Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.
Ключевые слова: проектная деятельность, субъектность, коммуникативные умения.
Инновационные процессы в образовании, включая создание педагогических теорий, образовательных стандартов и нормативных документов, программ модернизации, не будут эффективными, если с решением всех проблем не рассматривать и решать проблемы личности, ее самоопределения, ценностных ориентиров, смыслов. И хотя в настоящее время российская система образования характеризуется ориентацией на личность, субъектность, субъективность, по-настоящему уклон на личностные стороны развития субъекта образования, не является специальным предметом рассмотрения. ФГОС и стандарты выступают первостепенным показателем всего образовательного процесса. Но, несмотря на это работа в данном направлении ведется. Усиление личностного потенциала образования рассматривается на современном этапе как одно из базовых направлений в системе образования. Одно из основных современных назначений образования - помочь каждой личности найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать. Для решения названной проблемы обучающемуся необходимо приобрести знания, освоить определенные способы действий, стили поведения, обеспечивающие более глубокое развитие тех способностей и задатков, которые заложены у учащихся самой природой [3, с. 25]. В связи с этим, мы считаем необходимым формирование коммуникативных умений и на спецдисциплинах по специальности Технология машиностроения. Так как любая дисциплина не только дает определенные знания студенту, но и развивает его как личность, затрагивает его субъектность. Среди современных методов обучения развитию коммуникативных умений и навыков в наибольшей степени способствует проектная деятельность. В процессе работы над проектами формируются следующие умения и навыки: - сотрудничества (умения коллективного планирования, взаимодействия с другими членами группы, взаимопомощи, умение находить и исправлять ошибки в работе других); - коммуникации (организация и взаимодействие со взрослыми: формулировка вопросов, ведение диалога, участие в дискуссии, отстаивание своей точки зрения или поиск компромисса); - презентации (навык выступления, монолога, умение уверенно держать себя, отвечать на неожиданные вопросы без дополнительной подготовки и т. п.) [5, с. 14]. Наконец, немаловажно то, что в процессе подобной деятельности у обучающихся появляется чувство коллективизма, переживание общей радости. Ведь для учащихся особенно важна эмоциональная привлекательность умений, они с удовольствием применяют в дальнейшем те действия и приемы учебной деятельности, которые вызывали у них радостные переживания, эмоционально положительно окрасили учебный процесс [1, с. 36]. Выполнение проекта предполагает наличие у автора определенных первоначальных знаний, умений и навыков. Например, не имея предметных знаний по теме проекта, он должен иметь доступ к источнику этих знаний; не имея навыка работы в библиотеке или пользования Интернетом, он должен не только получить помощь в этой части своей работы, но и научиться делать это самостоятельно, и так далее [2, с. 41]. Учебный проект с точки зрения студента - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения преподавателя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. В этом заключается смысл работы над проектом: знания, умения и навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются студентом, превращаются в его активный запас академических знаний и практического опыта и в дальнейшем легко переносятся на другие виды работы [3, с. 28]. Главные цели введения метода проектов: - показать умения отдельного студента или группы обучающихся использовать приобретенный на дисциплинах исследовательский опыт; - реализовать свой интерес к специальности; приумножить знания и донести приобретенные знания своим одногруппникам; продемонстрировать уровень обученности; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения; подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
Тематика проектов должна быть известна заранее. Студенты должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов. Желательно чтобы студент или группа выбрала тему самостоятельно.
Проблема, предлагаемая студентам, формулируется так, чтобы ориентировать студентов на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше студентов группы, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки.
В зависимости от поставленной цели, задач и способов выполнения, проекты делятся на несколько типов: Практико-ориентированный проект. Цель проекта - решение практических задач, поставленных заказчиком проекта. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т. п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства - он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика. Исследовательский проект. Цель проекта - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом. Информационный проект. Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к дисциплинам, могут быть опубликованы или выложены в Интернете. Говоря о проектной деятельности студентов реализовываются следующие цели: - расширение кругозора студентов в области достижений отечественной и зарубежной науки (обязательным считаю возвращение к историческим именам); - выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей; - активное включение студентов колледжа в процесс самообразования и саморазвития. Появление компетентностного образования - это ответ на вызовы общества, его главная идея - это обеспечение органичной связи образовательного учреждения с жизнью, обучение студентов еще в стенах колледжа способности «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В. А. Болотов, В. В. Сериков), решать жизненно-ориентированные проблемы. Именно этому будут учить учителя 21 века учеников 21 века. Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!
Литература
Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр
Оригинал работы:
Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.