Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт формирования коммуникативной компетенции у студентов с ОВЗ на уроках русского языка

11.06.2019 578 1967
Котыш Елена Петровна
Котыш Елена Петровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

В настоящее время проблема образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из актуальных и находится в приоритетном поле государственной политики. Инклюзивное обучение представляет собой реализацию прав детей и подростков с ОВЗ на доступное образование в специальных условиях, с целью развития способности человека адаптироваться в обществе. Принципиальные моменты развития инклюзивного образования опираются на официальные документы: «Всеобщую Декларацию прав человека», «Декларацию прав ребенка», «Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), государственную программу РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы и другие.

Мышление, память, учебную деятельность детей и подростков с ОВЗ исследовали такие ученые, как Л.Г. Поддубная, Ф.В. Егорова, А.В. Кузнецова, Р.И. Жаренкова, Л.В. Нейман, И.М. Соловьев, Р.В. Боскис, Е.П. Кузьмичева, Л.П. Назарова и другие.
Как правило, студенты с ОВЗ имеют следующие психолого-педагогические особенности: затрудненный или замедленный процесс восприятия, неустойчивость внимания, ограниченный объем памяти, снижение прочности запоминания.
Анализ педагогической литературы позволил выделить основополагающие принципы работы со студентами, имеющими интеллектуальные особенности:
- деятельностный принцип (разнообразная деятельность, смена деятельности, игра);
- принцип развивающего обучения (обеспечение зоны ближайшего развития);
- принцип необходимости специального педагогического руководства (целенаправленная, организующая, контролирующая деятельность педагога);
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип сознательности и активности студентов в усвоении и применении знаний;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип поэтапности;
- принцип единства диагностики и коррекции, учета зоны ближайшего развития;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода (при выборе методов и приемов работы);
- принцип общения педагога со студентом на основе личностно-ориентированной модели.
Одной из важнейших задач коррекционной работы на уроках русского языка является управление и выравнивание речевого развития. Речевые способности имеют надпрофессиональный характер и связаны с умением правильно, логично, аргументированно строить письменную и устную речь. По мнению Ю.Д. Апресяна, владение языком предполагает умение перефразировать, извлекать смысл, владеть синонимией; различать правильные высказывания от неправильных, выбирать мысли, гармонично вписывающиеся в коммуникативную ситуацию.
Учебные лингвистические задачи необходимо решать в рамках деятельностного подхода, формируя у студентов способность личностного развития. Изучаемый или изученный материал должен располагаться по степени увеличения сложности, в доступной форме. Для обеспечения адекватного понимания заданий и содержания темы необходимы многократные повторения, дополнительные объяснения, детальная проработка материала.
При овладении лексической нормой языка студенты с ОВЗ сталкиваются с трудностями разграничения смысловых оттенков синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, однокоренных слов (построить – застроить; хлопотный – хлопотливый). Объяснение значений слов проводится путем самостоятельного выяснения по различным словарям (толковому, синонимическому, фразеологическому и другим), по догадке (из контекста), объяснений преподавателя.
Актуальное направление развития речи – оценивание выразительного аспекта высказывания и умелое его использование (задания по нахождению изобразительных средств в тексте, подбор к ним синонимов, антонимов, подстановка слов в текст с пропусками).

Значимы коррекционные задания на определение значения слова, его схожести и различий; задания на подстановку, замену; составление словосочетаний и предложений; задание на нахождение и исправление ошибок в предложении («у семи нянек дитя с глазами»); задания на развитие анализаторских навыков (самостоятельно подобрать примеры, определить прием, использованный автором). По словам О.В. Кукушкиной, критическое отношение к слову и тексту влияет на процесс порождения текста.
Нарушение речи у студентов с особенными познавательными возможностями проявляется в использовании простых, нераспространенных структурно нарушенных фраз. Педагог может предлагать студентам простые задания: составить предложения по вопросам (вопрос подсказывает структуру ответа), разделить текст, напечатанный без заглавных букв, без знаков препинания. Исходя из уровня речевых возможностей студентов, традиционная методика предлагает задания с фразеологизмами, средствами выразительности, различные виды пересказов (выборочный, с творческим дополнением, с перестройкой текста), сочинений, изложений (передача прочитанного, увиденного). Побуждение обучающихся к составлению связных высказываний представляет особую трудность и предполагает углубленную предварительную подготовку (словарную, составление плана, выделение ключевых слов и фраз). Коррекционную работу по совершенствованию навыков связного высказывания следует строить по тематическому принципу (например, автомобильные темы «Нас всех окружают автомобили», «Гаражный гений», «Роль автомобиля/мотоцикла в моей жизни», «Как мои увлечения влияют на речь»).
Принятию учебной задачи способствуют темы для творческих работ, связанные с профессией обучающегося: «Культура и этикет вождения», «Правила поведения на трассе и на объектах автомобильного движения, «Эстетика и дизайн транспортного средства», «Функции автомобиля» (автомобиль-жилище, автомобиль – центр развлечений, автомобиль – предмет коллекционирования, автомобиль – информационный центр), «Субъекты и участники дорожного движения», «Современные автострады». Такие задания направлены на узнавание студентом какого-то нового аспекта будущей профессии и поддержания высокого уровня учебной мотивации.

Речевые задания обучающимся с ОВЗ дают возможность выразить свои языковые предпочтения (задания типа «продолжите предложение», «составьте рассказ»): «Я рад, что буду заниматься техническим обслуживанием автомобиля, так как…», «Так хочется, чтобы…», «Я хочу совершить что-то такое, чтобы…», «А что будет, если…» (развитие логического мышления).
На основе текстов изложений или миниатюрных текстов, подобранных преподавателем, студенты с познавательными особенностями «выражают впечатления от прочитанного», «достраивают» текст деталями, «подхватывают мысль», «вносят дополнительную информацию». Развивать умение рассуждать можно на текстах, «располагающих к эмоциональной реакции», предлагая ответить на вопросы: о чем идет речь; как автор помогает представить изображаемую событийную картину (выбранные фразы в тексте студенты с ОВЗ подчеркивают). Перед выполнением задания преподаватель инструктирует студентов о необходимости читать текст медленно и вдумчиво, так как «грамотное чтение» позволяет осмыслить содержание и отрефлексировать на него; отвечать на вопросы можно с использованием слов и словосочетаний в тексте.
Важное место в работе со студентами с особенными познавательными возможностями занимает групповая (командная) деятельность. Обращение к проектной методике обусловлено ее назначением: развивать творческие и мыслительные способности, а значит, улучшать речевые навыки. По замечанию Л.С. Выготского: «…то, что дети могут сделать сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Выполнение проекта в сотрудничестве обеспечивает эмоциональную стабильность, активизирует интеллектуальную деятельность, раскрывает резервные возможности студентов с ОВЗ.

При выполнении игровых (репортаж с места событий «Мы на фестивале национальных культур»), информационных («Национальный компонент в сленговых названиях автомобиля»), прикладных проектов («Пословицы/фразеологизмы со значением движения») студенты с ОВЗ осуществляют поиск информации, ее систематизацию, обобщение, создают объекты в виде словаря, газеты, доклада, реферата, выражая свои идеи в удобной творческой форме.

Повысить уровень владения речью студентов с ОВЗ можно путем привлечения компьютерных технологий. Использование электронных ресурсов позволяет студентам развивать поисковые навыки, анализировать языковой материал, развивать навыки диалога и интервьюирования (например, при работе над газетой).

 

Оригинал работы: Опыт формирования коммуникативной компетенции у студентов с ОВЗ на уроках русского языка




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*