Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаУчебная дисциплина «Аналитическая химия».
Специальность: 240113 Химическая технология органических веществ
Тема учебной программы: «Качественный анализ. Анализ вещества неизвестного состава».
Тема лабораторной работы: «Элементы качественного микроанализа. Анализ вещества неизвестного состава»
Цель урока: |
Обучающая: - углубить и расширить понятия о частных реакциях на катионы и анионы; - уметь проводить исследование неизвестного вещества систематическим методом анализа; - научиться выполнению систематического анализа Развивающая: - решать проблемные ситуации; - развивать способность к систематизации, аналитически мыслить, делать анализ, выводы о наличии катионов и анионов на основе экспериментальных данных; - способствовать развитию речи студентов через умение выступать публично; - способствовать формированию и развитию познавательного интереса студентов к дисциплине. Воспитательная: - продолжить формировать интерес к профессии через применение изучаемого материала в профессиональной деятельности; - воспитание ответственности за проделанную работу. Урок направлен на формирование следующих профессиональных и общих компетенций: ПК 2.3. Выполнять требования промышленной и экологической безопасности и охраны труда. ПК 3.1. Контролировать и вести учет расхода сырья, материалов, энергоресурсов. ПК 3.3. Выявлять и устранять причины технологического брака. ПК 4.2. Организовывать обучение безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования, техники безопасности. ПК 4.3. Контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, требований охраны труда промышленной и экологической безопасности. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. |
|
Тип урока |
Урок закрепления знаний |
|
Форма урока |
Лабораторная работа |
|
Методы |
Исследовательский (метод исследовательского задания) по Махмутову М.М. |
|
Межпредметные связи |
1) Производственное обучение «Практикум в химической лаборатории» - Качественный анализ. Ознакомление с качественными реакциями на анионы, катионы. 2) Неорганическая химия – Теория электролитической диссоциации, Ионное уравнение реакции |
|
Средства обучения |
Материально-техническое оснащение |
Na3[Co(NO2)6], Na2HPO4, NH4Cl, K2Cr2O7 , CH3COONa, (NH4)2C2O4, K3[Fe(CN)6], C4H8N2O2, BaCl2, пробирки, центрифуга |
Учебно-техническая документация |
Инструкционные карты, таблицы: «Классификация катионов», «Классификация анионов» |
|
Учебные пособия для студентов |
Васильев В.П. «Аналитическая химия», Цитович И.К. «Курс аналитической химии», Пономарёв В.Д. «Аналитическая химия». |
|
Инструкции по охране труда (ОТ) |
ОТ-17(для преподавателя), ОТ-19(для студентов) |
|
Требования к разряду |
2, 3 разряд |
|
Методическая тема |
Частично – поисковый метод, как фактор развития профессиональных компетенций (специальные профессиональные компетенции) |
Подготовка к работе
№ п/п |
Этапы
|
Время
|
Наглядность, ТСО |
Деятельность |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преподавателя |
Студентов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный момент:
|
4 мин
|
|
-Проверка посещаемости по журналу (Netшкола) – назвать тему, цель и задачи занятия; –обозначить способы и методы работы |
Докладывают об отсутствующих Слуховое и зрительное восприятие Слуховое и зрительное восприятие |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Инструктаж по технике безопасности в лаборатории. |
4 мин
|
ОТ-19 Мультимедиа |
Инструктаж с применением мультимедиа |
Роспись в журнале |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Инструктаж по составлению отчёта (Приложение1) |
2 мин
|
Мультимедиамедиа |
Делает пояснение по алгоритму выполнения работы и составлению отчёта |
Слуховое и зрительное восприятие |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п |
Содержание этапов работы |
Наглядность, ТСО |
Деятельность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преподавателя |
Студентов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Ознакомление с инструкционной картой (2 мин) |
