Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПод адаптивной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
В образовательном учреждении проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Вступив в новую социальную обстановку, первокурсник начинает обостренно воспринимать окружающий мир, у него перестраивается весь эмоциональный фон. Не все способны успешно справиться с такими изменениями, некоторые подростки включают защитную реакцию и начинают вести себя так, будто мир должен подчиняться одному ему. Чаще всего учеба отодвигается на второй план, и студент пытается утвердиться в новом коллективе и заработать положительную репутацию.
Трудности периода адаптации:
1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
3. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Адаптация
первокурсников в политехникуме происходит по-разному. Так, у одних учащихся
адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов,
самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки
психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники,
у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением
самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения
психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к
отчислению из ОУ по нежеланию учиться.
Процесс адаптации первокурсников может сопровождаться:
Процесс адаптации несомненно, ускоряется, если с первокурсниками предварительно проводится определенная работа.
Цель работы – создание условий для успешной и быстрой адаптации студентов первого курса.
Задачи:
Формы работы:
- Анкетирование;
- Опросы;
- Диагностирование;
- Тренинги;
- Ролевые и ситуативные игры;
- Дискуссии;
- Беседы.
Свою программу по адаптации первокурсников условно делю на несколько этапов:
1 этап - входная диагностика (знакомство с группой, анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников);
2 этап - социально-психологическое воздействие (проводятся социально-психологические мероприятия по адаптации студентов);
3 этап - итоговая диагностика (заключительное социально-психологическое обследование студентов-первокурсников);
Свою деятельность, как куратора строю на следующих принципах: уважай; доверяй, но проверяй; обучай; формируй.
Чтобы успешно вести работу по созданию сплоченного, организованного коллектива, изучаю в начале учебного года состав группы, используя следующие методы:
- метод изучения документов (личных дел).
- метод опроса (анкетный опрос, групповое интервью).
- метод наблюдения
Заочное знакомство с группой начинаю за несколько дней до начала учебного года. Это, как правило, заключается в изучении личных дел учащихся. Ознакомление с личными делами студентов позволяет выявить потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам).
Первая
встреча с группой - это очень важное мероприятие, к которому я подхожу со всей
серьезностью и ответственностью. Именно от этой встречи зависит дальнейшее общение с первокурсниками.
На первой встрече рассказываю о истории политехникума, уставе политехникума, расписании и порядке проведения занятий, правах и обязанностях учащихся и пр.
Провожу экскурсию по
зданию политехникума. Это позволяет им в последующие дни, хорошо
ориентироваться в пространстве образовательного учреждения. Показываю:
расписание (с комментариями), библиотеку, спортзал, столовую, медпункт,
туалеты, аудитории. Однако это не всегда в полной мере эффективно в силу
большого объема информации в первые дни обучения.
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, помогаю активизировать дружеские связи в группе. Для этого на начальном этапе работы провожу знакомство студентов в группе.
В первые дни первого
семестра провожу тренинг «Давайте познакомимся», где студенты рассказывают о
себе, своей семье, любимых занятиях, увлечениях, интересах. Тренинг проходит в
игровой форме. В него входят такие игры как – «Снежный ком», «Представление по парам». Знакомство группы
позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых,
мне получить максимальное количество
информации о студентах.
Продуктивность тренинга в
сравнении с другими формами коллективной работы объясняется тем, что человек
усваивает 10% - из того, что слышит; 50% - из того, что видит; 70% - из того,
что проговаривает; 90% - из того, что делает сам. В ходе тренинга участники
имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. В группе
создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует
раскрытию каждого.
Использование игровых
технологий при организации групповых занятий помогает решить одну из важнейших
задач создания благоприятного эмоционально-психологического окружения, ситуации
успеха для каждого участника, познакомить членов группы, выявить лидера,
стабилизировать межличностные отношения.
Игровые
технологии также использую для сплочения коллектива и творческой активизации
студентов, а также стабилизации психического состояния студентов. Например,
такие игры как: «Коллективный рисунок», «Необитаемый остров», «Моя группа», «Скульптура группы», «Дом»,
«Дерево». Эти игры формируют навыки
эффективного межличностного взаимодействия, способствует раскрытию
интеллектуального и личностного потенциала. Здесь они показывают свои
творческие способности к рисованию, сочинительству. Проявляется их способность
к фантазированию.
Такие игры как «Адаптация», «Лидер-организатор», «Большая семейная фотография», помогают мне выявить лидеров группы.
Для создания определенного банка данных учащихся и изучения личности студентов и их творческих способностей предлагаю учащимся анкеты и психологические тесты на определение структуры личности. Это позволяет мне увидеть социальную картину группы в целом.
Анкетирование студентов-первокурсников делю на этапы:
После того, как все познакомились, узнали немного об интересах друг друга, можно приступить к организации структуры группы.
Во время
выборов актива группы настраиваю
студентов на серьезное отношение к происходящему, направляю в решении вопросов
выбора актива, но не решаю все за них (даже если их выбор кажется вам не
верным). Актив группы выбирается в начале октября на общем собрании группы.
Выбираем старосту, казначея, секторы: спортивный, культмассовый, учебный, редколлегию, обозначаем обязанности.
До того как проводить выборы, знакомлю студентов с правами и полномочиями представителей актива. Заранее предупреждаю студентов, что поручение всегда можно изменить. Не выбираем против воли.
Индивидуальные консультации и беседы провожу с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, о культуре поведения, индивидуальных проблемах. Ведь студент-первокурсник в период адаптации особо должен ощущать чувство востребованности, доброжелательности, защищенности, и в тоже время требовательности и контроля со стороны педагогов.
Вместе с группой принимаем участия в мероприятиях, организуемых в политехникуме.
В сентябре выясняю условия проживания студентов в общежитии. Провожу индивидуальные беседы со студентами, родителями иногородних учащихся.
Несомненно, такая работа, проведенная с первокурсниками, дает определенные результаты. Буквально с первых дней учебы в политехникуме группа стала активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в политехникуме.
Приняли самое активное участие в «Дне посвящения в студенты». Здесь каждый проявил себя, как мог: рисовали, пели, читали стихи, участвовали в сценке. При этом группа работала уже как слаженный коллектив. Никто не отсиживался и не прятался за спину другого. Каждый хотел внести свой вклад в общее дело. И конечно все были довольны своим результатом.
Применяемые мной методы и
формы работы в целом позволяют создать ряд условий для работы студентов в
процессе адаптации к обучению в учебном заведении. А именно, успешно пройти
период адаптации к новым условиям, требованиям, нормам социального окружения, к
будущей профессии для последующей эффективности образовательного и
воспитательного процесса. В конце 2 семестра я провожу анализ уровня адаптации
студентов – первокурсников.
Основными показателями адаптации группы для меня являются: наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации учащихся; низкий процент «отсева» студентов из группы; академическая успеваемость; сформировавшийся коллектив; активность и мобильность группы; принятие правил и норм корпоративной культуры; отсутствие конфликтов.
Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра. Успешно сданная первая сессия позволит мне предположить, что этап адаптации у первокурсников прошел успешно.
В заключении хочу отметить, что одним из важных условий адаптации студентов к обучению в учебном заведении является спланированная целенаправленная работа куратора. Он помогает студентам преодолеть сложности адаптации к обучению и планомерно адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. Несомненно, процессами адаптации нужно управлять. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению психофизического комфорта первокурсников. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача.
От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его здоровье.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.