Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКонфуций
Активизация познавательной деятельности студентов в современном процессе образования имеет огромное значение, так как способствует воспитанию коммуникабельного, квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями социально-экономической действительности. Исследованием данной проблемы занимались многие ученые. Совместная учебно-познавательная деятельность студентов в группе, ее влияние на мотивацию и продуктивность интересовала ученых: М.Д. Виноградову, Г.А. Китайгородскую, В.В. Котову, Х.Й. Лийметс, Е.Д. Маргулис, А.К. Маркову и других. Возможности групповой работы для решения основных дидактических задач (формирование новых знаний и умений, повторение и закрепление учебного материала, систематизация знаний и их контроль) разрабатывали педагоги: Н.В. Петрова, А.Е. Рысенкова, Г.В. Сорвачева, Н.М. Яковлева. Но и в настоящее время эта тема является актуальной и перспективной для изучения и педагогической деятельности. Важное значение в активизации познавательной деятельности студентов принадлежит гуманитарным дисциплинам, которые формируют нравственную культуру, гражданское самосознание и политическую позицию. Особую роль в процессе образования играет дисциплина «основы философии».
Философия – одна из древних и увлекательных областей человеческого знания, связанного с осознанием и постижением человеком природного и социального мира. Осуществляя рефлексию, она формирует мировоззрение, духовно-нравственные ценности, способствует социализации личности, являясь способом бытия свободной, сомневающейся и самокритичной мысли.
В соответствии с ФГОС СПО в результате освоения дисциплины студент должен уметь ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Студент должен знать:
Изначально студенты не всегда осознают значение данной дисциплины в процессе обучения, так как «основы философии» – обязательная, но не специальная дисциплина. Поэтому задачами преподавателя являются: продемонстрировать, что «философия – наука мудрости»; организовать диалог, в ходе которого студенты самостоятельно откроют для себя истину; способствовать усвоению специального философского знания и умения в рамках дисциплины; способствовать формированию общих компетенций. Например, ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
Целью философского образования должно стать не только получение знаний, но и формирование гуманистических ценностных ориентаций личности. Важнейшая ценность философии - отстаивать право человека на самореализацию, утверждать в нем его собственное достоинство. Философское образование является важнейшим условием формирования духовной культуры личности.
В преподавании философии считаю эффективным использовать культурно-информационный подход, ориентированный на изучение истории философии. Поскольку история философии – школа теоретической мысли, позволяющая формировать толерантное отношение к разным точкам зрения, способствующая осуществлению свободы выбора и развитию умения оценивать, критически мыслить.
В учебном процессе применяю следующие формы:лекция (вводная, обзорная, проблемная, лекция-беседа), семинары-дискуссии, семинары-конференции, дебаты, которые активизируют познавательную деятельность студентов, способствуют расширению кругозора, формируют умение вести дискуссию, работать в команде, осознавать ответственность за принятые решения.
Лекционная форма позволяет систематизировать материал блока, раздела, проблемы курса. Для философии панорамный взгляд имеет особую ценность. Обзорная лекция отличается большой информационной емкостью.
Проблемная лекция - содержит различные противоположные взгляды на один и тот же объект.Студенты должны усвоить не только результаты познания, но и понять сам процесс, ведущий к результатам, осознать генезис знания. Например, при изучении древнегреческой философии, предлагаются проблемные вопросы, на которые искали ответы античные мыслители: «Как устроен мир?», «Возможно ли создание идеального государства?» «Чем отличается мировоззрение современного человека и от мировоззрения жителя древнегреческого полиса?». На лекции: «Природа человека и смысл его существования» предлагается ответить на проблемный вопрос: Почему Ж.-П. Сартр утверждал: «Будучи заброшенным в ту или иную историческую ситуацию, человек обречен на постоянный выбор себя»? Вовлечение студентов в решение проблем способствует формированию эмоционального и интеллектуального интереса.
Важную роль для развития познавательной активности студентов, осознанного восприятия материала играет семинар. Это характерная форма для преподавания гуманитарных дисциплин, а для философии особенно, так как способствует:
Типы используемых семинаров:
Семинар – дискуссия;
Семинар – изучение нового материала;
Семинар – конференция
Подготовка докладов, рефератов, сообщений, мультимедийные презентации.
Работа над рефератом предполагает исследовательскую деятельность.
