Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСегодня можно найти много литературы по новым педагогическим технологиям, но среди них чрезвычайно мало универсальных решений, которые можно было бы применять для разных дисциплин и для различных типов занятий. Одна из таких универсальных методик - технология развития критического мышления через чтение и письмо, или сокращенно РКМЧП.
Технология пришла к нам из США, где она активно используется. В 1997 году волонтеры из разных университетов Америки отобрали группу российских учителей и преподавателей и обучили их ведению занятий по методике развития критического мышления. Пройдя ряд аналогичных обучающих программ, преподаватели получили право не только проводить занятия со студентами, но и обучать своих коллег этой перспективной технологии через курсы повышения квалификации.
Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность студентов для достижения поставленных учебных целей. Эта технология помогает преподавателю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие студентов в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий, развивать навыки критического мышления.
Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
По технологии критического мышления студенты специальностям Информационные системы (по отраслям), Прикладная информатика (по отраслям), Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) изучали различные темы по дисциплинам «Менеджмент», «Проектирование профессиональной карьеры». Использовались различные методы:
методы активного чтения и слушания (Инсерт, чтение с остановками)
методы организации групповой работы (зигзаг, чтение и суммирование в парах)
методы активного письма (маркировочная таблица, кластер, синквейн, «Двойной дневник», сравнительно-концептуальная таблица, таблица «3-Х-У»)
Все они предполагают активное участие студентов в образовательном процессе.
Занятие в технологии РКМЧП состоит их трех технологических этапов:
Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации.
Осмысление или реализация смысла - получение новой информации.
Рефлексия или размышление - осмысление, рождение нового знания.
Технологические этапы хорошо просматриваются на методе «3-Х-У». На доске преподаватель чертит таблицу «З-Х-У»
3 - знаем |
X - хотим узнать |
У - узнали |
|
|
|
Затем объявляет новую тему и предлагает студентам вспомнить, что они знают об этом. Если предоставить студенту возможность проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова. Второй задачей стадии вызова является активизация студентов. Студенты могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Высказывания записываются в первую колонку. На этом этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Групповая работа позволит услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Кроме того, часто некоторые студенты боятся излагать свое мнение преподавателю или в большой аудитории. Работа в группах позволяет таким студентам чувствовать себя комфортно и постепенно учиться публичному изложению собственного мнения. Обмен мнениями может способствовать и появлению новых интересных вопросов, поиск ответов на которые будет мотивировать к изучению нового материала. Они записываются во вторую колонку. Таким образом, реализуется стадия вызова.
Организация работы на этапе осмысления содержания (реализации смысла) может быть различной (лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, просмотр видеоматериала). В любом случае это индивидуальное принятие и отслеживание информации. По мнению авторов этой технологии, на этом этапе одна из главных задач – поддержание активности студентов, их интереса и инерции движения, созданной на стадии вызова. В этом смысле большое значение имеет качество предлагаемого материала. Таким образом, на стадии осмысления студенты:
осуществляют контакт с новой информацией,
пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом,
акцентируют внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы,
стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
Авторы этой технологии отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии.
Одной из форм организации на этой фазе может быть чтение текста с маркировкой -Инсерт.
При чтении текста студенты на полях расставляют пометки. Они должны быть следующие:
vесли то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
-если то, что вы читаете, противоречит тому, что уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Такой метод позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения, дает возможность классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний, позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения (по значкам)
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Возникшие вопросы и сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного студенты имеют возможность осознать, что один и тот текст может вызвать различные оценки, которые отличаются и по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других студентов могут оказаться вполне приемлемыми для принятия в качестве своих собственных, другие - вызывают потребность в дискуссии. В любом случае эта рефлексия активно способствует развитию навыков критического мышления.
Таким образом, на стадии рефлексии студенты систематизируют новую информацию на основании уже имеющихся у них представлений. Сочетание индивидуальной и групповой работы на этом этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы студенты, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуальных целей. С другой стороны они выражают новые идеи и информацию собственными словами.
Еще одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого преподавателя по поводу происходящего на занятии. Это предполагает не только оценочные суждения о действиях студентов (это может привести и к уменьшению активности работы), но и оценку своих ощущений, выражение собственных сомнений. В процессе рефлексии преподаватель оценивает результаты работы студентов.
При приеме «З-Х-У» эта стадия реализуется при заполнении 3 колонки таблицы. Таким образом, таблица «З-Х-У» организует все три стадии понимания, тренирует навык формулировки вопросов, умение классифицировать информацию, является одной из форм составления конспекта статьи, способствует запоминанию, организует содержательную рефлексию и постановку содержательных целей на будущее.
Еще одним методом графической организации материала после чтения текста с маркировкой является маркировочная таблица Инсерт
V |
- |
+ |
? |
|
|
|
|
Заполняется сначала первая колонка по всему тексту, затем вторая и т.д. Маркировочная таблица является одной из форм составления конспекта. Письменная фиксация способствует запоминанию, тренирует навык систематизации информации, формирует содержательную рефлексию («я и содержание текста»), дает материал для формулировки проблем и вопросов на будущее.
Разновидностью методов активного письма является концептуальная таблица. Этот метод формирует умение вычленять критерии для сравнения и проводить сравнительный анализ объектов, организует рефлексивное осмысление текста, является одной из форм составления конспекта статьи (письменная фиксация способствует запоминанию).
Суть метода заключается в том, что необходимо: прочитать текст с маркировкой; обсудить в группах; создать концептуальную таблицу, выбрав основания для сравнения двух объектов. Таблица имеет следующий вид:
Основания для сравнения |
Объект № 1 |
Объект № 2 |
|
|
|
Занятия, проводимые с использованием различных методов технологии критического мышления, вызывают интерес у студентов. Они помнят лучше всего то, что поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер.
В результате опроса студентов выяснилось, что активные уроки помогают им:
понимать прочитанное и услышанное;
участвовать в обсуждениях;
работать совместно для решения проблем;
использовать полученные знания в жизни;
публично выступать.
Таким образом, подготовка студентов в этой технологии предоставляет возможности для совместной работы, принятия решений, критического мышления, формирования собственного мнения, споров и дебатов. Студенты занимают не просто активную, но инициативную позицию в учебном процессе, что повышает качество управленческой подготовки будущих специалистов.
Список использованных источников:
Блинов В.И. Профессиональная педагогика. В 2ч. Часть1: учеб\ пособие для СПО, - М.: Издательство Юрайт,2018-374 с. - Серия: Профессиональное образование.
Блинов В.И. Профессиональная педагогика. В 2ч. Часть2: учеб\пособие для СПО, -М.: Издательство Юрайт,2018-374 с.- Серия: Профессиональное образование.
Критическое мышление – теория и основы - psychologytoday.ruhttps://psychologytoday.ru/stories/kriticheskoe-myshlenie/(дата обращения 20.11.18)
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо //cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html//( дата обращения 20.11.18)
Оригинал работы:
Использование методики - технология развития критического мышления через чтение и письмо
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.