Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаГлавная задача процедуры оценивания – улучшение качества работы конкретного студента и через это достижение более широких целей – улучшение качества обучения, учебных программ и условий образования, достижение нового качества работы всего ссуза. Таким образом, оценивание начинает интерпретироваться как конструктивная обратная связь и как технология обучения. А проблема формирования компетенций как их поэтапное формирование, развитие и оценивание на разных стадиях обучения студентов.
Федеральный государственный образовательный стандарт СПО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), представленных в VIII разделе ФГОС:
Пункт 8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;
Пункт 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения;
Пункт 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения;
Пункт 8.4. Требование к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы:
- оценка уровня освоения учебных дисциплин (МДК)
- оценка компетенций обучающихся.
Пункт 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является:
- представление документов, подтверждающих освоение студентом компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.
В том
числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых
результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад,
конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест
прохождения преддипломной практики.
Переход от оценки знаний к оценке компетенций студентов привел нас к формированию новой контрольно-оценочной системы в колледже, созданию фондов оценочных средств, разработке технологичных и независимых процедур оценивания.
Главные вопросы оценивания результатов освоения профессиональных модулей, которые были поставлены нами:
– как сделать оценивание объективным и адекватным?
– что мы хотим оценить и почему?
– по каким критериям должна происходить оценка?
В колледже для создания новой контрольно-оценочной системы разработаны локальные акты, регламентирующие работу по нормативному обеспечению разработки оценочных средств по профессиональному модулю. Это - Положения о фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации студентов;о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся;о мониторинге уровня сформированности компетенций обучающегося, о формировании фонда тестовых заданий. Для оказания помощи педагогам информационно - методическим центром разработаны методические рекомендации по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости в рамках ОПОП (контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы);по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам, профессиональным модулям и практикам (примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов и т.п.);по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения итоговой аттестации по профессиональным модулям; методическое пособие «Новые подходы в оценивании образовательных результатов обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения», которое оказало большую помощь педагогам при разработке КОС по ПМ.
В соответствии с законом «Об образовании» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию. Идея о разделении этих двух оценок (по формату, требованиям и процедурам) и привела к разделению фонда оценочных средств на:
Контрольно-измерительные материалы призваны
дать оценку образовательному уровню
обучающегося. Образовательный уровень по-прежнему оценивается количественно.
Здесь может использоваться бально-рейтинговая система или традиционная
пятибалльная. Оценивание происходит по
традиционной схеме «преподаватель-обучающийся».
Контрольно (компетентностно) – оценочные материалы оценивают уровень квалификации. Уровень квалификации оценивается качественно, оценка о соответствии предъявляемых компетенций квалификационным требованиям выносится квалифицированными экспертами.
Сравнительная характеристика КИМов и Косов представлена в таблице:
Характеристики |
КИМ |
КОС |
Объект измерения |
Знания, умения, навыки |
Компетенции |
Достижения обучающихся |
Измеряют |
Дают качественную оценку |
Форма оценивания |
Оценивают в баллах (пятибалльная система) |
Зачет – незачет Освоено – не освоено |
Вид контроля по этапам обучения |
Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по УД, МДК |
Аттестация по профессиональному модулю. Экзамен квалификационный |
Функции |
Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль |
Контроль и оценка |
Разработка/утверждение |
Преподаватель/
кафедра |
кафедра /заместитель директора/ работодатель |
Формы, методы контроля |
Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины |
Заполнение
раздела |
Для организации системного процесса по разработке контрольно-оценочных средств, создания фонда оценочных средств в колледже организована работа двух проблемных творческих групп:
Руководители ТПГ - методисты, прошедшие обучение на курсах ФИРО.
Для педагогов колледжа проводились обучающее практические семинары по теме «Технология разработки контрольно-оценочных средств для ПМ», на котором педагоги «здесь и сейчас» изучали технологию разработки контрольно-оценочных средств для квалификационного экзамена по профессиональному модулю и разрабатывали их для своего модуля под руководством сертифицированных специалистов.На занятиях им предлагалось:
1. Выбрать профессиональный модуль, для проверки освоения которого им предстояло разработать контрольно-оценочные задания.
2. Обосновать, какие виды аттестации (кроме экзамена квалификационного) необходимы для данного модуля. Принятое решение отражалось в таблице. Далее предлагалось проанализировать состав профессиональных компетенций (далее ПК) и общих компетенций (далее ОК) по их модулю, сгруппировать их так, чтобы была возможной комплексная проверка ПК и ОК на основании общего задания.
Одновременно предлагалось уточнить показатели оценки результата для сформированных ими групп компетенций; перечислить те ОК, которые не могут быть проверены в ходе экзамена, для которых необходимо использовать портфолио; дать характеристику типа портфолио (портфолио документов, портфолио работ, рефлексивный портфолио, смешанный тип портфолио) и примерного его состава. Кроме того, необходимо было разработать требования к презентации и защите портфолио и показатели оценки портфолио.После группировки компетенций и уточнения показателей, приведенных в 5 разделе программы профессионального модуля предлагалось определить форму экзамена (квалификационного) и на основании принятого решения описать условия проведения экзамена (квалификационного).После уточнения показателей педагоги разрабатывали задания, включающие инструкцию для обучающегося и описание ситуации для экзамена (квалификационного) по ПМ, рассчитанные на проверку как профессиональных, так и общих компетенций, а также на комплексную проверку профессиональных и общих компетенций. Затем разработчики заполняли пакет экзаменатора, включая в него условия проведения задания и критерии оценки.
Такие практические занятия позволили педагогам освоить процесс разработки компетентностно-оценочных средств по профессиональному модулю.
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.