Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование методики - технология развития критического мышления через чтение и письмо

27.11.2018 1197 3106
Блинова Надежда Казимировна
Блинова Надежда Казимировна, преподаватель

Ачинский техникум нефти и газа имени Е.А. Демьяненко

Сегодня можно найти много литературы по новым педагогическим технологиям, но среди них чрезвычайно мало универсальных решений, которые можно было бы приме­нять для разных дисциплин и для различных типов занятий. Одна из таких универсальных методик - технология развития критического мышления через чтение и письмо, или со­кращенно РКМЧП.

Технология пришла к нам из США, где она активно используется. В 1997 году во­лонтеры из разных университетов Америки отобрали группу российских учителей и пре­подавателей и обучили их ведению занятий по методике развития критического мышле­ния. Пройдя ряд аналогичных обучающих программ, преподаватели получили право не только проводить занятия со студентами, но и обучать своих коллег этой перспективной технологии через курсы повышения квалификации.

Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых по­зволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность студентов для достижения поставленных учебных целей. Эта технология помогает преподавателю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие студентов в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность за­нятий, развивать навыки критического мышления.

Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отка­заться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть но­вые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

По технологии критического мышления студенты специальностям Информационные системы (по отраслям), Прикладная информатика (по отраслям), Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) изучали различные темы по дисциплинам «Менеджмент», «Проектирование профессиональной карьеры». Использовались различные методы:

методы активного чтения и слушания (Инсерт, чтение с остановками)

методы организации групповой работы (зигзаг, чтение и суммирование в парах)

методы активного письма (маркировочная таблица, кластер, синквейн, «Двойной дневник», сравнительно-концептуальная таблица, таблица «3-Х-У»)

Все они предполагают активное участие студентов в образовательном процессе.

Занятие в технологии РКМЧП состоит их трех технологических этапов:

Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информа­ции.

Осмысление или реализация смысла - получение новой информации.

Рефлексия или размышление - осмысление, рождение нового знания.

Технологические этапы хорошо просматриваются на методе «3-Х-У». На доске пре­подаватель чертит таблицу «З-Х-У»

3 - знаем

X - хотим узнать

У - узнали

 

 

 

Затем объявляет новую тему и предлагает студентам вспомнить, что они знают об этом. Если предоставить студенту возможность проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собствен­ных целей-мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова. Второй задачей стадии вызова является активизация студентов. Студенты могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным препо­давателем. Высказывания записываются в первую колонку. На этом этапе нет «правиль­ных» и «неправильных» высказываний. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Групповая работа позволит услы­шать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Кроме того, часто некоторые студен­ты боятся излагать свое мнение преподавателю или в большой аудитории. Работа в группах позволяет таким студентам чувствовать себя комфортно и постепенно учиться публичному изложению собственного мнения. Обмен мнениями может способствовать и появлению новых интересных вопросов, поиск ответов на которые будет мотивировать к изучению нового материала. Они записываются во вторую колонку. Таким образом, реализуется стадия вызова.

Организация работы на этапе осмысления содержания (реализации смысла) может быть различной (лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, просмотр видео­материала). В любом случае это индивидуальное принятие и отслеживание информации. По мнению авторов этой технологии, на этом этапе одна из главных задач – поддержание активности студентов, их интереса и инерции движе­ния, созданной на стадии вызова. В этом смысле боль­шое значение имеет качество предлагаемого материа­ла. Таким образом, на стадии осмысления студенты:

осуществляют контакт с новой информацией,

пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом,

акцентируют внимание на неясности, пытаясь по­ставить новые вопросы,

стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внима­ние на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

Авторы этой технологии отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии.

Одной из форм организации на этой фазе может быть чтение текста с маркировкой -Инсерт.

При чтении текста студенты на полях расставляют пометки. Они должны быть сле­дующие:

vесли то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

-если то, что вы читаете, противоречит тому, что уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подроб­ные сведения по данному вопросу.

