Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНаиболее ответственным разделом производственного обучения является практическая деятельность обучающихся при выполнении упражнений и изготовлении промышленной продукции. Этой деятельности обучающихся отводится основное время. Она предоставляет обучающимся возможность проявлять навыки самостоятельности.
Процесс производственного обучения протекает эффективно, когда содержание темы, способы преподавания и обучения выбираются с учетом дидактических условий, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся. Особо важным является подбор рациональных методов обучения, который должен производиться с учетом особенностей темы, уровня знаний, умений и навыков обучающихся, их жизненного опыта. "Хорошо зная требования учебной программы и возрастные особенности обучающихся, опытные педагоги так подбирают учебный материал и соответствующие ему методы, что обучающиеся сознательно овладевают знаниями, умениями и навыками в процессе собственной активной деятельности, направляемой педагогом. Значит, ведущая роль в слаженном взаимодействии основных компонентов обучения принадлежит преподаванию.
Из этого следует, что от выбора способов и методов обучения мастером производственного обучения зависит активность обучающихся. Следует всегда помнить, что не всякий труд развивает и воспитывает. Производственное обучение имеет все предпосылки для успешного развития активности и самостоятельности обучающихся. Но для этого при организации обучения труд должен: 1) интересовать обучающегося; 2) основываться на применении имеющихся у него знаний, умений и навыков; 3) быть не только физическим, но и умственным; 4) давать удовлетворение. Кроме того, обучающиеся должны видеть результаты своего труда, его общественную значимость.
Мастер производственного обучения в период выполнения учебных заданий повседневно и систематически руководит самостоятельной деятельностью обучающихся. Особенно важно, чтобы он не выпускал из поля зрения обучающихся, которые нуждаются в помощи. Он не сразу вмешивается в работу этих обучающихся, а ставит наводящие вопросы, наталкивая их на осмысливание возникших трудностей. Он привлекает обучающихся к анализу ошибок, указывает на их причины, требует воспроизвести правильные действия. И только окончательно убедившись, что обучающийся не может собственными силами преодолеть ошибки, он снова подробно инструктирует его, показывает правильное выполнение каждого элемента действия и приемов работы, дает дополнительные задания. Такая индивидуальная работа со слабыми, отстающими обучающимися проводится систематически. Помогая отстающим, мастер производственного обучения наблюдает за выполнением задания всей группой. Делая обходы рабочих мест обучающихся, мастер производственного обучения следит за способами обращения обучающихся с инструментом.
В период выполнения упражнений и производственных работ мастеру производственного обучения представляется возможность обучать обучающихся приемам и способам новаторов производства, применению их инструмента и приспособлений. Реализация этого метода может осуществляться с небольшими группами обучающихся по скользящему графику. Одна из основных и наиболее трудных задач, стоящих перед мастером производственного обучения, — это обучение обучающихся применению теоретических знаний на практике. С этой целью мастер подбирает примеры, связанные с необходимостью производить работы, пользоваться справочной литературой, таблицами. Применение теоретических знаний обучающимися в условиях производственного обучения может носить весьма разнообразный характер. Мастер производственного обучения должен объяснять производственные процессы, принципы устройства машин и механизмов с позиций тех законов техники, которые обучающиеся изучают на уроках теоретического обучения.
После объяснения цели урока и показа приемов работы, проверив степень усвоения инструктивных указаний, мастер позволяет обучающимся перейти к практической работе. Последовательно выполнялись упражнения по процессам, которые объяснил мастер. Самоконтроль качества сверления и зенкерования проводился в ходе упражнений каждым обучающимся. Стремясь выполнить правильно упражнение, обучающиеся мысленно представляли себе тот или иной прием, показанный мастером, затем выполняют его сами и сличают с правильным. Для обучающихся эти упражнения были трудными. Чтобы освоить их, требовалось напряженное внимание, а также самостоятельность в мышлении и действиях. И хотя в основном обучающиеся ориентировались на образец, работа их была связана с формированием не только двигательных трудовых умений и навыков, но и в не меньшей степени умственных. Обучающиеся должны были достаточно хорошо разбираться в организационно-технических вопросах, необходимых для качественного выполнения работы, уметь осуществлять выбор инструмента и приспособлений, планировать трудовой процесс по этапам, организовать рабочее место. И наконец, при выполнении упражнений обучающиеся должны овладеть способами контроля за правильностью трудовых движений, действий и за их результатами.
После вводного группового инструктажа полнота и сложность работы мастера производственного обучения возрастают. Он активно руководя самостоятельной работой обучающихся, формированием профессиональных умений и навыков. В этих целях он систематически обходит рабочие места обучающихся, наблюдает за их действиями, оказывает помощь отстающим. Обход рабочих мест осуществляется целенаправленно в соответствии с планом. Мастер производственного обучения обращает внимание на правильность подбора материала, инструмента и приспособлений, на организацию рабочего места. Он выясняет также самостоятельность выполнения работы обучающимися, соблюдение техники безопасности. Мастер производственного обучения наблюдает и проверяет, насколько внимательно обучающиеся следят за процессом выполнения работ. Мастер производственного обучения наблюдает за работой каждого обучающегося, разумно, с педагогическим тактом оказывая им помощь. При этом он не должен задевать самолюбие обучающегося, наоборот, его обязанность - вдохнуть в обучающихся силу и уверенность в себе. Обстоятельно повторяя и анализируя совместно с обучающимися учебное задание, мастер производственного обучения подводит их к осмысливанию недостатков работы и помогает выполнить задание самостоятельно. При обнаружении типичных недостатков он останавливает всю группу и анализирует эти недостатки до тех пор, пока не будут выяснены их причины и способы устранения.
Мастер уделяет внимание учету и контролю усвоения обучающимися способов работы, умений и навыков. В целях усиления контроля за формированием умений и навыков мастер производственного обучения организует целенаправленную взаимопроверку приемов работы. Для этого в группе создаются контрольные посты, поочередно обслуживаемые обучающимися. Кроме того, рядом работающие обучающиеся взаимно контролируют друг друга. В учебно-производственной мастерской можно создать пост ученического контроля. Обучающиеся по графику будут принимать работу, отмечать недостатки и выставлять оценки.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.