Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время, логистика в России находится на начальном этапе развития и компаниями осуществляются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта. По данным за 2016 год в России качество логистических услуг оценивают на 2,76 балла, возможности отслеживания грузов в 2,62 балла, своевременность доставки – 3,15 балла. По совокупности показателей с 2014 по 2016 год Россия с 90-й позиции спустилась на 99-ю.
Рынок транспортных услуг – один из самых динамичных в мире. Рост экономики сопровождается бурным ростом рынка транспортных, экспедиторских и логистических услуг.
Транспорт - очень разнообразная отрасль. Все его виды, выполняя главную функцию - обеспечения хозяйственного комплекса страны в грузовых и пассажирских перевозках, вступают между собой и большинством сфер производства во взаимодействие. [Щербанин Ю. Транспортная инфраструктура – это TransportInfrastrukture// Российская Федерация сегодня. – 2005. - №9.]
В последнее время потребности в транспортных услугах только растут. Однако существующая инфраструктура уже не в состоянии обеспечить потребности экономики. Значительная часть объектов инфраструктуры выходит из строя, стала технически непригодной, морально устаревает. Большая часть железнодорожного парка, воздушных и речных судов выработали предельные сроки эксплуатации. Износ основных фондов речных портов составляет от 50 до 70 процентов. А аэропортная сеть приблизилась к критической отметке в 80 процентов. [Стенографический отчет о заседании президиума Государсвенного совета по вопросам развития транспортной инфраструктуры страны// www.kremlin.]
Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги. Это проявляется в следующем:
1)состояние опорной транспортной сети не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам.
2)транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры.
3)уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают потребностям населения страны. Значительная часть сельских населенных пунктов страны не обеспечена связью по дорогам с твердым покрытием с опорной транспортной сетью.
4)наблюдается существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества. Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам.
5)основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, в результате их износ достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать. Это влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы.
6)сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, не до конца используется транзитный потенциал Российской Федерации. Мощности портовой инфраструктуры не позволяют обеспечивать переработку российских внешнеторговых грузов в портах Российской Федерации.
7)показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню. В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают более 36 тыс. человек и получают ранения более 200 тыс. человек. Из-за загрязнения окружающей среды выбросами транспорта в городах России ежегодно преждевременно умирает не менее 21 тыс. человек. Общий ущерб от таких негативных последствий транспортной деятельности, как аварийность, загрязнение окружающей среды, потери экономики и общества от перегрузки транспортных коммуникаций, ежегодно составляет не менее 7-8 % ВВП.
8)значительно обострились проблемы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической устойчивости транспортной системы.
Транспортный комплекс Ставропольского края представляет собой структуру, включающую железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт. Здесь занято 6,6% работающего населения края, это около 39,0 тыс. человек. Ежегодно предприятиями транспорта общего пользования перевозится более 110,0 млн. пассажиров и 15,0 млн. тонн грузов.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт представлен Минераловодским отделением структурным подразделением Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и Армавирским филиалом ОАО "Мир" Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта. На территории края находятся более 50 станций, объединенных в три опорных центра по организации перевозок (Ставрополь, Минеральные Воды, Невинномысск), до локомотивных, одно вагонное депо и пять дистанций пути.
Железнодорожники края ежегодно перевозят более 10,5 млн. пассажиров и 11,5 млн. тонн грузов.
По железнодорожной инфраструктуре Россия занимает 25-е место.
Воздушный транспорт
На территории Ставрополья действуют федеральное государственное авиационное предприятие "Кавминводыавиа", его ставропольский филиал и Минераловодский авиаремонтный завод ОАО "Завод № 411 Гражданской авиации", 3 авиакомпании, располагающие малыми воздушными судами для проведения авиационных химических работ.
ГУАП "Кавминводыавиа" - крупнейшее авиапредприятие Юга России. Начиная с 1999 года предприятие получало ежегодную национальную премию "Крылья России" в номинациях "Пассажирский перевозчик на внутренних воздушных линиях" и "Пассажирский перевозчик на международных воздушных линиях".
ОАО "Завод № 411 Гражданской авиации" является одним из крупнейших ремонтных авиапредприятий отрасли. На заводе ремонтируют самолеты ТУ-154М, ТУ-154Б, АН-2, авиадвигатели АШ-62ИР ТА-6А, ТАИ 2А.
Авиапредприятиями края ежегодно перевозится более 0,6 млн. пассажиров и 3,5 тыс. тонн грузов.
В «Отчете о глобальной конкуренции» Всемирного банка инфраструктура аэропортов России занимает 65-е место.
Автомобильный транспорт
В Ставропольском крае работают 66 автотранспортных предприятий различных форм собственности. Автобусный парк занимает 58% от общего числа автомобилей в этих предприятиях.
В крае зарегистрировано свыше 700 тысяч единиц автотранспортных средств, из них более 110 тыс. грузовых автомобилей и около 20 тыс. автобусов.
Ежегодно автотранспортниками края перевозится около 234,0 млн. пассажиров и 3,9 млн. тонн грузов.
Основным связующим звеном между предприятиями транспорта и пассажирами является ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций Ставропольского края". Оно охватывает около 90% всего рынка данных услуг.
В отраслевом разрезе хуже всего представлена инфраструктура автомобильных дорого России – 123 –е место (согласно доклада Всемирного экономического форума).