Такой метод позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения, дает воз­можность классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний, позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения (по значкам)

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Возникшие вопросы и сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного студенты имеют возможность осознать, что один и тот текст может вызвать различные оценки, которые отличаются и по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других студентов могут оказаться вполне приемлемыми для принятия в качестве своих собствен­ных, другие - вызывают потребность в дискуссии. В любом случае эта рефлексия активно способствует развитию навыков критического мышления.

Таким образом, на стадии рефлексии студенты систематизируют новую информацию на основании уже имеющихся у них представлений. Сочетание индивидуальной и группо­вой работы на этом этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы студенты, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставлен­ных ранее индивидуальных целей. С другой стороны они выражают новые идеи и инфор­мацию собственными словами.

Еще одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения са­мого преподавателя по поводу происходящего на занятии. Это предполагает не только оценочные суждения о действиях студентов (это может привести и к уменьшению актив­ности работы), но и оценку своих ощущений, выражение собственных сомнений. В про­цессе рефлексии преподаватель оценивает результаты работы студентов.

При приеме «З-Х-У» эта стадия реализуется при заполнении 3 колонки таблицы. Та­ким образом, таблица «З-Х-У» организует все три стадии понимания, тренирует навык формулировки вопросов, умение классифицировать информацию, является одной из форм составления конспекта статьи, способствует запоминанию, организует содержательную рефлексию и постановку содержательных целей на будущее.

Еще одним методом графической организации материала после чтения текста с мар­кировкой является маркировочная таблица Инсерт

V

-

+

?

 

 

 

 

Заполняется сначала первая колонка по всему тексту, затем вторая и т.д. Маркиро­вочная таблица является одной из форм составления конспекта. Письменная фиксация способствует запоминанию, тренирует навык систематизации информации, формирует со­держательную рефлексию («я и содержание текста»), дает материал для формулировки проблем и вопросов на будущее.

Разновидностью методов активного письма является концептуальная таблица. Этот метод формирует умение вычленять критерии для сравнения и проводить сравнительный анализ объектов, организует рефлексивное осмысление текста, является одной из форм со­ставления конспекта статьи (письменная фиксация способствует запоминанию).

Суть метода заключается в том, что необходимо: прочитать текст с маркировкой; об­судить в группах; создать концептуальную таблицу, выбрав основания для сравнения двух объектов. Таблица имеет следующий вид:

Основания для сравнения

Объект № 1

Объект № 2

 

 

 

Занятия, проводимые с использованием различных методов технологии критического мышления, вызывают интерес у студентов. Они помнят лучше всего то, что поняли в соб­ственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долго­срочный характер.

В результате опроса студентов выяснилось, что активные уроки помогают им:

понимать прочитанное и услышанное;

участвовать в обсуждениях;

работать совместно для решения проблем;

использовать полученные знания в жизни;

публично выступать.

Таким образом, подготовка студентов в этой технологии предоставляет возможности для совместной работы, принятия решений, критического мышления, формирования соб­ственного мнения, споров и дебатов. Студенты занимают не просто активную, но инициа­тивную позицию в учебном процессе, что повышает качество управленческой подготовки будущих специалистов.

 

Список использованных источников:

Блинов В.И. Профессиональная педагогика. В 2ч. Часть1: учеб\ пособие для СПО, - М.: Издательство Юрайт,2018-374 с. - Серия: Профессиональное образование.

Блинов В.И. Профессиональная педагогика. В 2ч. Часть2: учеб\пособие для СПО, -М.: Издательство Юрайт,2018-374 с.- Серия: Профессиональное образование.

Критическое мышление – теория и основы - psychologytoday.ruhttps://psychologytoday.ru/stories/kriticheskoe-myshlenie/(дата обращения 20.11.18)

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо //cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html//( дата обращения 20.11.18)

 

Оригинал работы:

Использование методики - технология развития критического мышления через чтение и письмо




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*