Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПодходы к реформированию среднего профессионального образования определены основными направлениями развития профессионального образования. Одним из главных направлений реформирования системы среднего профессионального образования является «обновление содержания среднего профессионального образования, его переориентация на удовлетворение запросов и образовательных потребностей личности и реализацию права личности на получение соответствующего уровня профессионального образования и квалификации». Среднее профессионального образование развивается как важное звено в системе непрерывного образования. В тоже время, образовательная политика в обществе требует конкурентоспособных специалистов, обладающих природной мобильностью, готовностью к непрерывному самообразованию. Выпускнику необходимы природная культура, целеустремлённость, богатые знания в избранной деятельности. В условиях конкурентной борьбы высоко ценятся компетентные специалисты, способные постоянно совершенствовать свои знания, быстро и адекватно реагировать на изменение условий профессиональной деятельности.
Познавательная активность является формой самоорганизации и самореализации студентов, результатом усилий преподавателя в организации учебной деятельности и становлении их в качестве субъектов последней. В связи с этим становится очевидным, что формированию профессионально-познавательной активности студентов, способствует применение преподавателями в учебном процессе методов активного обучения.
Активное обучение реализуется через систему активных методов обучения. Активные методы обучения — это методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.
Активные методы производственного обучения — методы, требующие активной мыслительной продуктивной деятельности учащихся, проявляющейся в способности корректировать собственные действия, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок, в производственной смекалке.
Активные методы обучения, являющиеся одним из наиболее перспективных путей совершенствования подготовки специалистов на основе принципов проблемности и моделирования профессиональной деятельности, имеют характерные особенности, отличающие их от традиционного обучения. Во-первых, активные методы обучения активизируют мышление обучаемых. Во-вторых, активность обучаемого методами активного обучения длительная и устойчивая. В-третьих, активные методы обучения обслуживают самостоятельное принятие студентами творческих по своему содержанию эмоционально окрашенных и мотивационно оправданных действий и решений. В-четвертых, какой бы из активных методов обучения ни применялся, процесс обучения в этих случаях имеет коллективную основу (взаимодействие с преподавателем и с другими студентами) и строится по определённому алгоритму. В-пятых, активные методы обучения представляют собой интенсивные методы, повышающие результативность обучения не за счёт увеличения объёма перерабатываемой информации, а благодаря глубине и скорости её переработки [1].
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые методы применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими обучающимися.[2]
Проблемное обучение - это форма организации умственного процесса при приобретении знаний путём решения проблем. От других видов обучения проблемное обучение отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся (студентов).
Важным этапом является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для обучающихся.
Преимущество проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путём собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. Интерактивное обучение - обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Интерактивные методы обучения часто применяются для проведения лабораторных занятий и занятий учебной практики по профессиональным модулям. Центральное место занимают не отдельные студенты, а группа взаимодействующих обучающихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга.
При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется когда, люди коллективно ищут истину. Используются такие методы как:
а) дискуссионные (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
б) игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры, ролевые игры; контригра;
в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства) [3].
Не имитационные активные методы обучения включают в себя проблемную лекцию, проблемно-активно-практическое или лабораторное занятие, активно проводимый семинар, самостоятельное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику на рабочем месте, олимпиады, студенческие научные конференции и т. д. [3].
Имитационные активные методы обучения могут быть неигровыми и игровыми. К неигровым имитационным активным методам обучения относятся метод конкретных ситуаций, имитационные упражнения на нахождение студентами известного преподавателю решения, тренинг.
Сущность указанных методов заключается в моделировании реальных объектов и ситуаций без наличия свободной игры, переменных величин и исполнения ролевых функций.
По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой:
ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала;
ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы;
ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить её;
ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
Возникает задача развития у студентов способности к коллективным действиям [1]. Одной из точек соприкосновения между теоретическими и практическими знаниями студента является выполнение самостоятельных работ в виде разработанных творческих проектов по дисциплинам общетехнического профиля и специальным дисциплинам.
Работа над творческими проектами способствует реализации творческой активности студентов, учит соединять теорию и практику для решения конкретных задач, приобретать и развивать универсальную способность человека – потребности в самообразовании. Современному выпускнику необходимы не только прочные знания, но и применение их для решения технических задач. В самостоятельной работе студенты могут реализовать свои творческие способности через выполнение проектно-исследовательских работ. Одно из традиционных направлений проектной деятельности студентов является исследование и изучение современных достижений техники и их влияние на здоровье человека.
Способность к коллективным действиям в процессе занятий следует осуществлять по этапам. На первом этапе преподаватель выявляет с помощью групповой задачи наличие расхождений и сходства в подходах учащихся к самой задаче и её решению. На втором - путём организации групповой работы над конкретной ситуацией у студентов формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п.
Реализация этих принципов осуществляется в выполнении самостоятельной работы студентов в виде докладов, сообщений, творческих проектов на внеурочных занятиях кружка при кабинете Технические измерения.
Уверена, что начало успеха любой деятельности - это правильный выбор темы, которая должна соответствовать интересам студента, а также давать необходимую «пищу для ума». Началом любой деятельности является интерес, вызвать его можно лишь в том случае, если тема проекта вызывает личную заинтересованность студента и находит реальное применение в учебном процессе.
Традиционно реализация проектов проходит на научно-практических конференциях, которые проводятся ежегодно в конкурсах, которые проводятся на неделе «Специалиста» и в «День машиностроителя России».
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно учебно-организационные задачи:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала;
4) формировать познавательную активность будущих специалистов.
Формированию профессионально-познавательной активности студентов способствуют активные методы обучения - способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только педагог, но активны и студенты, которые готовятся стать будущими специалистами.
Список использованных источников и литературы:
1. Балаев, А. А. Активные методы обучения / А.А. Балаев. - М.: Академия, 2010.- 94с.
2. Казначеева, С. Н. Студенческий возраст и организация познавательной деятельности [Текст] / С.Н. Казначеева // Психология обучения. - 2007. - № 5. - С. 96-97
3. Смирнов, С. С. Психологические факторы успешной учебы в вузе. - М., 2010. [электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html (24.04.10)Академия, 2011.
4. Ярославова, Е. Н. Факторы формирования познавательно-профессиональной активности студентов. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-faktory-formirovaniy
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.