Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование понятий о нормах русского языка в речевой практике

14.02.2019 882 3674
Бердинских Вера Петровна
Бердинских Вера Петровна, преподаватель

Томский экономико-промышленный колледж

Словом можно убить – и оживить,

ранить – и излечить, посеять смятение

и безнадежность – и одухотворить.

В.А. Сухомлинский

 

Важнейшим средством общения во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, является слово. Человек, хорошо владеющий речью, чувствует себя уверенно в различных ситуациях социального, бытового, профессионального и делового общения.

Эффективность общения повышается, если носитель языка владеет нормами произношения и написания, тогда ему легче устанавливать контакт и находить взаимопонимание с людьми: близкими и незнакомыми, подчиненными и руководителями. Это очень важно для достижения успеха в социальных отношениях и в профессиональной деятельности.

В процессе обучения русскому языку планируется достижение следующих целей:

1.сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2.сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

3.владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

4.владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

5.владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

Достижение поставленных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Для этого требуется развитие коммуникативных способностей молодого человека, с помощью которых создаются предпосылки для развития творческой инициативы, реализации возможностей для выражения собственных мнений, убеждений, оценок.

Следует во многом согласиться с полемической статьей М. Арапова «Наш великий и могучий» (2, 166), в которой упоминается, что «отечественная общеобразовательная школа никогда не ставила своей задачей обучение разговорному русскому языку… Причем основное внимание традиционно уделяется именно обучению русской орфографии и пунктуации… научить писать грамотно удается лишь меньшинство»

Трудность обучения именно русскому языку заключается в том, что «выбирая правильное русское написание, нужно сравнить написание данного слова с написанием слов, составляющих его парадигму, то есть слов, которых в тексте физически нет, но которые с ним связаны определенными отношениями» (5, 167)

Традиционно развитию речи в школьной программе уделяется значительно меньше времени, чем обучению орфографии, поэтому навыки культуры речи и культуры общения в профессиональной деятельности необходимо развивать при изучении русского языка в образовательных учреждениях профессионального образования..

Подготовить высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда, невозможно без развития речи обучающегося. Синхронное развитие речи и мышления обучающихся – основная цель рабочей программы дисциплины «Русский язык». Достигается она подбором текстов, терминов и заданий, «с помощью которых можно расширить кругозор обучающихся, вызвать в их сознании потребность работать над определением значения слова, а затем и его звукового состава» (5, 169)

Работа над совершенствованием устной и письменной речи призвана способствовать формированию умений и навыков рационального речевого поведения, совершенствованию речевой культуры и техники речи, развитию навыков делового общения и пониманию особенностей употребления профессионального языка не только на уроках, но и на протяжении всей жизни и профессиональной деятельности.

Уроки русского языка проводятся в виде практических работ, теоретические сведения даны в информационных листах и могут использоваться для организации самостоятельной работы обучающихся.

Разработка уроков русского языка основана на использовании приемов современных педагогических технологий, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, которая подразумевает обучение самостоятельной работе с текстом.

Задача языкового образования – развитие мышления и речи обучающихся, поэтому использование современных образовательных технологий особенно важно на уроках русского языка. Технологический подход развивает умение работать в группе, планировать свою деятельность, работать самостоятельно. Все это поможет будущему специалисту находить решения в незапланированных ситуациях, находить необходимую информацию самостоятельно, реализовать себя в совместной деятельности.

Практические работы по русскому языку включают элементы технологии развивающего обучения, элементы игры для того, чтобы учащиеся не только запоминали какие-то нормы и правила, но и развивали общеучебные навыки и умения: анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация. (7, 108)

Отсутствие самостоятельности в умственной деятельности – существенный недостаток в развитии обучающихся, который объясняется тем, что содержание учебных задач не требует от них размышления, самостоятельных действий, высказывания собственного мнения.

Слепо следовать авторитетам, принимать на веру прочитанное в учебнике, подросток не желает, а это снижает интерес к учению.

Своя точка зрения – не значит всегда отличающаяся от общепринятой, своя – это плод своей мысли, итог самостоятельного думания, а не навязанное со стороны.(7, 14)

Особое внимание на уроках русского языка уделяется практическим работам по выявлению и предупреждению речевых ошибок, их классификации, предложенной Ф. Сергеевым в книге «Речевые ошибки и их предупреждение». (10, 11-23)

Обучающимся предлагаются следующие упражнения: составьте предложения с данными устойчивыми сочетаниями, исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях, найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, которые приучают обучающихся вдумываться в отбираемый ими материал при конструировании предложений, разбираться в способах конструирования высказываний. Тренировочные упражнения по лексике направлены на обогащение активного словаря обучающихся, подобранный материал к разделам словообразования и морфологии дает возможность вдумчиво относиться к выбору грамматических форм. Упражнения к разделам синтаксиса будут способствовать развитию у обучающихся языкового чутья при конструировании высказываний. На развитие речи направлены упражнения по редактированию деформированных высказываний, извлеченных из творческих работ обучающихся.

