Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРуководствуясь стандартом нового поколения и «Национальной стратегией образования для устойчивого развития в Российской Федерации», педагоги нашей школы в образовательном процессе в урочной и внеурочной деятельности через разные предметные области развивают экологическую грамотность, уточняют ценности и смыслы устойчивого развития, содержащиеся в учебном материале, формируют у подрастающего поколения экологические, социальные и экономические ценности, связанные с приобщением к культурному опыту человечества по взаимодействию с окружающей средой, с формированием индивидуальной экологической культуры.
В центре внимания – ценность знаний и действий для гармонизации общества и природы.
На урочной и внеурочной деятельности педагоги применяют культурологический подход, который является основой формирования ценностей устойчивого развития. Для обучающихся решаются общекультурные задачи экологического образования, которые отражены в личностных и метапредметных результатах.
Работая над формированием ценностей, педагоги используют зелёную аксиому «считаться с тем, что есть границы дозволенного природой», реализовывали принцип Хартии Земли «Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений».
В ходе мировых исследований были сформулированы «зеленые аксиомы» и на их основе выстроена и апробирована концентрическая модель их введения в содержание общего образования, начиная с дошкольного возраста до выпускных классов общего среднего образования. Она ориентирована на последовательное и преемственное введение учащихся в поле экологического и нравственного императивов, («как жить») на пути в общество устойчивого развития.
Модель реализуется не через добавление «инородного» учебного материала в учебный предмет, а через придание уже имеющемуся в предмете учебному материалу новых значений и смыслов для устойчивого развития.
Инструментом сквозного вхождения образования для устойчивого развития в содержание разных школьных предметов выступает «опредмечивание» «зеленых аксиом», то есть, их «перевод» на язык этих предметов.
«Пропущенные» через содержание всего общего образования, «зеленые аксиомы» позволяют учащимся убедиться в универсальности и объективности экологического императива, побуждают считаться с ним, управляя своими желаниями и действиями, мыслить в координатах «необходимое – возможное».
Они учатся действовать с учетом запаса «прочности» природы, общества и человека, ценить природное и культурное разнообразие, соизмерять свои действия
О проблемах экологии мы стараемся говорить не только на географии, экологии, биологии, но и на других уроках. Я, как учитель русского языка и литературы, остановлюсь на своём предмете.
Мы знаем, что экологические проблемы были затронуты еще несколько столетий назад в творчестве писателей и поэтов.
Образы природы занимают видное место в творчестве поэтов и писателей. С их помощью одни выражали самые разнообразные чувства, другие осмысливали взаимоотношения человека и природы. Поэтические образы наталкивают учащихся на выводы о закономерностях и подводят их к пониманию причинно-следственных связей в природе. Они заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.
Начиная с 5 класса, обращаясь к пословицам, поговоркам и другим жанрам на тему природы, мы акцентируем внимание учащихся не только на метком образном русском слове, но и на бережном отношении ко всему живому. Здесь мы проводим связь с зеленой аксиомой, которая говорит о том, что нужно «…оглядываться на свой экологический след, учиться зеленому потреблению»
Или, например, сказ П.П.Бажова «Медной горы хозяйка». На примере этого произведения мы показываем связь литературы с зеленой аксиомой, которая говорит нам о том, что нужно «…считать и экономить ресурсы, искать смыслы жизни не в потребительстве». Ведь хозяйка выступает хранительницей природных богатств, она наказывает, гневается за варварское отношение людей к природе.
В 6 классе при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» мы находим проблему, которую поднимает автор, и определяем пути ее решения. Мысль о том, что природа может погибнуть, а человек предстаёт, как разрушитель, тревожит ребят. Они предлагают свои решения этой экологической проблемы.
На уроках литературы в старших классах проблемы взаимоотношения человека и природы и связь с зелеными аксиомами помогают выпускникам при написании сочинений по русскому языку по проблеме с экологией.
Не оставляют в покое люди и дикую природу. Осваивая её богатства, истребляет человек и животных, и птиц. Люди не задумываются о том, что природа и животные тоже живые . Здесь мы предлагаем ребятам 5-х, 6-х, 7 –х классов исследовательскую проектную деятельность. В течение года, останавливаясь на определённой теме, ребята исследуют проблему, ищут пути ее решения. А в конце апреля происходит защита проектов и обмен опытом.
Также мы закрепляем свою деятельность посещением городских программ, напрямую связанных с экологией.
Таким образом, формировать ценности устойчивого развития на основе культурологической теории можно с помощью различных методов и приёмов на различных уроках. Ведь мы не можем равнодушно относиться к тому, что сейчас происходит в окружающей среде. Нам хочется донести до обучающихся то , что мы можем изменить ситуацию в лучшую сторону. Несмотря на то ,что в мире создаётся множество организаций по защите и охране природы, хочется донести основную мысль: каждый способен изменить жизнь к лучшему! Беречь природу необходимо не только ради настоящего, но и ради будущего!
«Зеленые аксиомы» учат действовать с учетом запаса «прочности» природы, общества и человека, ценить природное и культурное разнообразие, соизмерять свои действия.
Литература:
1. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность : монография. М.: Образование и экология, 2015. 328 с.
2. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания общего экологического образования: Монография – М.: Образование и экология, 2011. – 152 с.
3. Материалы XVI Международной конференции “Экологическое образование в интересах устойчивого развития”. – Санкт-Петербург, 2010. – 374 с.
4.Ягодин Г.А. Экология и устойчивое развитие в системе образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2003. № 4. С.3-7.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.