Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИсследуй все, пусть для тебя на
первом месте будет разум, пре -
доставь ему руководить собой.
Пифагор Самосский
Проблемно-поисковые методы обучения направлены на формирование активной мыслительной деятельности учащихся и студентов: способности сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать и делать выводы.
Выделение проблемы на основании научного материала осуществляется самими обучающимися при выполнении ими докладов и рефератов, проведении дискуссий и семинаров, выполнении экспериментальных задач и лабораторных исследований. Все это активизирует познавательную деятельность учащихся и студентов, формирует всесторонне развитую личность, способную к самоуважению и самореализации в условиях рыночных отношений.
Бутурлиновский механико-технологический колледж является учебной площадкой, на базе которой создана в 2001 году общеобразовательная школа. Обучение дисциплины «Химия» начинается учащимися с 8-го класса. На данном этапе свою педагогическую деятельность начинаю с монологического, низкого репродуктивного уровня познавательной деятельности: происходит объяснение нового материала с опорой на таблицы, схемы, демонстрационные опыты изучения приемов запоминания основных определений и применения их на практике при выполнении отдельных упражнений. Постепенно от монологического перехожу к показательному репродуктивно-продуктивному методу, где ученики приобретают умения в постановке вопросов для своих одноклассников с последующим анализом их ответов. Диалогический (средний продуктивный) метод внедряется в учебный процесс, начиная с 9-х классов. Здесь при изучении химических производств различных неорганических соединений: аммиака, серной, азотной кислот необходимо привлекать учащихся к выдвижению, а затем и решению производственных ситуаций. Например, при производстве аммиака используется следующее химическое взаимодействие:
N2 + 3H2 2NH3 + Q
Анализируя данный химический процесс, учащиеся могут предложить три способа увеличения производства аммиака:
- снижение температуры;
- увеличение давления;
- увеличение концентрации водорода и азота.
Эвристический и исследовательский методы используются в старших 10-11 классах. Учащиеся в ходе разрешения поставленной проблемы, опираясь на предыдущие знания, познают новый материал, сравнивают с предыдущим, прогнозируют свойства новых для них соединений. Так, при изучении темы «Карбоновые кислоты» учителю достаточно записать на доске общую формулу данного класса соединений:
R – (COOH)n
на основании которой учащиеся самостоятельно:
- дают определение данному классу соединений;
- предлагают виды классификации и обоснуют свои предположения;
- предсказывают химические свойства на основании состава и функциональной группы.
На основании сказанного, переход от репродуктивных знаний к поисковым можно представить в виде схемы.
Схема 1. Переход от репродуктивного метода к поисковому.
Постепенный переход на первом курсе технологических специальностей от репродуктивного обучения к продуктивному, творческому или проблемному на втором и третьем курсах способствует активизации мыслительной способности студентов. Данный переход целесообразно осуществлять на занятиях «Аналитической химии», где основное время обучения студентов происходит на лабораторно-практических уроках (до 80% учебного времени). Здесь, полученные на лекциях теоретические знания, последовательно формируются в умениях производить расчеты – решении задач, выполнении самостоятельных заданий с последующим контролем со стороны сокурсников и преподавателя. Затем сформированные умения отрабатываются на лабораторных занятиях, где студенты, используя поисковые методы, подтверждают на практике теоретические расчеты.
Общим результатом различных подходов проблемного обучения являются изменение отношения студента к обучению. Прохождение им учебного процесса в роли активного участника в исследовании, дискуссии, игре.
На
втором и третьем курсе технологических специальностей изучается дисциплина
«Физическая и коллоидная химия». На этом этапе обучения студенты уже
подготовлены к работе в проблемно-поисковом направлении, являющимся основой
формирования навыков исследовательской деятельности.
В начале изучения дисциплины на теоретических занятиях: лекциях, комбинированных уроках, уроках получения новых знаний студентам предлагаются простые проблемы с малым числом составляющих и недостающих элементов, которые разрешаются совместно на основе уже имеющихся знаний путем сравнения и анализа.
Например,
изучая тему «Газообразные состояния веществ» преподаватель предлагает
студентам: «На основании знаний, предшествующих курсов и существующего
кругозора, сравнить величину кинетической и потенциальной энергии молекул
вещества, находящегося в газообразном и жидком состоянии». Студенты легко
отвечают на данный вопрос обычно таким образом: «Кинетическая энергия молекул
газа будет выше, чем молекул жидкости, так как скорость движения молекул в
газообразном состоянии больше. А потенциальная энергия соответственно будет в
газах меньше, чем в жидкостях, так как из курса «Физики» известно, что с
увеличением кинетической энергии тела, его потенциальная – уменьшается». В
данной ситуации, сначала необходимо
похвалить студентов за логичное рассуждение, а затем подчеркнуть, что
ответ оказывается неверен. И в действительности, как кинетическая, так и
потенциальная энергия веществ в газообразном состоянии выше, чем в жидком.
Возникает противоречие с полученными ранее знаниями, а, следовательно, и
проблема, которую решаем вместе. Данные характеристики энергий переносим на
молекулярный уровень и отмечаем, что кинетическая энергия молекул в
газообразном состоянии будет выше, чем в жидком, т.к. и скорость движения
молекул в газах выше, чем в жидкостях. А потенциальная энергия будет выше в том
агрегатном состоянии вещества, когда на молекулы оказывается минимальное
воздействие. В газообразном состоянии, отмечают студенты, взаимодействие
молекул происходит лишь в момент их столкновения, а в жидком – молекулы
постоянно во взаимодействии, т.к. взаимосвязаны между собой. Следовательно,
потенциальная энергия молекул в газообразном состоянии выше, чем в жидком.
Проблема разрешена.
Поисковой работой студенты занимаются, выполняя и практические занятия – поиск правильного решения расчетной задачи, используя табличные данные, самостоятельное выполнение индивидуальных дифференцированных заданий.
В
качестве самостоятельной творческой работы студенты подготавливают доклады,
рефераты и кроссворды. При этом формулируются не просто тему для работы, а
проблему, которую необходимо анализировать, предложить варианты решения,
сделать выводы. И, наконец, вся работа, связанная с поиском, проблемами,
решениями на теоретических занятиях, планомерно подводится к завершающему этапу
изучения дисциплины учебно-исследовательской работе на лабораторных занятиях.
Для повышения эффективности лабораторно-практического обучения необходимо изменить методику его проведения:
- лабораторные работы проводить не по одной, а в комплексе, объединив их в циклы. Это позволит усвоить материал в интегрированном виде, с учетом внутрипредметных связей.
- для проверки теоретической подготовки к лабораторным работам проводить тестовый контроль, который позволяет обеспечить осознанное выполнение студентами заданий; независимое и объективное оценивание.
- на отдельном занятии проводить защиту выполненных лабораторных работ с учетом практической значимости каждой темы.
Обобщая вышеизложенное, хотелось бы отметить ряд ключевых моментов:
Используемая литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.