Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О некоторых аспектах подготовки будущих учителей в области психологии (из опыта работы преподавателей психологии)

26.11.2012 1345 3132
Шварёва Татьяна Николаевна
Шварёва Татьяна Николаевна, преподаватель

Тюнина Людмила Александровна
Тюнина Людмила Александровна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж
Психологическая грамотность является социально значимым фактором жизни современного образованного человека. Каждому необходимо постичь самого себя, научиться правильно оценивать отношения с другими людьми, а в педагогической деятельности это необходимо особенно. Научиться разбираться в себе, в психологической сущности отдельного ученика, в методах работы – это основные задачи, стоящие перед будущим преподавателем.

Среди требований, предъявляемых к современному учителю, выделяют следующие:

- способность формировать в ходе обучения универсальные учебные компетенции учащихся;

- умение формировать безопасную и привлекательную среду;

- способность эффективно преподавать в гетерогенных классах с учащимися из разной социальной  и культурной среды в широком спектре их способностей и потребностей;

- способность строить свою профессиональную деятельность во взаимодействии с коллегами, родителями учащихся и социальным окружением школы;

- способность к построению нового знания и инноваций как следствие участия в рефлексивной практике и научных исследованиях;

- способность к самостоятельному обучению в процессе собственного профессионального развития.


В контексте общей образовательной стратегии современного профессионального образования в РФ организация учебной деятельности педагогического колледжа направлена на обеспечение комплексного процесса развивающего образования будущих учителей начальных классов, включающего в себя индивидуализацию обучения, воспитания, то есть комплексное использование психологических и дидактических теорий обучения.


Специальные психологические знания необходимы будущему педагогу в его повседневной профессиональной деятельности, и их формированию необходимо уделять особое внимание на занятиях психолого-педагогического цикла.


Подготовка специалиста в области психологии традиционно включает теоретические, практические аспекты, направленные на формирование качественно новых индивидуальных изменений в структуре личности, связанных с овладением профессией.


Подготовка в области психологии начинается задолго до того, как в расписании появится предмет «Психология». Уже с первых дней пребывания студента в колледже психолого – педагогическая служба осуществляет активную диагностическую, консультативную, психопрофилактическую диагностическую работу. Чтобы грамотно осуществлять личностно-ориентированное обучение и воспитание в течение всего периода пребывания студента в колледже, педагоги-психологи организуют  работу по изучению  личностных особенностей первокурсников, это обусловлено еще и немаловажным явлением в жизни наших студентов – периодом адаптации. Основными  сферами исследований являются: интересы, предпочтения, мотивы, эмоциональная сфера, учебные навыки. Сформированность этих сфер оказывает положительное влияние на протекание адаптации, а  это, в свою очередь, является залогом успешного обучения и овладения профессией. Очень важна в данный период консультативная работа педагога и психолога. Здесь мы встречаемся с определенной трудностью, которая связана с возрастными особенностями этого периода: студент должен сам принимать решение обратиться за психологической помощью. Однако  не все готовы к такому шагу, поэтому возможны случаи, когда психологу необходимо действовать по своей инициативе.


Контингент в нашем учебном заведении разнообразен  как с точки зрения социального аспекта (дети из неполных семей, дети-сироты; проживающие в городской и сельской местности), так и с точки зрения психологических особенностей данного возраста (к моменту взросления интеллектуальное развитие уже завершено, поэтому акцент в работе делается на личностную сферу). Кроме того, ежегодно педагоги колледжа констатируют тот факт, что уровень подготовки студентов при поступлении разнообразный, мотивационная готовность к овладению будущей профессии варьируется от негативных до истинных профессиональных мотивов. Эти трудности требуют особых подходов в работе со студентами. В первую очередь - осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, а также - учет возрастных изменений, связанных с овладением профессией. Большое внимание уделяется особенностям восприятия учебного материала и методике  работы с ним.


