Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаС введением ФГОС СПО меняются требования к образовательным результатам, и значит к процессу их формирования и измерения у студентов.
Важно организовать систему подготовки компетентных специалистов, способных отвечать большинству требований работодателя. При этом работодатель чаще предъявляет требования к молодому специалисту, относящиеся к общим компетенциям: работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи.
Считаем, что обучение бывает наиболее эффективным, если студенты:
-активно включаются во взаимоотношения с другими участниками образовательного процесса;
-получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
-могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
- имеют возможность допускать ошибки, при условии, что они не получают за это негативной оценки, и в ходе общего обсуждения вопроса может быть найдено его наиболее оптимальное решение.
Чтобы получить статус профессионального знания, информация должна усваиваться в контексте собственного практического действия студента. Важно, чтоб оно было максимально приближенным к ситуациям будущей реальной профессиональной деятельности.
Одним из путей решения обозначенной проблемы и реализации этих задач является внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-технологии.
В переводе с англ. «кейс» означает портфель; дипломат, кейс. Кейс-метод (case-study) – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций (от англ. case — «ситуация, случай»).
Выделяют следующее этапы решения кейсов:
-знакомство с ситуацией, ее особенностями;
-выделение основной проблемы (основных проблем);
-предложение способов решения проблемы («мозговой штурм»);
-анализ последствий принятия того или иного решения;
-решение кейса: предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Методы кейсов очень разнообразны и существует классификация по разным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:
-иллюстративные учебные ситуации - кейсы, цель которых -на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
-учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса- диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
-учебные ситуации-кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
-прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск возможных путей решения проблемы.
Работа с кейс- методами предполагает возможное сочетание с различными методами обучения, некоторые из них представлены в Таблице.
Таблица.
Взаимодействие кейс- технологии другими методами обучения
Метод обучения |
Характеристика его роли в кейс- технологии |
Моделирование |
Построение модели ситуации |
Системный анализ |
Системное представление и анализ ситуации |
Мысленный эксперимент |
Способ получения знаний о ситуации посредством ее мысленного преобразования |
Методы описания |
Создание описания ситуации |
Проблемный метод |
Представление проблемы, лежащей в основе ситуации |
Метод классификации |
Выделение признаков классификации |
Игровые методы |
Представление вариантов поведения героев ситуации |
«Мозговая атака» |
Генерирование идей относительно ситуаций |
Дискуссия |
Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения |
В русле практикоориентированного обучения содержание кейса должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности будущего специалиста, отражать педагогические ситуации, возникающие в повседневной практике.
В связи с этим источниками кейса могут выступать видеозапись урока или воспитательного мероприятия (или его фрагмента), методическая разработка урока, внеклассного мероприятия, родительского собрания и т. п.; педагогическая ситуация, описанная учителями или наблюдаемая студентами в период практики (или видеозапись случая), фрагмент документального или художественного фильма и т. д. Практика в учебном заведении может быть ресурсом для создания банка таких материалов.
Основные требования, предъявляемые к описанию случая, следующие:
-он должен быть приближенным к действительности и позволять установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом студентов;
-ситуация, составляющая основу кейса, должна быть актуальной для сегодняшнего дня, содержать как типичные, так и частные проблемы;
-проблема должна быть обозреваемой и решаемой в условиях временных рамок, знаний и способностей студентов;
- ситуация должна соответствовать дидактическим целям самостоятельной работы;
- случай должен допускать различные варианты решения, давать возможностей для проявления творческих способностей.
Задания кейса могут быть следующими:
-проанализировать содержание заданий, которые учитель дает детям на уроке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; а так же с точки зрения формирования УУД;
-проанализировать методы, приемы обучения, эффективные для запоминания информации;
-выделить факторы эффективности и неэффективности методов выбранных способов проверки результатов учебной деятельности учащихся,
-умение анализировать учебную деятельность и делать обоснованные выводы,
-приготовиться продемонстрировать фрагмент урока с целью познавательного развития детей;
-разработать методические рекомендации для учителя или родителей с учетом индивидуальных (темперамент, характер, эмоции, воля, особенности познавательных процессов) и возрастных особенностей ребенка;
-составить советы, рекомендации по развитию способностей ребенка в учебной и внеучебной деятельности и др.
При разработке критериев оценки результатов обучения с помощью метода кейсов необходимо четко определить, какие компетенции будут формироваться и, соответственно, оцениваться. К критериям оценки могут относиться, например, умение планировать, способность работать в команде, умение выстраивать стратегию решения, аргументированность выбранных вариантов решения, адекватность используемых источников информации, способность находить оригинальные продуктивные решения, умение применять закономерности и принципы обучения и воспитания при решении кейса, знание возрастных особенностей и способность их учитывать в конкретной ситуации и т. д. Важно, чтобы студенты до начала работы познакомились с критериями оценки выполнения кейса.
Несомненно, требуется тщательная проработка содержания и способов предъявления кейса обучающимся, планирование педагогического сопровождения самостоятельной работы с кейсом, методическое и информационное обеспечение самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов.
Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и студент здесь постоянно взаимодействуют, выбирают эффективные формы поведения; их мнения и действия могут сталкиваться друг с другом, они учатся мотивировать их, аргументируя моральными нормами.
Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации способствует формированию у участников обсуждения аналитических способностей, возможности применить теоретические знания к решению практических задач. Разбор ситуаций помогает совершенствовать социальный интеллект, т.е. способности правильно понимать поведение людей; формировать навыки общения, необходимые для успешного межличностного взаимодействия; развивать гибкость мышления (способность находить нестандартные и оригинальные решения). Использование данного метода создает возможность для развития навыков самоанализа, саморазвития и самосовершенствования будущего специалиста.
Литература:
Камбалина Н.Э. Современные образовательные технологии. Технология разработки кейсов. Кемерово, 2017.
Михайлова Е.А. Кейс и кейс- метод: процесс написания кейса//Школьные технологии.- 2005.- №5.с. 106-116.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.