Упражнения для развития речи в программе по русскому языку включают задания: краткий или выборочный пересказ предложенного текста, различение стилевой окраски текста, составление высказываний в официально-деловом стиле с использованием словесных клише, замену штампов «канцелярита» общеупотребительной лексикой, самостоятельный анализ текста, составление плана, тезисов, аннотаций и другие задания.

Особое внимание в программе дисциплины уделено склонению числительных, упражнения с которыми направлены на выработку устойчивого навыка произношения.

Элементы редактирования включают четыре последовательных и взаимосвязанных действия: 1) чтение высказывания с ошибкой; 2) анализ ошибки; 3) выбор правильного варианта; 4) выписывание всего предложения в новой редакции.

На первом этапе зачитывается предложение, содержащее речевой недочет или грамматическую ошибку, обучающимся дается возможность заметить эту ошибку: Горький описывает о жизни рабочих в слободке. Они находят неточность в сочетании слов описывает о жизни.

На втором этапе учащиеся анализируют ошибку – объясняют ее, раскрывают ее сущность (здесь ошибка на глагольное управление: глагол описывать требует существительного в винительном падеже без предлога описывать жизнь; ошибка возникла под влиянием предложной конструкции говорить (рассказывать ) о жизни…

Третий этап – выбор правильного варианта (описывает жизнь или рассказывает (повествует о жизни)

Четвертый заключительный этап – предложение записывается с новой строки в исправленном виде.

В случае, если речевой недочет образуют несколько слов (обычно это тавтология), то осуществляется правка всей фразы в целом: замена повторяющихся однокоренных слов проводится путем подбора разнокоренных синонимов, или слов, реализация значения которых позволяет сохранить общую содержательную структуру предложения. Например, в высказывании: Приступая к написанию поэмы, Маяковский писал, что ее очень трудно писать, чтобы избежать тавтологии, можно употребить вместо к написанию – к работе, вместо писал – отмечал, Редакция: Приступая к работе над поэмой, Маяковский отмечал, что ее очень трудно писать.

Преподаватель отбирает для анализа на уроке наиболее типичные и сложные ошибки, они комментируются обучающимися по схеме, индивидуальные ошибки обучающиеся исправляют самостоятельно, выполняя специальные задания, подготовленные учителем (одному обучающемуся предлагается подобрать синонимы и указать, в чем их сходство и различие, другому – составить предложения с причастным оборотом, третьему – заменить придаточные предложения причастным или деепричастным оборотом, т.е. научиться использовать параллельные синтаксические конструкции и т.п.)

К самостоятельной правке текста обучающиеся переходят лишь после достаточного овладения логическими операциями описанной схемы редактирования и практического ознакомления с наиболее распространенными разновидностями речевых и грамматических ошибок. Как вариант используется взаимопроверка обучающтмся работы соседа. Это оживляет интерес к работе, повышает ответственность за нее, обостряет «чувство стиля» (12, 83)

Большой опыт работы преподавателя по развитию речи обучающихся и совершенствованию культуры их речи свидетельствует, что предлагаемые практические задания позволяют обучающимся обнаружить «пробелы» в собственных знаниях по русскому языку и культуре речи и устранить их, обратившись к информационным листам по соответствующим темам, учебникам и справочным изданиям.

Обучающиеся осознают необходимость самостоятельной работы над совершенствованием собственной устной, письменной и внутренней речи, в их памяти остается набор простейших упражнений (скороговорки, словесные клише, навык проговаривания (про себя) терминов, формулирования определений или фрагментов текста и отдельных предложений.

Формируется навык создания и оформления нужных документов, составления списков, закрепляется в памяти последовательность работы над текстом доклада или реферата.

Для индивидуальной работы над своей речью обучающиеся могут использовать нужные упражнения по мере надобности, осознав, что процесс совершенствования речи непрерывный, рассчитанный на всю жизнь.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Айзенк Г. Проверь свои способности. Головоломки, задачи, тесты, С-Пб.: 1998.
  2. Арапов М. «Наш великий и могучий» - Знамя, 2006, № 2
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону: 2013
  4. Гин А. Типовые упражнения для развития сильного мышления - «Педагогическая техника», 2006, №2.
  5. Жукова Т. Воспитывающее чувство языка. Развитие речи и мышления в период обучения грамоте при проведении звукового анализа - Учитель, 2006, №3,
  6. Климовская Г.И. Русский язык. Теория (для средних школ)- Томск: 2005.
  7. Левина И.И., Сушкова Ф.Б. Общеинтеллектуальные умения старшеклассников. Москва – Воронеж: 2004
  8. Лекант П.А. и др. Русский язык и культура речи. Для СПО.- М.: 2007.
  9. Милославский И. Русский язык…как ценность - Знамя. 2006, № 3,
  10. Сергеев Ф. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, Изд-во «Учитель», 2005
  11. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Кейс-стади. Метод проектов. Томск: НОЦ ТГУ, 2004

 

Оригинал работы:

Формирование понятий о нормах русского языка в речевой практике




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*