Инструкцион-ная карта |
Контролирует, корректирует |
Изучают, анализируют раздаточный материал |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Оформление теоретической части отчёта(Приложение 3) (8 мин) |
Мультимедиа, Инструкцион-ная карта |
Контролирует, корректирует |
Оформление теоретической части отчёта, выделяя главное согласно Приложению 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Выполнение 1.Этапа Проведение частных реакций на катионы. (Приложение 3) (15 мин) |
Na3[Co(NO2)6], Na2HPO4, NH4Cl, K2Cr2O7 , CH3COONa, (NH4)2C2O4 |
Контролирует, корректирует |
Проводят исследование, анализируют результаты, пишут ионные уравнения реакций |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4
|
Выполнение 2.Этапа. Провести частные реакции на анионы. (Приложение3)15 мин |
K3[Fe(CN)6], C4H8N2O2, BaCl2, |
Контролирует, корректирует |
Проводят исследование, анализируют результаты, пишут ионные уравнения реакций |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5
|
Выполнение 3.Этап Провести анализ соли неизвестного состава (Приложение 3) (15 мин) |
BaCl2, КСI FeSO4 |
Контролирует, корректирует |
Анализируют, сопоставляют, делают вывод о составе неизвестного вещества, заполняют таблицу |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6
|
Оформление отчёта, подготовка к защите у доски по образцу. Приложение4 10мин |
Отчёт студентов |
Контролирует, корректирует |
Оформляют отчёт, анализируют, делают вывод о полученных умениях и навыках.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7
|
Защищает отчёт у доски |
Отчёт студентов |
Принимает отчёт и оценивает защиту |
Защищают отчёт согласно инструкции. (Приложение 4) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выставление оценок за работу (3 мин)
Включает оценку за: правильное оформление отчёта согласно приложения 4, выполнение работы, защита отчёта.
Заключительный инструктаж (3 мин)
|
Выявление наиболее типичных ошибок допущенных при выполнении лабораторной работы и защите отчёта |
% выполнения |
Литература необходимая для повторения |
1 |
Не верно проведены реакции |
99% |
|
2 |
Не верно записаны уравнения реакций |
90% |
|
3 |
Не верно определены катионы и анионы. |
98% |
Цитович И.К. стр 142-154. |
Самостоятельная работа (3 мин)
1. Повторить классификацию катионов и анионов.
2. Предложите схему анализа раствора, содержащего катионы I, III, IV групп.
3. Задача: Этикетка у банки с реактивом частично оторвалась, осталась надпись а2О. Какие из солей могли быть в банке? Как установить, какая именно соль присутствует?
Литература
Приложение 1
Примерный план составления отчёта лабораторной работы
Тема работы:….
Цель работы:…..
Реактивы:……..
Оборудование:……
Техника безопасности:………
Ход работы:
1 Этап Описание аналитического эффекта с ионными уравнениями реакций
2. Этап Описание аналитического эффекта с ионными уравнениями реакций
3. Этап провести анализ состава неизвестного вещества с заполнением
Таблицы.
Вывод.
Приложение 2
Эталоны ответов
№ 1-3, № 2 -1, № 3 – 3, № 4 1-5; 2-4; 3-1; 4-1; 5-2.
Приложение3
Инструкционная карта
Элементы качественного микроанализа.
Анализ вещества неизвестного состава
1 Этап. Провести частные реакции на катионы.
1. Реакция открытия К+.
К 3-4 каплям раствора соли калия прибавить равный объём раствора гексакобальтинитрита Na3[Co(NO2)6].
Задание: 1) что наблюдаете? 2) Написать уравнение реакции
2. Реакция открытия Mg2+.
К 3-4 каплям раствора соли магния прибавить 2-3 капли раствора NH4Cl и по каплям раствора NH4OH до устойчивого запаха аммиака после встряхивания раствора в пробирке при добавлении каждой капли. Затем к раствору прибавить 5-6 капель гидрофосфата натрия Na2HPO4.
Задание: 1) что наблюдаете? 2) Написать уравнение реакции
3. Реакция открытия Ba2+.
К 2-3 каплям раствора соли бария прибавить 5-6 капель растворов: K2Cr2O7 и CH3COONa.
Задание: 1) что наблюдаете? 2) Написать уравнение реакции
4. Реакция открытия Са2+.
К 3-4 каплям раствора соли кальция прибавить равный объём оксалата аммония(NH4)2C2O4.
