Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Связь современной музыки со старинными традициями. Признаки чаконы в песне группы The Beatles "Michelle"

29.12.2018 746 1226
Никитина Юлия Владимировна
Никитина Юлия Владимировна, преподаватель

Геймбух Надежда Владимировна
Геймбух Надежда Владимировна, преподаватель

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

Существует множество слухов и легенд о том, кому посвящена любовная баллада "Michelle" группы "The Beatles". Одни говорят, что речь идет о маленькой французской девочке, которую битлы увидели в Ливерпуле. Другие утверждают, что Мишель - имя фанатки "The Beatles", погибшую в давке на их концерте. Естественно, многие поклонники уверены, что так звали тайную возлюбленную кого-то из участников группы.

Со слов самого Маккартни: «Я написал "Michelle" в стиле Чета Аткинса» – влиятельного американского гитариста, продюсера и звукорежиссера... «В песне "Trambone" он играл основную мелодию на верхних струнах и аккомпанемент на нижних одновременно. И хотя это был обычный прием игры для классических гитаристов, для нас он был совершенно новым. Находясь под влиянием "Trambone" Аткинса, я хотел написать что-нибудь сочетающее линии мелодии и баса. Это была инструментальная композиция в до-мажоре».

Если внимательно послушать произведение "Michelle", то оно нас удивит изрядным своеобразием и оригинальностью музыкального языка.

Найти ответ на вопрос, в чем оригинальность этой песни, не просто. Необходимо произвести гармонический анализ и анализ музыкальной формы. Выясним, в чем же проявляется связь между старинной музыкой и современной в этой песне? Далее проведем анализ по этим двум направлениям.

Связь с традициями музыки эпохи барокко

В начале произведения в инструментальном вступлении к песне (1-4 такты) используется музыкально - риторическая фигура passus duriusculus: нисходящее хроматическое движение от первой ступени к пятой. Как пишет Носина В.Б. (3, 6), в вокально-хоровых жанрах Средневековья и Возрождения приоритетное значение принадлежало фигурам catabasis (нисхождение) и passus duriusculus (жестковатый ход). В основе catabasis лежит фригийский тетрахорд, а passus duriusculus образует его хроматический вариант, который сформировался в оперной арии lamento. Обе фигуры в музыкальной культуре барокко передавали горестное и подавленное эмоциональное состояние, употреблялись для выражения скорби и страдания. Таким образом, можно сделать вывод, что традиции применения риторических фигур вокально-хоровых жанров эпохи Средневековья и Возрождения встречаются и в современной популярной музыке.

Инструментальное вступление к песне "Michelle" написано в жанре чаконы. Известно, что в эпоху барокко композиторы не всегда делали различие между чаконой и пассакалией, и эти термины могли взаимозаменять друг друга. Можно отметить, что здесь встречаются не все признаки чаконы, а лишь некоторые. Например:

один из главных признаков чаконы – это опора на гармонию (в отличие от пассакалии, для которой более характерно полифоническое изложение темы)

для чаконы характерно краткое изложение темы – 4 такта, а не 8 тактов, как в пассакалии.

в результате гармонического развития темы чаконы происходит остановка на доминанте. То же самое мы видим в песне "Michelle":
I64 –III6 | I7 –VI65 –VI2 | IV7 | V53.

Далее рассмотрим связь жанра чаконы с музыкальной формой basso ostinato. Для старинной музыкальной формы basso ostinato характерно наличие мелодической темы, а также особой гармонической формулы, которая все время повторяется, таким образом, формируется понятие – басо-гармоническая формула. Композиторы эпохи барокко обычно писали тему basso ostinato в жанре чаконы или пассакалии.

В песне "Michelle" четырехтактовое инструментальное вступление звучит несколько раз на протяжении всей песни, в начале нового куплета. При этом сохраняется басо-гармоническая формула данной темы, но меняется фактура. В первом проведении темы, во вступлении, используется прием - скрытое двухголосие. Перед вторым куплетом это двухголосие становится реальным. В коде нисходящее хроматическое движение переносится в нижний голос из среднего, таким образом, применяется полифонический прием, в результате которого происходит перестановка голосов. Стоит отметить, что сама форма basso ostinato с вариациями в других голосах, здесь отсутствует. Мы видим лишь неоднократное повторение темы в жанре чаконы, очень характерное для этой формы. Музыкальная форма "Michelle" - куплетная, традиционная для жанра песни.

Признаки современной музыки

Какие же признаки современной эстрадно-джазовой музыки встречаются в песне "Michelle"? Можно отметить приемы, характерные для джазовой музыки, использующиеся в этой песне. Таких приемов не много:

Гармония песни опирается на септаккорды.

Применяется параллельное движение септаккордами (например, 45-46 такты).

Встречается нисходящее аккордовое движение по полутонам (например, 45-46 такты).

Современная трактовка жанра чаконы заключается в том, что происходит изменение размера с трехдольного на 4/4, наиболее типичного размера для эстрадно-джазовой музыки нашего времени. Также можно отметить ритмическую свободу, проявляющуюся в разнообразии триолей. И, конечно же, это инструментальный состав ансамбля, типичный для рок-группы 60-х годов (две гитары, бас-гитара, ударная установка).

Выводы

Проанализировав данное произведение, мы можем сделать вывод, что в песне "Michelle" были использованы традиции музыки эпохи барокко, а также отчетливо проявляется связь этих традиций с современными веяниями. Хочется верить, что жанр чаконы с риторической фигурой passus duriusculus в этом произведении выбран не случайно, и причиной для этого была гибель девушки-фанатки, несмотря на то, что у нас нет первоисточников, указывающих на эту взаимосвязь.

В заключении можно сказать, что песня "Michelle" - это одно из лучших произведений современной эстрадной музыки.

 

Список литературы

Бобровский В. Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича /Музыка и современность (вып. 1). - М.: Музыка, 1962.

Музыкальный словарь. – М.: Музыка, 1973.

Музыкальная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1978.

Носина В.Б. Школа старинной музыки Сайт: http://www.gnesin-academy.ru

Рогачев А.Г. Системный курс гармонии джаза. – М.: Владос, 2000.

Способин И.В. Музыкальная форма. – М.: Музыка, 1984.

Этингер М. A. О гармонии в бассо-остинатных формах /Вопросы теории музыки, вып. 2. - М.: Музыка, 1970.

Истории создания песен. Сайт: http://song-story.ru

 

Оригинал работы:

Связь современной музыки со старинными традициями. Признаки чаконы в песне группы The Beatles "Michelle"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*