Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности методической подготовки к проведению занятия-экскурсии

21.12.2018 524 942
Дерман Ольга Олеговна
Дерман Ольга Олеговна, преподаватель

Тюменский колледж экономики, управления и права

Особенности методической подготовки к проведению занятия-экскурсии не так просты, но очень интересны с точки зрения как организации, так и лучшего понимания и эффективного усвоения учебного материала.

Экскурсии вооружают обучающихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами. Кроме того, занятия-экскурсии помогут выбрать направление профессиональной деятельности по своему интересу, что в период жестоких рыночных отношений позволит в будущем стать конкурентоспособными. Ведь удачно выбранное направление профессиональной деятельности проносит удовлетворение, а соответственно, является большим стимулом к желанию овладеть высоким профессионализмом. Кроме того, экскурсии соответствуют государственным требованиям к содержанию и уровню подготовки, развитию познавательной способности, активности студентов к формированию технических и интеллектуальных умений. Формированию логического мышления, развитию навыков самостоятельной работы и, самое главное, - самореализации.

Экскурсии стараюсь проводить целенаправленно по тем дисциплинам (в частности ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Административное право) и темам («Система органов социального обеспечения», «Структура, функции, совершенствование и планирование деятельности», «Взаимодействие Органов социального обеспечения с другими организациями» и подобные им), которые для студентов являются абстрактными.

Подготовка к такому занятию требует достаточно много времени. Преподаватель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.

Педагог заранее продумывает, кто будет проводить занятие, какие методы применять, как вовлекать студентов в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, проводит мотивационную беседу об объекте экскурсии, вовлекает студентов в подготовку к экскурсии и составление вопросов.

Важно учитывать и требования безопасности.

Содержание занятий-экскурсий должно быть грамотно сформировано преподавателем, и только тогда осуществиться обратная связь, достижение успешности в изучении дисциплины или профессионального модуля.

Помимо этого готовится следующая документация: официальный запрос в организацию; лист инструктажа; выписка из технологической карты; тематический план занятия и служебная записка директору колледжа, которая согласуется с заместителем директора по УМР.

В целом структура занятия-экскурсии похожа на структуру обычного занятия:

Подготовительный этап. После теоретического изучения темы намечаю объект экскурсии, договариваюсь о встрече с руководителем учреждения, где мы обговариваем тему, цели, задачи, каждого этапа экскурсии.

Организационно-мотивационная часть. На этом этапе студенты изучают объект экскурсии по его учредительному документу, структуру - по официальному сайту организации. Обучающиеся готовят вопросы по структуре, функциям отделов так, чтобы заинтересовать не только остальных студентов, но и специалистов отдела.

Педагог руководит данным этапом, указывая, на какие моменты нужно обратить внимание, какие особенности производства могут существовать в данной организации.

На этом же этапе знакомимся с правилами техники безопасности, правилами поведения, как в организации, так и на улице.

Идет нацеливание на оценку: студент получает оценку в зависимости от активности и внимательности.

Актуализация опорных знаний. Перед началом экскурсии провожу беседу, направленную на развитие интереса к изучаемому объекту, актуальность полученных знаний.

Непосредственно экскурсионная часть, в которой студенты не просто остаются зрителями и слушателями, а активно участвуют: задают вопросы, делают записи, зарисовки, фотографируют, изучают (смотрят, трогают, наблюдают, измеряют и др.).

Функция преподавателя здесь следить

- чтобы экскурсовод:

а) не отрывался от показа объектов и увлекался рассказом;

б) не раскрывал фрагментарно отдельные объекты без выявления их взаимосвязей;

в) соблюдал логическую и хронологическую последовательность изучаемых событий.

- чтобы студенты:

а) внимательно слушали рассказ;

б) отвечали на задаваемые вопросы;

в) сами задавали вопросы в соответствующем отделе организации соответствующему специалисту.

Я как преподаватель:

а) помогаю экскурсоводу в логических переходах от одного этапа к другому

б) слежу за временем этапов экскурсии.

5. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Студенты делятся своим мнением, впечатлениями. Это возможно как при участии экскурсовода, так и непосредственно после экскурсии и обязательным условием является обсуждение занятия-экскурсии в начале следующего занятия.

6. Итоги и оценивание. Оцениваю работу обучающихся в зависимости от активности, даю творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, оформить стенд, составить отчет

За сентябрь-октябрь 2018 г.- проведены занятия-экскурсии в следующие организации:

Всероссийское общество инвалидов; Центр социального обслуживания Тюменского района; Управление ПФР Тюменского района, Тюменское региональное отделение Фонда Социального Страхования.

За 2017-2018 год проведено 14 занятий - экскурсий: помимо указанных организаций, студенты побывали так же в Федеральном Арбитражном Суде Западно-Сибирского округа, на заседании постоянной комиссии по социальной политике и городскому самоуправлению городской думы г. Тюмени, Центре «Семья», Архиве г. Тюмени, линейном отделе полиции г. Тюмени, СИЗО г. Тюмени, и др.

Организация и проведение экскурсий играет большую роль и в налаживании связей с работодателями: с данными организациями были заключены договоры о принятии студентов на практику. о руководстве ВКР, о проведении занятий по Профессиональному модулю.

 

Источники:

Питинова Т. Г., Курченко А. Ю. О подготовке к проведению уроков-экскурсий в обучении истории // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 745-748. — URL https://moluch.ru/archive/105/23782/

 

Оригинал работы:

Особенности методической подготовки к проведению занятия-экскурсии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*