Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСфера образования является одним из важнейших факторов социально-экономического развития страны. И в нем одно из основных мест занимает профессиональное образование, состоящее из начального, среднего и высшего ступеней. Особого внимания требует проблема профессионального образования выпускников специальных (коррекционных) школ. Имея ограниченные возможности, они пополняют рынок труда без соответствующей профессиональной подготовки.
Одной из приоритетных задач государственной политики России – является модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
Существующие профили профессионально-трудового обучения в специальных общеобразовательных (коррекционных) школах не ориентированы на рыночную экономику с ее специфическими производственными условиями и отношениями.
В настоящее время в образовательных учреждениях города и края получают образование 4042 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 1015 детей инвалидов. Инклюзивно (совместно с детьми, не имеющими нарушений развития) получают образование – 296 человек:
–в дошкольных учреждениях детей с ОВЗ – 2907 человек, из них детей инвалидов – 310 человек, в группах инклюзивно – 172 человека;
–в школах количество детей с ОВЗ – 1135 человек, из них детей-инвалидов – 705 человек, обучается инклюзивно – 124 ребенка.
В круге проблем профессионального обучения выделены следующие проблемы, наиболее актуальные на данный момент:
Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Что не всегда совпадает с их желаниями и возможностями.
Создание условий в процессе профессионального обучения в условиях среднего профессионального образования. Перспективы лиц с ОВЗ в процессе профессионального обучения.
Последующее трудоустройство в соответствии с потребностями личности и запросами государства по поиску и нахождению возможностей решения проблемы эффективной самореализации лиц с ОВЗ в профессиональной деятельности.
В связи с тем, что образовательные учреждения СПО не ориентированы на специфику организации сопровождающего процесса для учащихся с ОВЗ, существует необходимость в выборе и реализации образовательных технологий, форм и методов, создании условий, способствующих формированию профессиональных умений у данной категории обучающихся, что позволит организовать процесс обучения наиболее результативно.
Адаптация и освоение профессиональной деятельности детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях СПО могут быть более эффективными при наличии социально-педагогического сопровождения.
Лица с нарушениями интеллекта в настоящее время – наиболее многочисленная группа среди лиц с ОВЗ. Для таких обучающихся трудовая деятельность – это основа их социального приспособления, которая служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Профессиональное обучение обучающихся данной нозологической категории организуется не инклюзивно, а в специальных (коррекционных) группах.
Основными стратегическими направлениями в процессе социально-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями интеллекта является создание условий:
–для преодоления депривации нарушенного психофизического развития;
–для компенсации последствий семейной депривации, в частности для удовлетворения базовых потребностей в освоении основных навыков внутрисемейной жизни;
–для расширения возможностей подростковой социальной активности;
–для развития навыков конструктивного общения.
Этапы работы по сопровождению.
Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту; социальную помощь, педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности.
Работа по сопровождению обучающихся с нарушениями интеллекта ведется по следующим направлениям: сетевое взаимодействие между средней коррекционной школой (далее – СКШ) и образовательными учреждениями среднего профессионального образования (далее – ОУ СПО); реализация профориентационной работы на базе СКШ и ОУ СПО; привлечение обучающихся с нарушениями интеллекта в конкурсы профессионального мастерства, трудоустройство.
КГБПОУ «Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства» (далее – Колледж) ведет тесное сотрудничество с коррекционными школами и домами-интернатами, где воспитываются дети с ОВЗ:
Цель сетевого взаимодействия между ОУ СПО и СКШ – создание системы сопровождения, отвечающей современным и перспективным тенденциям развития профессионального обучения.
Основная цель профессионального ориентирования обучающихся с ОВЗ: создать систему действенной профориентационной работы для обучающихся с нарушениями интеллекта, способствующей формированию у обучающихся профессионального самоопределения в соответствии с их психофизическими особенностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Исходя из цели вытекает ряд задач:
Создать систему профориентационной работы для обучающихся с нарушениями интеллекта через урочную и внеурочную деятельность.
Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающимся с нарушениями интеллекта.
Сформировать у обучающихся с нарушениями интеллекта знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях для воспитанников СКШ, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и СКШ по вопросам профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ.
Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников с нарушениями интеллекта ОУ СПО.
Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
Привлечение работодателей к совместным мероприятиям с обучающимися с нарушениями интеллекта, привлечение к профориентационной работе обучающихся с ОВЗ.