Семинар – дебаты.
Студенты при подготовке к семинарам занимаются поиском информации для решения проблем, задач. Таким образом, они формируют компетенции – способность к самообразованию, совершенствованию умений, навыков. Умение обосновывать свою позицию – важное условие формирования самостоятельности мышления. Каждый семинар – представление различных философских концепций, которые выражают культурную, социальную среду эпохи.
Формированию творческой коммуникативной личности, способной
брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу,
человеку способствуют семинарские занятия, проводимые в форме «сократических
бесед», где преподаватель и студенты образуют некое неформальное общество,
ведут дискуссию, беседу в рамках темы. Такая форма проведения занятия удается,
например, по темам: «Становление и основные проблемы социальной философии»,
«Природа человека и смысл его существования», Философия экзистенциализма в
творчестве А. Камю, Ж.П. Сартра», «Философия и этические проблемы медицины».
Активизации
познавательной деятельности на занятии способствуют проблемные задачи. В
педагогическом процессе задача - средство овладения системой научных знаний,
формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой
задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только
актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом
процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и
усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи.
Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с
научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам средствами
научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической
деятельности.
Например,
при изучении философской категории «движение» - любого изменения, развития,
можно предложить проблемную задачу для актуализации познавательного интереса и
целенаправленного усвоения материала: «Диоген
объяснял ученику, почему элеаты не
соглашались признать факт движения. Дело было на берегу моря, ученик сидел на
песке, а учитель расхаживал перед ним. Вдруг ученик захлопал в ладоши и ответил Диогену, что видит его движение (движение
Диогена), глаза не могут обмануть. Диоген
побил ученика палкой. За что?»
Философия – дисциплина, позволяющая акцентировать внимание на нравственных ценностях, качествах будущего специалиста. Этические принципы и вопросы медицинской этики рассматриваются на многих занятиях. Семинар по теме: «Философия и этические проблемы медицины» включает рассмотрение проблем ятрогении. Дилеммы профессиональных ошибок, ответственности медработника, причинение вреда здоровью пациента – актуальны во все времена. Проблемы справедливости в здравоохранении, вмешательства в репродукцию человека - острые философские, религиозные, этические, не имеющие однозначного решения. Семинары, поднимающие эти сложные проблемы, способствуют не только активизации познавательной активности студентов, но и развитию устойчивого интереса, осознанию социальной значимости своей будущей специальности.
Одна из интересных форм семинара – дебаты. Эта педагогическая технология стимулирует познавательную активность студентов, развивает коммуникативные способности, навык аргументировать отстаиваемую позицию, формирует умение прислушиваться к позиции оппонента, учит быть толерантным к мнению другого, развивает способность обозначить и усвоить главное и второстепенное в теоретическом материале, увидеть акценты в речи оппонента. Дебаты как один из видов обсуждения, представляет собой свернутую форму дискуссии. Такие обсуждения имели место в российской системе образования еще в 17 веке и назывались диспутами. В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах всего мира: в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии. Создана Международная образовательная ассоциация «Дебаты». Существуют различные стили и типы дебатов: парламентские, политические и другие.
Дебаты по дисциплине «основы философии» проводились по темам: «Эвтаназия: за и против», «ВИЧ - угроза человеческим отношениям», «Быть избирателем – влиять на будущее России». Как образовательная стратегия эта форма занятий основывается на умениях: анализировать актуальные социально-политические события, концентрировать внимание на проблеме, организовать собственную деятельность для подбора информации выбора достоверных фактов, аргументов. Студенты, готовясь к семинару по теме, занимаются поиском необходимого теоретического материала, формулируют доказательства, используя логические основания в построении умозаключений, обретают собственную позицию рассматриваемой проблемы. Дебаты способствуют развитию критического мышления, этике защиты противоположных мнений. Познавательная деятельность активизируется при подготовке к дебатам, при формулировании опровергающих и утверждающих позиций, в момент перекрестного состязания. Так формируются стратегия , тактика убеждения, ораторские навыки. Необходимо отметить, что правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Поэтому следует верно ставить задачу-проблему. «Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить».
Таким образом, изучение дисциплины основы философии – это неотъемлемый этап в процессе образования будущего специалиста с освоенным багажом общих компетенций, востребованного современной реальностью.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.