-обусловленной стратегии развития российского социума, причём, с целью предупреждения неуправляемых процессов.
Эти процессы становятся управляемыми, если осуществляется «дух», имя которому «музыка» и художественное творчество. Место музыки в социальном универсуме определяется тем, что музыка, благодаря имманентно присущей ей творческой природе, выступает подлинной основой истинно человеческого бытия в его цельности и органичности.
Историческое «самосознание» отталкивается от самой действительности, как философской универсалии, которая в большей степени соответствует языковой деятельности, чем языковой реальности; эта последняя часто оказывается подверженной процессу, связанному с конструированием, «измышлением» реальности; рассмотрение языка, как «естественного органа» человека и вместе с тем как «воздухообразной стихии» имеет, в принципе, дело с самой реальностью, но не, отнюдь, с её «явлениями». Ведь, явление, как подчеркивали немецкие философы (Фихте, Гегель), а затем и К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, «богаче сущности». Явление, как говорил Фихте, «лишь тогда завершается, когда всецело себя осознало»[3]. На данный момент следовало бы обратить самое пристальное внимание. Языковую реальность невозможно свести исключительно к знаковой реальности, а языковую деятельность-к знаковой деятельности. Во-первых, сами результаты человеческой деятельности далеко не всегда следует принимать за «реальность». Во-вторых, языковая деятельность выступает в тоже время и как свободное творчество самой «языковой реальности» (в её гуманитарной, экономической «ипостасях»). Научный, интеллектуальный интерес вызывает и тот тезис, что формирование «языковой реальности» и «языковой деятельности» осуществляется в коммуникативной сфере. Это действительно так, поскольку коммуникация органичным образом сопряжена с поставкой того тезиса, что то, что я имею сознание, есть, «условие сознания» других «я». Однако нам всё же следует склониться в сферу анализа субъективных отношений, чтобы выявить всё богатство частных импликаций идеи «исторического самосознания».
В то же время нам следует уделить внимание отношениям субъект - субъектным. Субъект - субъектные отношения соответствуют высшим духовным потребностям человеческой личности и способствуют формированию её позитивных ценностных ориентаций.
Музыка выступает как концентрация исторической
идеи, фокусирующей в себе целый спектр жизненных сигналов. В этом и состоит
источник жизнеспособности музыкальных произведений и его творческие потенции.
Музыка раскрывает субъективную неповторимость исполнения музыкального сочинения.
Творческая личность в сам момент издания и исполнения произведения приобретает черты «трансцендентального субъекта», выводящего произведение за границы личного эмпирического опыта. В связи с этим, установлено, что в самом процессе раскрытия потенции, силы музыкальной идеи композитор и исполнитель становятся творцами новых форм духовного бытия[4].
Синтетический анализ онтологических представлений о сущности музыкального звука позволяет анализировать музыкальный звук как универсальное космическое явление. И в данном отношении звук предстаёт как дух, т.е. как некая универсальная чувствительность. Звук есть некая сущность мира; весь мир имеет «звучащую природу». Звук выступает, поэтому, носителем «идеальной субстанции», выступает как само движение Вселенной. Историческое самосознание и дух музыки взаимодействуют между собой, таким образом, самым тесным образом.
Синтетический анализ онтологических представлений о сущности музыкального звука, представленных в древневосточных и западноевропейских религиозно-философских учениях, а также в современной постнеклассической научной картине мира, позволяет рассматривать звук как универсальное космическое и духовное явление. Вселенная имеет своим первоначалом «Звук-Сознание». Звук есть сущность мира; весь мир имеет звучащую природу и зависит в своем развитии от звука. Звук выступает,при этом, носителем идеальной субстанции движения Вселенной и являет этапы творения мира, связывая духовное и материальное. В Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у бога, и Слово было Бог» [Библ. От Иоан. 1,1]; само же слово есть звук-вибрация, «Бог». В Индии безначальным началом мира является Божественный звук «ОМ», не имеющий рождения и смерти; как только раздался глас «ОМ», так и началось движение мира. ОМ-это звук-источник Вселенной (Бога - Брахмана), потому что этим звуком Вселенная привела в движение первую вибрацию своего творения.
Согласно Ф. Шеллингу, звук есть первоначальная, чистая неразличимость облечения бесконечного в конечное, это нечто живое, для себя сущее. Современная постнеклассическая наука под разными терминами вводит в картину мироздания идею космического сознания («Всемогущего Разума») как атрибута Универсуума. Согласно современной космологической теории «большого взрыва», творческим проявлением этого духовного первоначала всего сущего является звук-вибрация: рождение Вселенной началось с мощного взрыва гигантского энергетического «сгустка», который сопровождался появлением звука огромной амплитуды колебаний. Этот звук и послужил импульсом к пространственному расширению Вселенной; вся Вселенная является своеобразным отзвуком, эхом тех звуковых волн, которые сопровождали начало расширения Вселенной.
Музыка – это гармония порядка в движении звука. Звук и порядок-гармония составляют два необходимых условия любой музыки, включая и классическую. Неорганизованный звук остается шумом (хаосом); порядок, не выявленный посредством звука, недоступен восприятию (в онтологическом смысле - «потенциальное», но не «действительное» бытие).
С онтологической точки зрения, можно говорить, поэтому, о двух видах музыки, тесно взаимосвязанных между собой: музыке универсума и музыке человеческого бытия. Музыка универсума («музыка небесных сфер») – это свойство самоорганизации первоначального «Звука», самоупорядочивание «Звука» по мере его движения, проявления в материи «облечения бесконечного в бесконечное» (Ф. Шеллинг), впадения «единства во множественность». Вселенская вибрация высшего «Звука» есть медленная и низкая вибрация огромной звуковой сложности.
В связи с этим «дух» музыки отсылает нас к идее творческой личности. Происходящая в результате актуализации экзистенции Личности человека новая культурная идентичность позволяет воспринимать её как некий шедевр музыкального творчества, причем, в форме личностного переживания общезначимой истины.
Дух музыки немыслим вне социального, исторического самосознания. Так, космологический характер философско-музыкальных учений Запада и Востока определяет особую роль музыки в религиозно-философском мировоззрении Китая и Индии. Место человека в универсууме определяется по принципу «микрокосм подобен макрокосму», в результате чего музыка на Востоке выступает с экзистенциально-онтологической стороны. Музыка в данном отношении способствует утверждению психо-эмоциональных состояний человека, воссоединяющих его бытие с бытием самого космического универсуума.
Заметим, что в музыке человек возвышает индивидуальное «я», свое конечное сознание до уровня всеобщего, универсального, социального «Я».
Историческое самосознание поддерживается духом музыки; ведь музыка способна выстраивать социальные, исторические взаимоотношения людей.
________________________________
1См.: Субботин А.И. Самосознание как явление и условие культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. - №2. - 2007г.-№ 2.
2См.: Субботин А.И. Деятельность, сознание, самосознание // Там же - №2. – 2002.-№ 2.
3См.: Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. - СПб., 1914. - С.699.
4См.: Бахтизина Д.И. Истинность музыки (онтологический аспект). – Авт-т дисс. канд. филос. наук. – Уфа – Сибай, 2006. – С.8.
Список использованной литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.