Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОсобенности методической подготовки к проведению занятия-экскурсии не так просты, но очень интересны с точки зрения как организации, так и лучшего понимания и эффективного усвоения учебного материала.
Экскурсии вооружают обучающихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами. Кроме того, занятия-экскурсии помогут выбрать направление профессиональной деятельности по своему интересу, что в период жестоких рыночных отношений позволит в будущем стать конкурентоспособными. Ведь удачно выбранное направление профессиональной деятельности проносит удовлетворение, а соответственно, является большим стимулом к желанию овладеть высоким профессионализмом. Кроме того, экскурсии соответствуют государственным требованиям к содержанию и уровню подготовки, развитию познавательной способности, активности студентов к формированию технических и интеллектуальных умений. Формированию логического мышления, развитию навыков самостоятельной работы и, самое главное, - самореализации.
Экскурсии стараюсь проводить целенаправленно по тем дисциплинам (в частности ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Административное право) и темам («Система органов социального обеспечения», «Структура, функции, совершенствование и планирование деятельности», «Взаимодействие Органов социального обеспечения с другими организациями» и подобные им), которые для студентов являются абстрактными.
Подготовка к такому занятию требует достаточно много времени. Преподаватель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.
Педагог заранее продумывает, кто будет проводить занятие, какие методы применять, как вовлекать студентов в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, проводит мотивационную беседу об объекте экскурсии, вовлекает студентов в подготовку к экскурсии и составление вопросов.
Важно учитывать и требования безопасности.
Содержание занятий-экскурсий должно быть грамотно сформировано преподавателем, и только тогда осуществиться обратная связь, достижение успешности в изучении дисциплины или профессионального модуля.
Помимо этого готовится следующая документация: официальный запрос в организацию; лист инструктажа; выписка из технологической карты; тематический план занятия и служебная записка директору колледжа, которая согласуется с заместителем директора по УМР.
В целом структура занятия-экскурсии похожа на структуру обычного занятия:
Подготовительный этап. После теоретического изучения темы намечаю объект экскурсии, договариваюсь о встрече с руководителем учреждения, где мы обговариваем тему, цели, задачи, каждого этапа экскурсии.
Организационно-мотивационная часть. На этом этапе студенты изучают объект экскурсии по его учредительному документу, структуру - по официальному сайту организации. Обучающиеся готовят вопросы по структуре, функциям отделов так, чтобы заинтересовать не только остальных студентов, но и специалистов отдела.
Педагог руководит данным этапом, указывая, на какие моменты нужно обратить внимание, какие особенности производства могут существовать в данной организации.
На этом же этапе знакомимся с правилами техники безопасности, правилами поведения, как в организации, так и на улице.
Идет нацеливание на оценку: студент получает оценку в зависимости от активности и внимательности.
Актуализация опорных знаний. Перед началом экскурсии провожу беседу, направленную на развитие интереса к изучаемому объекту, актуальность полученных знаний.
Непосредственно экскурсионная часть, в которой студенты не просто остаются зрителями и слушателями, а активно участвуют: задают вопросы, делают записи, зарисовки, фотографируют, изучают (смотрят, трогают, наблюдают, измеряют и др.).
Функция преподавателя здесь следить
- чтобы экскурсовод:
а) не отрывался от показа объектов и увлекался рассказом;
б) не раскрывал фрагментарно отдельные объекты без выявления их взаимосвязей;
в) соблюдал логическую и хронологическую последовательность изучаемых событий.
- чтобы студенты:
а) внимательно слушали рассказ;
б) отвечали на задаваемые вопросы;
в) сами задавали вопросы в соответствующем отделе организации соответствующему специалисту.
Я как преподаватель:
а) помогаю экскурсоводу в логических переходах от одного этапа к другому
б) слежу за временем этапов экскурсии.
5. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Студенты делятся своим мнением, впечатлениями. Это возможно как при участии экскурсовода, так и непосредственно после экскурсии и обязательным условием является обсуждение занятия-экскурсии в начале следующего занятия.
6. Итоги и оценивание. Оцениваю работу обучающихся в зависимости от активности, даю творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, оформить стенд, составить отчет
За сентябрь-октябрь 2018 г.- проведены занятия-экскурсии в следующие организации:
Всероссийское общество инвалидов; Центр социального обслуживания Тюменского района; Управление ПФР Тюменского района, Тюменское региональное отделение Фонда Социального Страхования.
За 2017-2018 год проведено 14 занятий - экскурсий: помимо указанных организаций, студенты побывали так же в Федеральном Арбитражном Суде Западно-Сибирского округа, на заседании постоянной комиссии по социальной политике и городскому самоуправлению городской думы г. Тюмени, Центре «Семья», Архиве г. Тюмени, линейном отделе полиции г. Тюмени, СИЗО г. Тюмени, и др.
Организация и проведение экскурсий играет большую роль и в налаживании связей с работодателями: с данными организациями были заключены договоры о принятии студентов на практику. о руководстве ВКР, о проведении занятий по Профессиональному модулю.
Источники:
Питинова Т. Г., Курченко А. Ю. О подготовке к проведению уроков-экскурсий в обучении истории // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 745-748. — URL https://moluch.ru/archive/105/23782/
Оригинал работы:
Особенности методической подготовки к проведению занятия-экскурсии
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.