Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время в системе среднего профессионального образования все большее распространение получают информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) обучения. В этой связи смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, а также способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Эффективность использования компьютерных технологий в практике подготовки специалистов среднего профессионального звена состоит в следующем:
новизна работы с компьютерными технологиями усиливает мотивацию учения;
цвет, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;
компьютерные технологии позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели обучающегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности его памяти, восприятия, мышления;
с помощью компьютерных технологий можно реализовать личностную манеру общения, создавая тем самым более благоприятную обстановку, а это особенно важно для обучающихся, испытывающих трудности в усвоении учебного материала;
компьютерные технологии активно включает обучающихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала;
благодаря компьютерным технологиям обучающиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной им информации [3].
Компьютерные технологии обучения – это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:
средством для предоставления учебного материала обучающимися с целью передачи знаний; средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.
Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует развитию личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором обучающиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным [2].
Резкому скачку в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствует внедрение в учебный процесс ССУЗов таких технологий, как мультмедиа-технологии, интернет-технологии, их правильное использование существенно содействует комплексному развитию личности и способностей будущего специалиста.
Изменяется и содержание деятельности преподавателя, который становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. В связи с этим появилось новое направление деятельности педагога – разработка информационно-коммуникационных технологий обучения и учебно-методических комплексов с использованием электронно-образовательных ресурсов [3].
Внедрение ИКТ в учебный процесс, в ходе реализации программ подготовки специалистов среднего звена, дает возможность существенно изменить к лучшему содержание и формы обучения, а также способствует формированию познавательных способностей студентов, улучшению организации учебного процесса, формированию информационной компетентности выпускников [1].
ИКТ могут быть с успехом использованы на самых различных по содержанию и организации аудиторных занятиях и при выполнении студентами внеаудиторной самостоятельной работы.
Основная задача преподавателя на занятиях общепрофессиональных дисциплин состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы получение знаний не происходило пассивным, механическим и несамостоятельным образом, а было активным, конструктивным и творческим. На занятиях по общепрофессиональным дисциплинам используются такие формы подачи материала и оценки знаний с помощью ИКТ, как презентация изучаемого материала, самостоятельная работа с электронными учебниками и интернет-ресурсами, компьютерное тестирование. Кроме того, студенты в ходе выполнения и защиты реферативных сообщений по учебным дисциплинам получают навыки создания и представления электронной презентации [4].
В образовательном взаимодействии преподавателя и студента одной из актуальнейших проблем является привлечение и сохранение внимания на протяжении всего занятия. Используя ИКТ, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания: сосредоточенность, устойчивость, распределение, переключение. ИКТ обладают широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала. Смена кадров в фильме, слайдов и т.п. требует пристального внимания на занятии, т.к. все это, как правило, повторно не демонстрируется. Непроизвольное внимание вызывает новизна, необычайность, динамичность объекта, контрастность изображения [1].
В процессе работы у меня накопился определенный опыт, который я использую в повседневной практике, создавая условия для интересных и эффективных занятий, для активной работы студентов:
При изучении нового материала хорошо использовать учебные видеоматериалы, подборку учебных видеозаписей, соответствующих лекционному материалу.
Мультимедийные презентации эффективны при изучении нового материала, преподнесении новой информации; закреплении пройденного и отработке умений; повторении, практическом применении полученных знаний и умений; обобщении, систематизации знаний.
Компьютерное тестирование (компьютерная программа «My Test») эффективно в качестве средств контроля. Такие средства контроля значительно экономят время преподавателя на проверку, а также тренируют память и логическое мышление студентов.
При выполнении практических работ хорошо использовать электронные учебники, они открывают быстрый доступ к характеристикам психологических явлений и процессов.
Анализируя свой опыт использования ИКТ на занятиях по учебной дисциплине «Психология», могу с уверенностью сказать, что это позволяет:
активизировать познавательную деятельность студентов;
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
повысить объем выполняемой работы на занятии в 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний и выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине;
оптимизировать учебный процесс;
повысить эффективность учебных занятий;
формировать навыки исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным информационным ресурсам;
повысить уровень компьютерной грамотности и информационной компетентности студентов;
повысить уровень психологической, методической и педагогической компетенции преподавателя.
Таким образом, использование ИКТ позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает мотивацию студентов к более качественному освоению учебных дисциплин. ИКТ помогает развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обладает огромным потенциалом формирования положительной мотивации обучения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих студенту учиться.
Список литературы
Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.
Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Черногаева Н.А. Контроль самостоятельной работы студентов //Методист.- 2009.- №1.- С.36-41.
Оригинал работы:
Использование информационно-коммуникационных технологий на учебной дисциплине «Психология»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.