Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время проблема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из актуальных и находится в приоритетном поле государственной политики. Инклюзивное обучение представляет собой реализацию прав детей и подростков с ОВЗ на доступное образование в специальных условиях, с целью развития способности человека адаптироваться в обществе. Принципиальные моменты развития инклюзивного образования опираются на официальные документы: «Всеобщую Декларацию прав человека», «Декларацию прав ребенка», «Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), государственную программу РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы и другие.
Мышление, память, учебную деятельность детей и подростков с ОВЗ исследовали такие ученые, как Л.Г. Поддубная, Ф.В. Егорова, А.В. Кузнецова, Р.И. Жаренкова, Л.В. Нейман, И.М. Соловьев, Р.В. Боскис, Е.П. Кузьмичева, Л.П. Назарова и другие.
Как правило, студенты с ОВЗ имеют следующие психолого-педагогические особенности: затрудненный или замедленный процесс восприятия, неустойчивость внимания, ограниченный объем памяти, снижение прочности запоминания.
Анализ педагогической литературы позволил выделить основополагающие принципы работы со студентами, имеющими интеллектуальные особенности:
- деятельностный принцип (разнообразная деятельность, смена деятельности, игра);
- принцип развивающего обучения (обеспечение зоны ближайшего развития);
- принцип необходимости специального педагогического руководства (целенаправленная, организующая, контролирующая деятельность педагога);
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип сознательности и активности студентов в усвоении и применении знаний;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип поэтапности;
- принцип единства диагностики и коррекции, учета зоны ближайшего развития;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода (при выборе методов и приемов работы);
- принцип общения педагога со студентом на основе личностно-ориентированной модели.
Одной из важнейших задач коррекционной работы на уроках русского языка является управление и выравнивание речевого развития. Речевые способности имеют надпрофессиональный характер и связаны с умением правильно, логично, аргументированно строить письменную и устную речь. По мнению Ю.Д. Апресяна, владение языком предполагает умение перефразировать, извлекать смысл, владеть синонимией; различать правильные высказывания от неправильных, выбирать мысли, гармонично вписывающиеся в коммуникативную ситуацию.
Учебные лингвистические задачи необходимо решать в рамках деятельностного подхода, формируя у студентов способность личностного развития. Изучаемый или изученный материал должен располагаться по степени увеличения сложности, в доступной форме. Для обеспечения адекватного понимания заданий и содержания темы необходимы многократные повторения, дополнительные объяснения, детальная проработка материала.
При овладении лексической нормой языка студенты с ОВЗ сталкиваются с трудностями разграничения смысловых оттенков синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, однокоренных слов (построить – застроить; хлопотный – хлопотливый). Объяснение значений слов проводится путем самостоятельного выяснения по различным словарям (толковому, синонимическому, фразеологическому и другим), по догадке (из контекста), объяснений преподавателя.
Актуальное направление развития речи – оценивание выразительного аспекта высказывания и умелое его использование (задания по нахождению изобразительных средств в тексте, подбор к ним синонимов, антонимов, подстановка слов в текст с пропусками).
Значимы коррекционные задания на определение значения слова, его схожести и различий; задания на подстановку, замену; составление словосочетаний и предложений; задание на нахождение и исправление ошибок в предложении («у семи нянек дитя с глазами»); задания на развитие анализаторских навыков (самостоятельно подобрать примеры, определить прием, использованный автором). По словам О.В. Кукушкиной, критическое отношение к слову и тексту влияет на процесс порождения текста.
Нарушение речи у студентов с особенными познавательными возможностями проявляется в использовании простых, нераспространенных структурно нарушенных фраз. Педагог может предлагать студентам простые задания: составить предложения по вопросам (вопрос подсказывает структуру ответа), разделить текст, напечатанный без заглавных букв, без знаков препинания. Исходя из уровня речевых возможностей студентов, традиционная методика предлагает задания с фразеологизмами, средствами выразительности, различные виды пересказов (выборочный, с творческим дополнением, с перестройкой текста), сочинений, изложений (передача прочитанного, увиденного). Побуждение обучающихся к составлению связных высказываний представляет особую трудность и предполагает углубленную предварительную подготовку (словарную, составление плана, выделение ключевых слов и фраз). Коррекционную работу по совершенствованию навыков связного высказывания следует строить по тематическому принципу (например, автомобильные темы «Нас всех окружают автомобили», «Гаражный гений», «Роль автомобиля/мотоцикла в моей жизни», «Как мои увлечения влияют на речь»).
Принятию учебной задачи способствуют темы для творческих работ, связанные с профессией обучающегося: «Культура и этикет вождения», «Правила поведения на трассе и на объектах автомобильного движения, «Эстетика и дизайн транспортного средства», «Функции автомобиля» (автомобиль-жилище, автомобиль – центр развлечений, автомобиль – предмет коллекционирования, автомобиль – информационный центр), «Субъекты и участники дорожного движения», «Современные автострады». Такие задания направлены на узнавание студентом какого-то нового аспекта будущей профессии и поддержания высокого уровня учебной мотивации.
Речевые задания обучающимся с ОВЗ дают возможность выразить свои языковые предпочтения (задания типа «продолжите предложение», «составьте рассказ»): «Я рад, что буду заниматься техническим обслуживанием автомобиля, так как…», «Так хочется, чтобы…», «Я хочу совершить что-то такое, чтобы…», «А что будет, если…» (развитие логического мышления).
На основе текстов изложений или миниатюрных текстов, подобранных преподавателем, студенты с познавательными особенностями «выражают впечатления от прочитанного», «достраивают» текст деталями, «подхватывают мысль», «вносят дополнительную информацию». Развивать умение рассуждать можно на текстах, «располагающих к эмоциональной реакции», предлагая ответить на вопросы: о чем идет речь; как автор помогает представить изображаемую событийную картину (выбранные фразы в тексте студенты с ОВЗ подчеркивают). Перед выполнением задания преподаватель инструктирует студентов о необходимости читать текст медленно и вдумчиво, так как «грамотное чтение» позволяет осмыслить содержание и отрефлексировать на него; отвечать на вопросы можно с использованием слов и словосочетаний в тексте.
Важное место в работе со студентами с особенными познавательными возможностями занимает групповая (командная) деятельность. Обращение к проектной методике обусловлено ее назначением: развивать творческие и мыслительные способности, а значит, улучшать речевые навыки. По замечанию Л.С. Выготского: «…то, что дети могут сделать сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Выполнение проекта в сотрудничестве обеспечивает эмоциональную стабильность, активизирует интеллектуальную деятельность, раскрывает резервные возможности студентов с ОВЗ.
При выполнении игровых (репортаж с места событий «Мы на фестивале национальных культур»), информационных («Национальный компонент в сленговых названиях автомобиля»), прикладных проектов («Пословицы/фразеологизмы со значением движения») студенты с ОВЗ осуществляют поиск информации, ее систематизацию, обобщение, создают объекты в виде словаря, газеты, доклада, реферата, выражая свои идеи в удобной творческой форме.
Повысить уровень владения речью студентов с ОВЗ можно путем привлечения компьютерных технологий. Использование электронных ресурсов позволяет студентам развивать поисковые навыки, анализировать языковой материал, развивать навыки диалога и интервьюирования (например, при работе над газетой).
Оригинал работы: Опыт формирования коммуникативной компетенции у студентов с ОВЗ на уроках русского языка
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.