Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы перед профессиональным образованием поставлена цель – «существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение её глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося».
С середины 90‑х годов прошлого века в связи с переходом России к рыночной экономики вместо слова «профессионализм» работодатели все чаще стали использовать термин «конкурентоспособность». Это связано с тем, что сегодня не достаточно просто иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, — сегодня требуется уметь нечто такое, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда.
Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности студентов, создают оптимальные условия для самореализации личности, её профессиональной и социальной адаптации, мотивируют дальнейшее повышение уровня профессионального мастерства и как следствие востребованность на рынке труда.
На сегодняшний день наряду с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС ТОП-50 наиболее востребованных и перспективных профессий, конкурсы профессионального мастерства в системе среднего профессионального образования (СПО) приобретают все большую значимость. Количество конкурсов возрастает с каждым годом, позволяя тем самым развивать у студентов не только общие, но и профессиональные компетенции, диктуемые ФГОС.
Профессиональные конкурсы уже не рассматриваются как вид внеучебной деятельности, они плотно вошли в повседневную жизнь обучающихся, а подготовка к ним занимает едва ли не все свободное время как студентов, так и преподавателей.
Участие в конкурсах профессионального мастерства — это отличная возможность для студента показать свой профессионализм в определенной отрасли.
Участники конкурсов получают возможность общения со сверстниками из других учебных заведений, обмена опытом. У таких студентов повышается уровень самооценки, самопрезентации и коммуникативной активности, в острой конкурентной борьбе они видят свои сильные и слабые стороны в области профессиональной подготовки. [2, c. 60-62]
Подготовка к участию в конкурсе - это кропотливая работа, в процессе которой под руководством преподавателей, мастеров производственного обучения, представителей работодателей, социальных партнеров студенты значительно расширяют теоретические знания и практические навыки.
Участие в конкурсах профессионального мастерства для преподавателей и мастеров производственного обучения, которые зачастую вместе с работодателями являются экспертами на конкурсной площадке, так же является хорошей площадкой для общения, обсуждения проблем и задач отрасли по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, обмена опытом с коллегами из других учебных профессиональных организаций.
Общение работодателей, преподавателей и мастеров производственного обучения не ограничиваются только конкурсной площадкой, созданы группы «автомехаников-экспертов» по стандартам WorldSkills в «WhatsApp», по стандартам «Абилимпикс» в «Viber», в которых эксперты имеют возможность обсуждать возникающие задачи и проблемы, искать совместно пути их решения, обмениваются профессиональным опытом, консультируют друг друга.
Наиболее значимыми региональными и международными конкурсами профессионального мастерства для студентов, обучающихся в КГБПОУ «ККОТиП», являются:
‒Открытый региональный чемпионат профессионального мастерства «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills Russia (WSR);
‒Всероссийская олимпиада профессионального мастерства (ВОПМ);
‒Региональный и Национальный чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»;
«WorldSkills» – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Возникло когда в 1947 году в Испании впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке. Он был призван поднять популярность рабочих специальностей и способствовать созданию эффективной системы профессионального образования, так как в стране, восстанавливающейся после Второй мировой войны, существовала острая нехватка квалифицированных рабочих. Постепенно к движению стали присоединяться и другие страны. На 2014 год в движении «WorldSkills» участвуют уже 72 страны. На сегодняшний день WorldSkills – международная организация, продвигающая профессиональное, техническое и ориентированное на сферу услуг образование и обучение.
WorldSkills повышает стандарты профессиональной подготовки в 75 странах-членах WS, работая с молодежью, педагогами, правительствами и производствами, подготавливая трудовые ресурсы и рабочие таланты сегодня, чтобы помочь в трудоустройстве в будущем. Сегодня под эгидой WSI проводится множество мероприятий, включая региональные и национальные соревнования, континентальные первенства и, раз в два года, мировой чемпионат. Соревнования проводятся в форме конкурса профессионального мастерства, где участник должен продемонстрировать все свои навыки и за определенное количество времени выполнить ряд практических заданий. Стандарты WorldSkills позволяют «задавать планку» для подготовки специалистов высокого уровня и формулировать требования к выпускникам образовательных учреждений.
«Абилимпикс» - Этим необычным словом называют конкурсы профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это уникальный ринг для профессионалов своего дела. Они смогли показать людям с инвалидностью, что у них есть возможности и открытые дороги. С 1972 года международные соревнования движения «Abilympics» проводятся один раз в несколько лет в разных странах.
Международный конкурс впервые состоялся в 1981 году в Токио.
Сейчас чемпионаты проводятся один раз в четыре года, как и положено Олимпийским играм. В них участвуют люди с самыми разными видами инвалидности, а движение «Abilympics» охватывает более четырех десятков стран. Россия присоединилась к международному движению Abilympics International в 2014 году. В 2016 году Первая российская национальная сборная приняла участие в 9-м Международном Чемпионате «Abilympics» в Бордо (Франция), завоевав 3 бронзовых награды. Участие в мировом чемпионате открывает перед нашими конкурсантами новые перспективы, новые дороги, дает новую информацию, новых друзей. А всем будущим участникам чемпионатов в России — пример и надежду. Кстати, не исключено, что хозяйкой «Abilympics – 2020» станет Россия.