Задание: 1) что наблюдаете? 2) Написать уравнение реакции
5. Реакция открытия Fe2+.
К 2-3 каплям соли Fe2+ прибавить 2-3 капли раствора 2Н HCl и 2-3 капли раствора феррицианида калия K3[Fe(CN)6] /красная кровяная соль/.
Задание: 1) что наблюдаете? 2) Написать уравнение реакции
6. Реакция открытия Fe3+
К 1-2 каплям раствора соли Fe3+ прибавить 1-2 капли 2Н раствора HCl и 3-4 капли роданида калия или аммония.
Задание: 1) что наблюдаете? 2) Написать уравнение реакции
2 Этап. Провести частные реакции на анионы.
7. Реакция открытия SO42-.
К 3-4 каплям раствора, содержащего SO42-прибавить равное количество раствора BaCl2.
Задание: 1) что наблюдаете? 2) Написать уравнение реакции
8. Реакция открытия Cl-.
К 2-3 каплям раствора, содержащего Cl-, прибавить равное количество раствора AgNO3.
Задание: 1) что наблюдаете? 2) Написать уравнение реакции
9. Реакция открытия CO32-.
К 5-6 каплям раствора, содержащего ион CO32-, прибавить 3-5 капель 2Н раствора HCl.
Задание: 1) что наблюдаете? 2) Написать уравнение реакции
10. Реакция открытия NO3-.
К 2-3 каплям раствора, содержащего NO3-, прибавить 3-4 капли раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте
3 Этап. Провести анализ соли неизвестного состава
Анализируемое вещество представляет собой нормальную соль, состоящую из ранее перечисленных ионов (см. начало методики). Некоторое количество твёрдой соли растворить в 5-6мл дистиллированной воды. Раствор разделить на 2 части. Одна часть предназначается для обнаружения катиона, вторая для обнаружения аниона.
1. Обнаружение катиона.
а) Дробное обнаружение NH4+, Fe2+, Fe3+, Cr3+.
б) Определение группы катионов (производится если дробный анализ на анион не дал положительного результата). К части исследуемого раствора добавить 2Н NH4OH до слабого запаха (после перемешивания содержимого пробирки), прибавить 6-7 капель NH4Cl, нагреть и подействовать 5-6 каплями (NH4)2S. Если образуется осадок, определяемый катион относится к III аналитической группе. Открыть его по методике дробного анализа смеси катионов III группы. При отсутствии III аналитической группы катионов необходимо к отдельной порции исследуемого раствора прибавить 2Н раствор NH4OH до слабого запаха NH4Cl, нагреть и ввести немного раствора (NH4)2СО3. Выпавший осадок исследовать на присутствие катиона II аналитической группы (см. методику). Если катион не обнаружен, следует искать его последовательно среди катионов I группы (см. методику).
2. Обнаружение аниона.
а) Подкислением отдельной порции исследуемого раствора 2Н раствором HCl следует выяснить присутствие иона СО32-.
б) Если найденный катион относится к III и II аналитической группы перед анализом на анионы SO42-, Cl-, NO3-, исследуемый раствор необходимо прокипятить с Na2CO3. Выпавший осадок отцентрифугировать и отбросить, к центрифугату прибавить CH3COOH до кислой реакции, а затем открыть перечисленные выше анионы пользуясь методикой дробного анализа (см. качественные реакции на анионы). На основании анализа сделайте заключение о составе анализируемой соли и назовите формулу соли.
Оформить результат в виде таблицы
№ реакции |
ион |
уравнение реакции |
определённый в ходе опыта ион |
формула вещества |
1 |
катион |
|
|
|
2 |
анион |
|
|
Приложение 4
Примерный план защиты отчёта лабораторной работы
Тема работы.
Цель работы.
Реактивы: Кислоты, соли.
Оборудование: Пробирки, центрифуга.
Техника безопасности.
1. Метод проведения работы (полумикроанализ, дробный, систематический)
2. Аналитический эффект реакций
3. Охарактеризовать таблицу (записать уравнения реакции на доске)
4. Применение на производстве
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.