Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала
«Адаптационная энергия — наследственно определенный
ограниченный запас жизнеспособности. Человек непременно
должен израсходовать его, чтобы удовлетворить врожденную
потребность в самовыражении, совершить то, что он считает
своим предназначением, исполнить миссию, для которой,
как ему кажется, он рожден».
Г. Селье
Современный мир вынуждает человека на протяжении всей его жизни менять род и вид деятельности, сферы его интересов, места жительств, вид учебного заведения и многое другое. С необходимостью адаптироваться к чему-либо человек сталкивается с детства. Привыкание к детскому саду, затем к младшей школе и последующему переходу после окончания определённого количества классов в новое учебное заведение.
Данный процесс называется «социальной адаптацией». Сегодня одним из наиболее сложных вопросов социальной адаптации остаётся вопрос о привыкании обучающихся к новой образовательной среде.
Адаптация студента – это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно - мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.
В ходе теоретического исследования была рассмотрена психологическая характеристика понятия «адаптация». С термином «адаптация» ученики знакомятся ещё в средней школе в биологическом контексте. Как известно, данный термин (от лат. приспособляю) был введен в научный обиход во второй половине XVIII в. X. Аубертом для обозначения повышения и понижения световой чувствительности при изменениях освещенности (световая и темновая адаптация). [7] Позже он стал употребляться в биологическом аспекте (XIX в) в естественных науках с целью объяснения механизмов приспособления тех или иных живых существ к меняющимся факторам окружающей среды.
На сегодняшний день данное понятие тесно связано с современной жизнью, повышением мобильности и одновременным усложнением многих её сфер.
Среди наиболее часто встречающихся определений данного термина можно встретить, например, определение в терминологии Э. Дюркгейма, где говорится, что социальная адаптация – это усвоение индивидом социальных норм, их интериоризация. Т. Парсонсом адаптация интерпретировалась как баланс взаимных ожиданий индивида и социальной среды. [3, 7 с.]
Итак, социальная адаптация – это процесс или явление, иллюстрирующее приспособление, усвоение новых социальных норм и правил поведения ради успешного привыкания к изменившимся социальным и частным условиям.
Кроме того, отдельно выделяют также дидактическую адаптацию. Именно дидактическая адаптация, подробно изучаемая в педагогике, рассматривает процесс привыкания студентов к новой образовательной среде.
По Столяренко Л.Д., дидактическая адаптация – это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения [1, 3 с.]
Были выявлены факторы, влияющие на адаптацию к образовательной среде. Существуют несколько видов факторов, влияющих на процесс адаптации. Среди них выделяют объективные и субъективные факторы. Объективные факторы – те условия, свойства и характеристики внутреннего распорядка и внутренней дисциплины нового учебного заведения, на которые первокурсник не может влиять непосредственно. К субъективным (или внутренним) факторам протекания процесса адаптации к новой трудовой и учебной деятельности относят социально-демографические (пол, возраст, социальное и материальное положение, уровень образования и др.), социологические (степень готовности индивида к новой трудовой или учебной деятельности), социально-психологические.
Однако существует и другая структура факторов, тесно взаимосвязанных с объективными и субъективными условиями привыкания к новой среде. Так, в психологии выделяются факторы, позитивно влияющие на адаптацию, и факторы, влияющие на адаптацию негативно или отрицательно. К ним относят:
Была выявлены особенности психологического типа личности на адаптацию к образовательной среде.
Тип личности по К. Юнгу – система внутренних связей и установок человека, определяющего приоритет функционирования его психической сферы. Существуют три основных типа личности: экстраверты, интроверты и амбаверты.
Экстраверты, по мнению Юнга, обладают навыками, позволяющими им активно и постоянно взаимодействовать с окружающими. К характеристикам данного типа личности можно отнести: открытость, дружелюбность, инициативность; открытый, прямой взгляд, направленный на собеседника при общении; желание находиться среди людей, привязанность к дружеским компаниям; психологический дискомфорт в состоянии длительного уединения или одиночества и др.
Интроверты, по типологии К. Юнга, в отличие от экстравертов, черпают свою энергию в уединении и размышлениях. Интроверт застенчив, недоверчив, трудно приспособляется к внешнему миру, держится в стороне от событий, пессимистичен. Необщителен, стремится к уединению, ограничивает круг общения наиболее близкими людьми.
Несмотря на то, что сам К. Юнг считал интроверсию качеством, отличающим глубокомыслящих и серьёзных натур, адаптивные качества данного типа личности довольно низки из-за испытываемого в процессе коммуникации напряжения.
Амбаверты характеризуются сочетанием признаков как интровертов, так и экстравертов, т.е. являются срединным по уровню коммуникативности и восстанавливания внутренних ресурсов типом.
Несмотря на развитую структуру теории личности, именно такое базовое качество, как интроверсия/экстраверсия служит качественной оценкой адаптации человека, т.к. отвечает на наиболее важное в процессе привыкания качество – коммуникацию. Такая психологическая характеристика человека, как экстравертность/интровертность отвечает за успешность в адаптации путём налаживания коммуникативных связей с новым коллективом или обществом.
Было проведено исследование изучения влияния психологического типа личности на адаптацию первокурсников Вятского колледжа культуры.
Для подтверждения гипотезы были проведены диагностики: по выявлению типов личности, по изучению уровня адаптивности первокурсников к учебному процессу и новой образовательной среде. Базой исследования был выбран КОГПОАУ «Вятский колледж культуры» города Кирова, участниками диагностики являлись студенты специальности «Народное художественное творчество», в количестве 38 человек.
При выявлении типов личности студентов была использована следующая диагностика: тест по К. Юнгу для выявления типологических особенностей личности, а также для изучения адаптивности первокурсников к учебному процессу и новой образовательной среде была использована диагностика тестового типа, показывающая эффективность и уровень привыкания студентов первых курсов к Вятскому колледжу культуры.
По результатам тестирования по К. Юнгу был проведён качественный и количественный анализ и сделаны следующие выводы: 63,15% первокурсников Вятского колледжа культуры являются экстравертами, 23,68 первокурсников Вятского колледжа культуры являются интровертами и 18,42% первокурсников Вятского колледжа культуры являются амбивертами.
Вторым этапом исследования – проведение анкетирования, с целью диагностирования особенностей адаптации первокурсников Вятского колледжа культуры. Анкетирование и анализ уровня адаптивности респондентов специальности «Народное художественное творчество» проводились совместно с определением типа личности по К.Юнгу.
При анализе ответов данного соотношения среди респондентов специальности «Народное художественное творчество» получились следующие результаты: 60,52% первокурсников Вятского колледжа культуры обладают высоким уровнем адаптивности, 15,78% первокурсников Вятского колледжа культуры обладают средним уровнем адаптивности 23,68% первокурсников Вятского колледжа культуры обладают низким уровнем адаптивности.
В процессе изучения полученного материала была построена сводная таблица, в которой определён тип личности каждого респондента и соотнесён со средним показателем уровня его адаптивности, как с показателем качества привыкания к новой образовательной среде.
На основании соотношения психологического типа личности по К. Юнгу и уровнем адаптивности первокурсников получились следующие данные:
Таким образом, по итогам исследования была обнаружена зависимость влияния психологического типа личности на адаптацию студентов-первокурсников к новым условиям образовательной среды.
По итогам исследования были разработаны методические рекомендации по адаптации для первокурсников Вятского колледжа культуры и для педагогов, классных руководителей учебного заведения.
Список использованных источников:
Оригинал работы: Влияние психологического типа личности на адаптацию первокурсников Вятского колледжа культуры
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.