Начиная с 2016 года, колледж принимает активное участие в конкурсах «WorldSkills» и «Abilympics» по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (2017г.- 1место - Кудеров Алексей, 2 место – Костюченко Сергей в Региональном чемпионате Красноярского края; 2018г.-1 место в Региональном чемпионате Красноярского края - Харламов Степан).
В 2017 году на базе колледжа была организована площадка по подготовке и проведению конкурсов по стандартам «Abilympics». В настоящее время колледж является центром инклюзивного обучения в Красноярском крае. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проходящие инклюзивное обучение не только в колледже, но и в других учебных заведениях края, привлекаются для участия в конкурсе«Abilympics» уже по 25 профессиям (компетенциям). Обучающиеся колледжа неоднократно занимают призовые места и представляют Красноярский край на Национальных соревнованиях «Abilympics», в этом году участники Краевой сборной команды завоевали на национальном конкурсе 10 призовых мест из 25 компетенций, а центр инклюзивного образования «Abilympics» на базе нашего колледжа, получил почетный диплом «Лучший региональный центр развития движения «Абилимпикс»».
Участие в конкурсах профессионального мастерства международного уровня оказывает позитивное влияние не только на воспитание конкурентного специалиста, но и мотивирует учебные заведения повышать практико-ориентированное образование, улучшать свою материально-техническую базу, обучать преподавателей на курсах повышения квалификации, работать над слабыми местами в подготовке специалистов.
Наиболее проблемной темой в подготовке конкурсантов является модуль «Электрооборудование и системы электронного управления двигателем», так как для отработки навыков практической работы требуется дорогостоящее учебное оборудование (различные типы современных легковых автомобилей, диагностическое оборудование и т.д.).
Критерии оценки выполняемых работ, применяемых на конкурсных площадках, активно внедряются в колледже при проведении лаболаторно-практических занятий и учебной практики. Критерии оценки объективные и отражают знания и умения, обучающихся как: строгое соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ; умения пользоваться справочной и технической литературой; умения грамотно организовать свое рабочее место; знание и умения применять по назначению измерительный инструмент, приборы диагностики, различные слесарные инструменты и приспособления; строго соблюдать технологические процессы разборки-сборки агрегатов автомобиля согласно требований завода-изготовителя; умения находить и устранять неисправности и многие другие критерии позволяют не только объективно оценить обучающихся, но и активно работать в устранении слабых мест в подготовке молодых профессионалов.
Ввиду того, что конкурсы профессионального мастерства проходят несколько дней, а подготовка к ним занимает несколько месяцев, очень важно изначально выбрать наиболее перспективного участника, подходящего как по профессиональным качествам, так и по личностным и психологическим критериям. Для этого в колледже, проводятся занятия со школьниками, что помогает им определиться с выбором свой будущей профессии, многие из которых в будущем поступают для обучения в колледж.
На первом курсе очень мало спец.дисциплин, в основном упор делается на общеобразовательные дисциплины, поэтому для выявления интеллектуального развития и кругозора обучающихся, наиболее перспективных учеников, проводятся различные тематические викторины, тесты и т.д.
На вторых курсах уже проводятся соревнования «Лучший по профессии» сначала в группах, а затем и между группами для выявления наиболее подготовленных обучающихся для подготовки к участию в региональных конкурсах«WorldSkills» и «Abilympics».
К сожалению, участие в региональных и национальных конкурсах требуют предварительной регистрации участника на сайте, на отборочный этап платится вступительный взнос 8000 рублей, а региональный 12000, и заменить заявленного участника дублером не представляется возможным.
Иногда случается, что участник неожиданно накануне конкурса отказывается принимать в нем участие. При этом аргументы отказа могут быть самые разные. Профессиональное мастерство преподавателей, мастеров производственного обучения занимающихся подготовкой участника, заключается в том, чтобы безошибочно выбрать подходящую кандидатуру и работать вместе с ним для достижения поставленных целей.[3,с.186].
Конкурсная деятельность в значительной мере помогает молодым людям определиться с выбором своего дальнейшего профессионального пути. Участие в конкурсах профессионального мастерства стимулируют их к непрерывному самообразованию и повышению профессионального уровня как высококвалифицированных специалистов. .[1,с.132].
Библиографический список:
Лукина А. К., Крюкова И. А., Степанова Н. И., Снисарева Г. М. (2017) Конкурсная деятельность обучающихся СПО как эффективный способ повышения интереса к получаемой профессии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 5-1. С. 132-136.
Непомнящих, Г. В. Конкурс как модель профессиональной деятельности // Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Омск, 12-13 апреля 2017 г. Омск : Изд-во БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж». С. 60-62.
Ольховикова О. В. (2017) Конкурсная деятельность как система повышения престижа рабочих профессий студентов СПО // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта : РИО ГПА Вып. 56. Ч. 1. С. 182-188.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.