Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИнтенсивное развитие информационных
технологий изменило образовательную среду, в рамках которой осуществляется
процесс обучения. Например, в традиционных формах обучения стали применяться технологии,
используемые в дистанционном образовании. Однако, как отмечается в законе об
образовании, «при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, в
образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования
электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные
информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность
информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих
технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ в полном объеме независимо от их мест нахождения» [4].
Для реализации этих требований в
настоящее время применяются системы управления обучением.
Система управления обучением — основа
системы управления учебной деятельностью, используется для разработки,
управления и распространения учебных материалов с обеспечением совместного
доступа с распределением ролей пользователей. Данные системы используются в
первую очередь в дистанционном образовании. Однако в настоящее время немало
возможностей открывает применение таких систем и для поддержки очного обучения.
Использование таких информационных технологий в обучении, как заочном, так и
очном, может значительно повысить конкурентноспособность выпускников учебных
заведений, повысить эффективность обучения и сократить затраты на него.
Какие же особенности делают
привлекательным применение систем управления обучением в образовании?
Обычно выделяют следующие возможности[2]:
Перечень современных систем управления обучением
достаточно обширен: предлагаются как коммерческие программные продукты (Adobe
Connect Training, eLearning Portal, ITrain, Microsoft Learning Gateway,
Blackboard Learn, eLearning Server, BaumanTraining и др.) так и свободно распространяемые (ATutor,
Claroline, Dokeos, Moodle OpenACS и др.). Причем значительное количество
программ предлагают отечественные разработчики [1, 3].
Рассмотрим возможности некоторых программных продуктов, применяемых в настоящее время.
Adobe
Connect Training (разработчик – Adobe Systems Inc) – система управления курсами дистанционного
обучения. Позволяет обеспечить разработку индивидуальных учебных программ,
которые могут сочетать в себе различные способы обучения: индивидуальные
учебные планы на основе курсов; материалы сторонних производителей и
интерактивное обучение под руководством преподавателя. Учебные планы также
могут включать в себя внешние мероприятия, такие, как, например, проверка
умения использовать полученные знания.
Возможности:
eLearning
Portal (разработчик – Россия) – система управления обучением. Позволяет организовывать прохождение
электронных учебных курсов, сдачу тестов, а также обеспечивает совместную
работу между учащимися, тренерами или преподавателями, а также менеджерами
обучения. eLearning Portal поддерживает такие возможности как организацию
социальных сетей, wiki, блоги, а также живое общение, реализованное с помощью
интеграции с системами проведения аудио и видео-конференций Microsoft Unified
Communications и Adobe Connect.
Moodle – свободно распространяемое приложение, предназначенное для организации
online-уроков и обучающих web-сайтов. Используя Moodle, преподаватель может
создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов,
презентаций, опросников и т.п. Интерфейс системы изначально был ориентирован на
работу учителей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и
администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно
понятный интерфейс. Для использования Moodle достаточно иметь любой
web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для
преподавателя, так и для обучаемых.
Возможности:
Кроме того, предусмотрены дополнительные инструменты, повышающие удобство работы:
Отметим, что ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.
Claroline (Classroom Online) – платформа построения сайтов дистанционного обучения. При разработке учитывались пожелания преподавателей. Главной задачей при создании были простота использования и независимость от педагогической установки.Для управления и обучения не требуется наличия специальных инструментов, необходим только веб-браузер. Операционная система компьютера роли не играет. Управление платформой и изучение курса не требуют специальных технических знаний и навыков от преподавателей и студентов. Claroline имеет полный набор инструментов, позволяющий создавать и редактировать уроки, управлять контентом. Приложение включает генератор викторин, форумы, календарь, функцию разграничения доступа к документам, каталог ссылок, систему контроля за успехами обучаемого, модуль авторизации. Claroline способна работать с большим числом пользователей. Поскольку в разработке Claroline изначально принимали участие сотрудники образовательных учреждений, то она разработана в соответствии с педагогическим опытом и потребностями учителей. Интерфейс администратора прост и интуитивно понятен. Процедура установки проста.
Возможности:
В рамках статьи невозможно выполнить
полный обзор возможностей современных систем управления обучением, однако можно
сделать некоторые выводы об их состоянии и перспективах применения.
Во-первых, современные тенденции
развития рынка программных средств поддержки дистанционного обучения направлены
в сторону их универсализации и увеличения функциональности.
Во-вторых, свободно распространяемые
системы (с открытым кодом) позволяют решать те же задачи, что и коммерческие
системы, но при этом у пользователей есть возможность доработки и адаптации
конкретной системы к своим потребностям и текущей образовательной ситуации.
И в третьих, использование коммерческих систем управления обучением может быть недоступно большинству отечественных учебных заведений по причине их высокой стоимости и необходимости продления лицензии на каждый учебный год.
Список литературы
1) Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением. – [Электронный ресурс].– Режимдоступа: http://ifets.ieee.org/ russian/depository/v10_i3/pdf/ 9_bogomolov.pdf.
2) Гаспарян А.А. Применение систем управления контентом в дистанционном обучении / Кафедра программного обеспечения и администрирования информационных систем, Курский государственный университет.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/
3) Исследование рынка технологий дистанционного обучения в СНГ: Системы управления обучением / Системы управления учебным контентом (LMS/LCMS) - решения и сервисы: Том 2. – 2009. – 58 с.
4) О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, 28 февраля 2012 г., N 11-ФЗ – [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/
online.cgi?req=doc&base=LAW&n=126574
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Владимир Свердлов