Основные проблемы логистики на транспорте, которые появляются на пути её развития:
По оценке РБК.research, сегодня на российском рынке работает около 3,8 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги (компании, зарегистрированные на территории Российской Федерации, включая их филиалы в регионах), в том числе 2,8 тыс. перевозчиков и 1 тыс. экспедиторов (операторы или агенты) [РБК Магазин исследований: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/].
В таблице 1 представлен рейтинг транспортно-логистических компаний России по итогам 2016 года, составленный специалистами медиа-холдинга «Эксперт». Совокупный объем выручки участников рейтинга в сравнении с 2015 г. увеличился на 7,7% и составил 2898,6 млрд. руб.. Выручка от транспортно-логистической деятельности составила 2124,1 млрд. руб. (73% общей выручки). По данным таблицы 1 видно, что доминирующую позицию в рейтинге занимает ОАО РЖД, его выручка от транспортно-логистической деятельности — 1370 млрд. рублей. Показатель возрос на 4,2 % с 2015г.. 91 % выручки от оказания транспортно-логистических услуг составляют доходы от перевозок грузов и почты, остальные 9 % — предоставление транспортных средств и инфраструктуры в аренду.
Вторую позицию в рейтинге заняла Первая грузовая компания (ПГК) входящая в состав Universal Cargo Logistics Holding B. V. , у которой 88,4 млрд. руб. выручки от транспортно-логистических услуг формируется за счет грузоперевозок.
Третье место принадлежит ФГУП «Почта России» плюс 19% к выручке от транспортно-логистических услуг по сравнению с 2015 г. и плюс 26 % по отношению к выручке от транспортно-логистических услуг (ТЛУ) за 2014 г.
Таблица 1
Рейтинг десяти крупных транспортно-логистических компаний России по итогам 2016 года
Место компании в рейтинге |
Компания |
Принадлежность к группе |
Специализация |
1 |
ОАО РЖД |
Холдинг РЖД |
Грузоперевозки железнодорожным транспортом |
2 |
Universal Cargo Logistics Holding B. V. |
|
Комплексные транспортно-логистические услуги |
3 |
ФГУП «Почта России» |
|
Доставка почтовых отправлений, комплексные транспортно-логистические услуги |
4 |
АО «Федеральная грузовая компания |
Холдинг РЖД |
Оператор подвижного состава |
5 |
Globaltrans |
|
Оператор подвижного состава |
На четвертом месте входящая в холдинг РЖД Федеральная грузовая компания с общей выручкой от ТЛУ 73,6 млрд. руб. (плюс 60т % к 2015 г.)
Пятерку замыкает транспортной компании Globaltrans, с выручкой 69,5 млрд. руб. (темп прироста 2%) [Журнал «Эксперт»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/]
Тенденция роста сохраняется и в 2017 году: исключение составляет внутренний водный транспорт, темп прироста за восемь месяцев 2017 г. составил 97,2% к аналогичному периоду. По итогам восьми месяцев 2017 г. положительную динамику объемов грузоперевозки показали железнодорожный транспорт – 100,4%, автомобильный транспорт – 102,2% и воздушный транспорт – 110,7%.
Система управления транспортным комплексом основывается на сочетании принципов государственного регулирования, которое осуществляется через систему законодательных актов по лицензированию и сертификации, экономических стимулов (дотаций) и административного контроля по выполнению установленных требований в части обеспечения безопасности перевозок, добросовестной конкуренции и доступности транспортных услуг.
Правительство РФ утвердило разработанную транспортную стратегию Министерством транспорта РФ на период до 2030 года, в которой были определены следующие цели развития транспортной системы:
‒формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;
‒обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны;
‒обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
‒интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;
‒повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду [Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «Об утверждении транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года»:[Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».]
Логистику, в особенности транспортную логистику, в настоящее время невозможно представить без полноценного применения информационных технологий. В связи с использованием современных технологий и новой техники, разрабатываются все новые информационные связи, представляющие из себя характерную черту большинства процессов, в том числе и транспортной, на национальном и международном уровнях. Дальше всех в этом направлении продвинулся ЖДТ.
Поскольку, новые технологии всегда дорогостоящие и не каждая компания может позволить их себе. Но есть и технологии, которые уже давно проверенные и внедрены в процесс доставки товара. Развитие идет на уровне отдельных компаний. В ГК «Рускон» WMS – системы внедрены на всех складских активах групп. ГК «Максисму» разработала и внедрила собственные ИТ – решения уровня ERP. В ФГК с 2017 г. действует совместно с RailCjmmerce проект электронной биржи. «РЖД Логистик» выпустила мобильное приложение РЖД Грузы на платформе Android для заказа грузов.
Инновационные технологии заказчику представляют полную информация о товаре, в частности самое главное, это где в данный момент, в данную минуту находится товар. Все это обеспечивают специальное программное обеспечение:
Упрощение процессов, которые дает электронное документирование, пожалуй первое важнейшее направление стратегического развития современной логистической компании.
Улучшение позиции России в рейтингах можно достичь путем снижения стоимости логистики за счет консолидации усилий государства и бизнеса. От государства требуется ускорение принятия нормативных решений, а от участников рынка внедрение современных технологий и эффективных бизнес - решений.
Оригинал работы:
Современное состояние транспортной инфраструктуры и проблемы развития транспортной логистики в РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.