Остановимся подробно на обозначенных выше видах подготовки студента. В ходе изучения теоретических аспектов психологии на занятиях необходимо учитывать тот факт, что большинство студентов лучше осваивают невербальный материал (это связано с особенностями развития первой и второй сигнальных систем). Однако у каждого студента есть ведущая репрезентативная система. Поэтому один и тот же материал может усваиваться через активное включение разнообразных сенсорных систем (зрительных, слуховых, тактильных). Учитывая это, опыт обучающихся должен быть разнообразным. Это возможно лишь тогда, когда изложение материала, задания имеет словесное, графическое, иллюстративное и т.д. решение. Обращаясь к особенностям первокурсников, необходимо отметить недостаточную сформированность отдельных учебных навыков. Следует заметить, что согласно новым стандартам и учебным планам изучение психологии начинается на втором курсе. Поэтому, раскрывая отдельные вопросы различных отраслей психологии, мы знакомим студентов с разными точками зрения, подходами, направлениями, теориями, что позволяет аналитически подходить к изучаемому материалу и формировать свою точку зрения по отдельным вопросам. Особое внимание уделяем работе с первоисточниками (от конспектирования до творческих работ). Считаем необходимым предоставлять студентам право в работе с разнообразной литературой при подготовке к семинарам, написании курсовых  и выпускных квалификационных работ. Говоря об индивидуальности и неповторимости личности, не следует забывать, что одним из условий ее формирования является общество (микро- и макрогруппа). Поэтому групповые формы работы активно используются при проведении занятий: творческих отчетов, семинаров, деловых игр и т.д. - позволяют сплотить, укрепить межличностные отношения, формируют умение договариваться. Здесь предоставляется возможность каждому обучаемому определиться с видом работы, раскрыть себя, самореализоваться.


Групповые формы работы активно используют в своей работе и педагоги-психологи. Так, ежегодно проводятся занятия в форме тренинга в период адаптации с вновь пришедшими студентами, в ходе которых участники знакомятся, общаются. Благоприятная атмосфера в ходе этих занятий позволяет обсуждать проблемы, решать конфликты, снизить уровень тревожности, которая повышается в первые недели пребывания в колледже. У студентов старших курсов такие занятия способствуют личностному росту, профессиональному определению и совершенствованию. Студенты не только получают опыт общения, но и учатся разбираться в собственной жизни, они учатся осуществлять поддержку и безошибочно принимать себя и других. Личность в такой группе рассматривается как имеющая возможность удовлетворения потребностей вообще и профессиональных в частности. Особо подчеркнем такие формы работы научно-исследовательской деятельности, как выступления на заседаниях педагогических советов, кафедры, научно-практических конференциях и т.д.


Работа в области практической подготовки будущих учителей по психологии осуществляется на занятиях и в период психолого-педагогической практики. Решение психолого - педагогических ситуаций, задач, овладение навыками исследовательской деятельности, написание психолого-педагогических характеристик позволяют студентам использовать эти знания, умения и навыки в ходе практики. Педагогическая практика предполагает выполнение студентами разнообразных заданий по психологии. В ходе чего у них формируются и развиваются следующие способности:

- способность к общению, сотрудничеству, кооперации (коммуникативные);

- способность объяснять, передавать знания, обучать (дидактические);

- способность включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать у них интерес, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их усилия на реализацию поставленных целей (организаторские способности);

- способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов (конструктивные);

- способность к познанию и получению удовольствия от процесса познания (гностические);

- способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности (прогностические);

- способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии (перцептивные);

- способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой (экспрессивные).


Профессиональная активность студентов проявляется в наличии заинтересованной позиции в педагогической практике как модели профессиональной педагогической деятельности, готовности, интересе и удовлетворенности педагогической деятельностью.


Первые шаги в области психолого-педагогического наблюдения студенты делают в ходе прохождения первого вида практики: «Введение в специальность». Изучая особенности организации и проведения урока, студенты отмечают особенности взаимодействия, общения учителя с учащимися, специфику поощрения. Наблюдения за детьми на перемене позволяют студенту не только наблюдать особенности проведения организованной перемены, но и включаться непосредственно в педагогический процесс (проводить подвижные игры).


В ходе практики по «Внеклассной воспитательной деятельности» студенты учатся проводить и анализировать классные часы и внеклассные мероприятия с точки зрения психолого-педагогических требований. Так, овладение знаниями и умениями обследования ребенка по вопросу готовности к обучению в школе позволяет в период  прохождения студентами четвертых курсов практики «Первые дни ребенка в школе» обследовать детей и представить психолого-педагогическую характеристику.


Таким образом, в ходе практической подготовки будущего учителя важны слаженная работа сразу нескольких специалистов: преподавателей педагогики, психологии, частных методик, руководителей практики, заместителя директора, учителей школ, родителей, социально-психологической службы. Такое тесное взаимодействие – это залог подготовки высококвалифицированного учителя, с хорошими знаниями в области психологии.

 

Литература:

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999
  2. Педагогическая практика в начальной школе /Под редакцией Г.М. Каджаспировой, Л.В. Боровиковой. – М.: Академа, 2000 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*