Возникает необходимость создания программы профориентации для обучающихся с нарушениями интеллекта, цель которой - формирование сознательного профессионального самоопределения выпускников с интеллектуальными нарушениями с учетом их склонностей, интересов, возможностей, а также рынка труда г. Красноярска. Создание условий для внедрения разработанной системы мероприятий, помогающих каждому обучающемуся с ОВЗ выбрать себе профессию с учетом потребности общества и своих психофизических особенностей.
Конкурсы профессионального мастерства являются стартовой площадкой для участия в «Абилимпикс».
Основные задачи движения Абилимпикс:
–Повысить стремление инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональной независимости и улучшить их профессиональные навыки.
–Поднять на новый уровень общественное восприятие профессиональных возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ и их участие в социально-экономической жизни.
–Поддерживать полную интеграцию инвалидов и лиц с ОВЗ в жизнь общества, уделяя особое внимание их профессиональному развитию.
–Способствовать международному обмену и дружбе между участниками.
–Способствовать вовлечению соответствующих правительств в процесс улучшения профессиональных навыков и карьерного роста инвалидов и лиц с ОВЗ.
С 20 по 23 ноября 2018 года в Москве прошел IV Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». В чемпионате принимали участие более 1177 победителей региональных чемпионатов
из 81 субъекта Российской Федерации. Соревнования проходили по 70 компетенциям, результаты которых оценивали 700 работодателей-экспертов.
Команда Красноярского края заняла 5 место в медальном зачете и представила
25 участников.
1 золото – Резьба по дереву
4 серебро – Мультимедийная журналистика, Слесарное дело, Социальная работа, Вязание спицами.
5 серебро – Вязание спицами, Фотограф-репортер, Выпечка х/б изделий, Облицовка плиткой, Психология.
Результатом социально – педагогического сопровождения профессионального обучения обучающихся с ОВЗ является:
положительное отношение обучающихся с ОВЗ к трудовой деятельности;
профессиональное самоопределение, соответствующее психофизическим возможностям обучающихся с ОВЗ.
сформированность основных принципов построения профессиональной карьеры у выпускников с ОВЗ.
Социальное партнерство колледжа с организациями и предприятиями представлено различными формами взаимодействия: производственная практика студентов, экспертиза в ходе итоговой аттестации выпускников, стажировка педагогов, экскурсии на предприятия, участие в корректировке учебных программ.
Таким образом, сетевое взаимодействие делает СПО открытым, доступным и более привлекательным для обучающихся с ОВЗ, работодателей и социальных партнеров, что является необходимым условием функционирования ОУ СПО в современных условиях. Основным критерием является получение профессии обучающимися с ОВЗ и трудоустройство по выбранному профилю.
Рациональное трудоустройство предполагает поиск и подбор для выпускников с нарушениями интеллекта подходящей работы как на обычном предприятии, имеющем, в том числе специальные рабочие места, так и на специализированном предприятии с учетом медицинских показаний и противопоказаний к выбору условий труда.
В 2018 году Колледж отраслевых технологий и предпринимательства стал базовой профессиональной образовательной организацией.
Направления деятельности базовой профессиональной образовательной организации
Координация деятельности образовательных организаций региона по обеспечению реализации среднего профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Ресурсное обеспечение (нормативно-правовое, кадровое, организационное, материально-техническое, программно - методическое, технологическое, информационное, психолого-педагогическое, финансово-экономическое социально-адаптационное) инклюзивного образования в регионе;
Координация деятельности по развитию движения и проведению чемпионата «Абилимпикс» в Красноярском крае;
Основная идея программы: создание единой методической базы и технологии осуществления инклюзивного профессионального образования в Красноярском крае
Бобылева, Л. Н. Социально-трудовая адаптация обучающихся с ментальными нарушениями в условиях техникума: магистерская дис. / Л. Н. Бобылева. – Красноярск, 2017. – 142 с.
Боровик, С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях / С. С. Боровик // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1283-1285.
Гордиевская, Е. П. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения: автореф. дис… канд. пед. наук. / Е. П. Гордиевская, – СПб., 2009. – 24 с.
Гудожникова, О. Б. Социально-профессиональная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного среднего профессионального образования: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Гудожникова Ольга Борисовна. – Томск, 2015. – 156 с.
Данилова, З. Г. Педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и учащихся колледжа с ОВЗ к осуществлению выбора в профессиональном обучении. / З. Г. Данилова. – М.: Русимпо, 2015. – 132 с.
Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ: учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В. П. Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. / под ред. О. А. Козыревой. – КГПУ, 2015. – 93 с.
Михайлова, Т. А. Современные проблемы социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Михайлова // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 135-140.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.