Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКорреспондент рубрики
Жигулин Вячеслав Сергеевич - кандидат социологических наук, начальник отдела мониторинга СМИ, ООО «Центр исследований Гортис», Санкт-Петербург
Приглашенный внешний эксперт
Байер Юлия Паулевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС (Санкт-Петербург), консультант-практик в сфере HR и стратегирования, куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта, независимый HR-эксперт, член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.
В.Ж. – Юлия, прошлый раз мы говорили о том, что обучать стратегированию необходимо чем раньше, тем лучше и Вы рассказали о проекте, который реализуете с коллегами в одной из гимназий Санкт-Петербурга. Давайте поговорим более масштабно: знаем ли мы, чему учить старшеклассников, студентов, учитывая, что они будут в самом расцвете сил в 2050 году, и, при удачном стечении обстоятельств, встретят 22 век?
Ю.Б. – Мы должны признать, что сейчас, учитывая стремительное развитие технологий, мы понятия не имеем, как мы будем жить в 2050, и, тем более, в 2100 годах. Очевидно, что также сейчас нет проблемы получить любую информацию в один клик. Поэтому в таком измененном мире преподаватель вуза должен давать не столько информацию, сколько учить способности (компетенции) ее выбирать/отбирать, дифференцировать, различать что важно, а что нет, и, самое главное – на основе этой информации обучать умению самостоятельных выводов, умению принимать тактические и стратегические решения и нести ответственность за них.
В.Ж. – Чему же тогда надо учить студентов?
Ю.Б. – Мне кажется, надо смещать акцент с того, что учить цифры, даты и факты на то, чтобы приобретать практические компетенции, которые пригодятся в течение всей жизни, как бы ни менялась (а меняется она стремительно) внешняя среда. Вот эти компетенции, что называется, на вскидку:
- Умение мыслить творчески,
- Умение мыслить критически, отличать источники информации. Я говорю своим студентам, что так же, как они смотрят на состав и производителя продуктов (очень надеюсь, что смотрят), которые они едят, они должны смотреть на производителя информации, которой они кормят свой мозг и душу.
- Умение сотрудничать в социуме,
- Умение жить в условиях неопределенности, принимать неопределенность.
Кстати, некоторые из перечисленных компетенций как обязательные для освоения также указывает Юваль Харари в одном из своих бестселлеров, также можно сослаться на выдающегося ученого и автора многих бестселлеров Джо Диспензу, а об умении сотрудничать в социуме очень много сейчас пишет Даниел Гоулман. Наука разворачивается на наших глазах, требования внешней среды меняются соответственно.
В.Ж. – И все-таки, с незапамятных времен жизнь делилась на несколько этапов: обучение, работа, пенсия. Вы считаете, что это уже ушло в прошлое?
Ю.Б. – Да, безусловно. В настоящее время мы должны признать, что мы не можем себе позволить обучиться чему-то и дальше эксплуатировать знания, полученные нами в вузе всю жизнь. Нам важно принять и признать тот факт, что учиться надо будет всю жизнь, как бы с годами нам ни не хотелось меняться. Это уже научно доказанный факт, что как только наша жизнь, наши знания о жизни становятся рутинными и предсказуемыми, наши нейронные связи в мозгу устаревают, а вместе с ними – и наше тело, которое, привыкая к рутине, стареет. Поэтому так важно эти нейронные связи постоянно обновлять, обучаясь новому, путешествуя и выводя себя из зоны привычного рутинного комфорта. 21 век уже предоставляет и еще предоставит очень много возможностей для этого. Мы не можем себе позволить НЕ учиться постоянно, живя в 21 веке.
В.Ж. – А кто же научит преподавателей это преподавать?
Ю.Б. – Да, это, пожалуй, один из самых сложных вопросов. Часто преподаватели сами не обладают необходимой гибкостью мышления, способностями и желанием меняться, т.к. сами являются своего рода продуктом классической системы образования. Тем не менее, я думаю, рано или поздно, придет общее понимание того, что для того, чтобы преуспеть в этом и наступающем мире, не надо знать четкую дату начала Первой мировой войны (например), гораздо важнее обладать теми перечисленными мною компетенциями, которые помогут сохранить и развить себя, какой бы сбывшейся научной фантастикой ни стал наш мир через 30-40-50 лет.
В.Ж. – Значит ли это, что не надо изучать историю, физику, литературу?
Ю.Б. – Конечно же, нет, не значит. Акцент в изучении истории, социологии, психологии я бы делала на понимание общих тенденций и процессов, на формирование умения интегрировать факты в систему, самим делать выводы, экстраполировать тенденции. Сейчас же в ЕГЭ мы зачем-то натаскиваем школьников на краткосрочное запоминание дат и фактов. Зачем?
Важно, чтобы школьники, студенты научились синтезировать и обобщать знания, умели самостоятельно мыслить, не боялись стратегически планировать свою жизнь и нести за нее ответственность. А запоминать точные даты – это сейчас может “OK, Google” и голосовой помощник «Алиса», представьте, сколько таких помощников будет в 2050 году.
В.Ж. – Спасибо за такое интересное освещение темы! Ждем следующего интервью и продолжения разговора об образовании!
Ю.Б. – Спасибо Вам за интересные вопросы! До встречи!
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.