Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Научно-исследовательская работа «Государственно-частное партнерство в сфере культуры: проблемы практической реализации»

08.06.2018 1159 1948
Нагорная Мария Сергеевна
Нагорная Мария Сергеевна, к.и.н., доцент

Шевцова Виктория Владимировна
Шевцова Виктория Владимировна, студент

Южно-Уральский технологический университет

Цель работы – рассмотреть возможности Государственно-частного партнёрства в сфере культуры, выявить проблемы практической реализации в РФ.

Методы исследования: исторический, типологический, сравнительный, источниковедческий, приемы сравнительного исторического и межстранового анализа, экспертные суждения.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Зарубежный опыт использования механизмов государственно-частного партнерства разнообразен, что объясняется длительной историей существования и развития данного инструмента в зарубежных государствах. Предпосылки развития государственно-частного партнерства в каждом государстве носят свой особый, специфический характер, что обуславливается историей государства или региона (области, конкретного города), уровнем социально-экономического развития страны, уровнем жизни населения и другими факторами. Анализируя богатый опыт ГЧП зарубежных стран в сфере культуры, мы видим, что наиболее эффективной является концессионная схема, классическими примерами зарубежных проектов являются реконструкция/реставрация/строительство.

В Российской Федерации развитию ГЧП в современных условиях уделяется большое значение, показатель «Уровень развития ГЧП» используется при определении текущих показателей эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также является составной частью Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Внедрение данного механизма, по мнению Правительства РФ позволит достичь стратегических ориентиров, определенных в Стратегии 2020: рост благосостояния и качества жизни населения за счет динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики региона посредством усиления инновационной компоненты экономического роста на основе реализации долгосрочных стратегий развития ключевых секторов экономики.

С каждым десятилетием в России сокращается количество объектов культурного наследия: по различным оценкам, состояние от 24 до 28% находящихся под государственной охраной памятников истории и культуры характеризуется как неудовлетворительное, в отношении большей их части необходимо принятие срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения. За последние 10 лет в нашей стране погибло более 2,5 тыс. памятников, ежегодные утраты составляют 150-200 объектов, причем, эти цифры отражают лишь данные федерального списка, не включающего памятники региональных и муниципальных реестров. Сохранение данной тенденции неизбежно приведёт к невосполнимым утратам ценнейшего культурного наследия народов России. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо использовать положительный опыт зарубежных стран по сохранению объектов культурного наследия, применяя механизмы государственно-частного партнерства.

Анализируя передовой опыт в сфере сохранения объектов культурного наследия в субъектах Российской Федерации, мы видим, что основными успешно апробированными формами ГЧП в сфере сохранения культурного наследия в РФ являются концессии и контракт жизненного цикла и. Концессии – соглашение, заключаемое между государством и частным бизнесом, особенность которого заключается в том, что государство остается полноправным владельцем собственности, но при этом обязует частного партнера в течении определенного времени выполнять функции, оговоренные в соглашении, при этом наделяя бизнес соответствующими правами. В рамках концессионных соглашений в субъектах РФ реализуются различные проекты, финансируемые частично государством и частично частным капиталом. Контракт жизненного цикла (далее – КЖЦ) – широко распространенная в мировой практике модель реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства. Данный формат взаимодействия государства и бизнеса, с одной стороны, не предполагает отказа от бюджетного финансирования (что потенциально интересно для частной стороны) и, с другой стороны, позволяет государству при вложении бюджетных средств быть уверенным в том, что они будут эффективно расходоваться, а создаваемый объект инфраструктуры будет соответствовать установленным функциональным параметрам. По условиям КЖЦ, инвестор за свой счет проектирует и создает объект, а затем эксплуатирует его в течение всего жизненного цикла, осуществляя ремонт и обслуживание, государство оплачивает услуги, оказываемые с помощью такого объекта. В рамках КЖЦ государство устанавливает функциональные требования к объекту. Инвестор обеспечивает соответствие объекта этим требованиям на протяжении контракта. Если инвестор не выполняет свои обязательства по контракту или выполняет их некачественно, платежи в его пользу уменьшаются. Механизм КЖЦ, закрепленный в Постановлении Правительства РФ, может быть наиболее эффективен, на наш взгляд, в отношении новых объектов культуры, галерей и музеев.

Несмотря на значительные риски при реализации проектов ГЧП в сфере сохранения культурного наследия, на наш взгляд, это достаточно перспективное направление, мощный ресурс для устойчивого развития и качества современной жизни, в т.ч. посредством возможностей развития внутреннего и внешнего туризма.

 

Оригинал работы:

Научно-исследовательская работа «Государственно-частное партнерство в сфере культуры: проблемы практической реализации»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*