Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаС момента внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), представляющего систему требований к результатам, к структуре программ и условиям их реализации, возникла необходимость формирования у преподавателя уже не предметно-методологической, но предметно-методологической компетентности. Она позволяет преподавателю использовать содержание предмета как ресурс развития и социализации студента, свободно структурируя предметное содержание, целенаправленно выбирая методы, приемы обучения и учения.
Такой преподаватель, действительно, ставит перед собой цель «научить каждого», он-учитель-партнер. Для него учебный предмет не столько источник целей, сколько средство обучения детей способам познания мира и продуктивного общения с ним.
Такой учитель не может не владеть навыками грамотного управления собственной деятельностью, условиями и ресурсами учебной деятельности своих учеников. Его с полным основанием можно назвать учителем-управленцем, для которого имеет большее значение не знание предметных методик, а навыки сознательного и конструктивного анализа учебных ресурсов ученика, конструирование целей, планирования и организации процесса обучения и снова – анализа, но уже результатов.
Если же учебный успех КАЖДОГО студента понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то такая позиция учителей потребует четкого определения необходимого и достаточного выбора параметров учебного успеха ученика, отражающих совокупность ресурсов его учебного успеха.
Технология индивидуального стиля учебной деятельности (далее – ИСУД) базируется на достижениях педагогической технологии, исследующей внутренние ресурсы учебно-познавательного успеха ученика. Такая технология является интегральной технологией с вероятностными алгоритмами управления деятельностью обучающихся.
Овладение универсальными учебными действиями, которые, в соответствии с требованиями ФГОС, составляют содержание метапредметных результатов, позволяют обучающимся реализовать все функции языка в реальной жизни. Это можно достичь с помощью инновационных подходов при обучении и воспитании.
Наиболее эффективными методами, видами и приемами учебной деятельности на уроках русского языка можно назвать:
1. Задание по типу буриме
Обучающемуся предлагается фразеологизм. Он составляет с ним предложение и записывает на листе бумаги. Лист загибается, чтобы не было видно написанное, и передается следующему ученику. Ученик выполняет то же самое. И так со всеми обучающимися.
Задание может представлять собой «веселую путаницу», а можно заранее оговорить тему или действующих лиц, чтобы получился связный рассказ.
2. «Мозговой штурм»
1) Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма – НИКАКОЙ КРИТИКИ!
В каждой группе выделяется ведущий, который следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей, а также может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.
Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи.
2) Проводится первичное обсуждение и уточнение условий вопроса.
3) Преподаватель определяет время на первый этап (около 20 минут).
Первый этап – создание банка идей (Цель – набрать как можно больше решений задачи).
Второй этап – анализ идей (все высказанные идеи группа рассматривает критически, придерживаясь правила: в каждой идее необходимо найти рационального зерно).
Третий этап – обработка результатов (группа отбирает самые интересные решения и назначает спикера, который зачитывает их классу).
3. Угадай слово
Пример:
1) Окончание этого слова указывает на то, что это прилагательное женского рода, единственного числа, родительного падежа.
2) Корень слова – это то, что есть у пчелы, когда она кусается, плюс сочетание 3-х согласных, которые есть в слове «радостный».
3) Приставка в слове указывает на противоположное значение (с отрицательным оттенком) бесприставочному слову «умный».
Ответ: безжалостный
4. «Починить цепочку» - задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.
Задание: восстановите алгоритм разбора слова по составу:
Основа, корень, приставка, окончание, суффикс, постфикс.
5. Задание: запишите как можно быстрее слова, буквы которых перепутаны.
Например:
СОПКЭТАН – (экспонат)
ПАНКАМИЯ – (кампания)
СЕТИФАЛЬВ – (фестиваль)
Используя толковый словарь, определите лексическое значение слов, составьте с ними предложения.
6. Схематический диктант
Преподаватель читает предложения. Обучающиеся в тетрадях чертят только схемы к данным предложениям:
1) Короткий день догорал, и над землей смыкались неуютные сумерки.
2) Он шел по своему городу, в котором вырос и который ему доверили охранять.
3) Была ночь, ясная, осенняя, с морозом.
4) Деревья стояли настолько плотно, что лунный свет сквозь них почти не проходил.
7. Угадай слово по данным
Первая буква в алфавитном порядке перед буквой «Т»
Вторая – перед «О»
Третья – перед «Б»
Четвертая – перед «Р»
Пятая – перед «З»
Шестая – перед «В»
Седьмая – перед «П»
Ответ: Спасибо.
8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке:
Ум – разум - … - разумно
Равный – равнять - … - уравнение
Учить – учитель - … - учительствовать
9.Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчиненному предложению с придаточным определительным
1) …рассказал, как…
2) …рассеянность, с какой он слушал…
3) …хотел, чтобы…
4) …выглядел так, словно…
Составьте свои предложения по данным опорам
10. Найдите «третье лишнее» предложение и объясните свой выбор
1) Князь Мышкин так и не поймет никогда, от чего он гибнет и в чем, собственно, виноват перед людьми.
2) И перед самою катастрофою он чувствует, что болезнь возвращается, что он скоро снова станет «идиотом» и уже навсегда уйдет от людей в свою «страшную тишину».
3) Случилось с нею то же, что со всеми женщинами и девушками, в которых влюблен вечный шестнадцатилетний мальчик, Тургенев.
Таким образом, практический опыт преподавателя, апробирующего технологию ИСУД, показал, что проектируя матрицу учебного успеха студентов, достаточно оценивать внимание по четырем параметрам: объему, распределению, концентрации и устойчивости. Эти свойства необходимо и достаточно характеризуют внимание ученика для целенаправленной деятельности учителя, и именно эти свойства внимания чаще всего нарушаются при дефиците внимания и гиперактивности, а также как следствие при стрессовых состояниях или при переутомлении обучающихся.
Оригинал работы: Инновационный подход к обучению русскому языку
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.