Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПроисходящие в нашей стране политические, экономические и социальные преобразования создали принципиально новую ситуацию в сфере образования, требующую изменений в системе подготовки будущих специалистов. Сегодняшние студенты завтра определят будущее нашего общества. В информационном обществе, к которому переходят передовые страны, главной ценностью и главным определяющим фактором становятся знания, информация, менталитет граждан.
В Большом энциклопедическом словаре дано определение термину «менталитет» - это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Понятие менталитет включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей [2].
Б.С. Гершунский вводит в научный оборот термин «менталеформирование», понимая под ним целенаправленное образовательное воздействие на соответствующие ментальные характеристики личности. С точки зрения исследователя, определенные компоненты ментальности поддаются технологизации, т.е. активному, но и одновременно осторожному преобразованию, коррекции ментальности на основе природосообразных, гуманистических критериев единственно возможными и нравственно допустимыми средствами – средствами культуры и образования [1]. Важное методологическое положение о ведущей роли современного образования на процесс менталеформирования выдвигает Е.А. Тимофеева. По ее мнению, усилия образовательных учреждений независимо от профиля и уровня должны быть сфокусированы на выполнении следующих главных задач. Во-первых, трансляция из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем из них исторически сложившихся наиболее стабильных духовных, мировоззренческих и культурных ценностей общества; во-вторых, обогащение индивидуальных и общественных ментальных качеств данного социума нравственными общечеловеческими ценностями; в-третьих, коррекция и преобразование в необходимых случаях тех ценностных жизненных ориентиров, которые как на личностном уровне, так и на уровне социума в целом определяют наиболее вероятное поведение и поступки людей, направляют и концентрируют их «ментальную энергию» на достижение поставленных целей [5].
По мнению Е.А. Тимофеевой студенческий менталитет это система знаний, ценностей и норм, определяющих для самого субъекта его личностную суть и правила поведения. Выделяя три составляющих элемента учебного менталитета студентов: знания, ценностные ориентации, поведенческие установки в сфере учебной деятельности [6], рассмотрим формирование студенческого менталитета при изучении дисциплины «Фармакология».
В создавшихся условиях проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров через целенаправленное воздействие на менталитет студентов приобретает особую актуальность и вносит существенные коррективы в учебный процесс: в педагогическом плане образование должно быть ориентировано не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных интересов, созидательных способностей и активизации самостоятельной деятельности. Должна сформироваться новая система знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов - те ключевые компетенции, которые должны стать фундаментом для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста-медика.
Успех обучения во многом зависит от развитости познавательных способностей человека - его внимания, памяти, восприятия, воображения. Дисциплина «Фармакология» по специальности «Лечебное дело» и «Сестринское дело» изучается на первом курсе и преподаватель дисциплины сталкивается со следующими проблемами:
1)часть абитуриентов имеет низкий уровень школьной подготовки;
2)отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы;
3)низкий уровень учебной и профессиональной мотивации;
4)сложный период адаптации студентов к обучению в техникуме.
При организации учебного процесса задача преподавателя заключается в целенаправленном побуждении будущих специалистов к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих мотивационных установок на самовоспитание и самообразование, в создании для этого соответствующих условий. При разработке занятия преподаватели обращают особое внимание на постановку и разработку цели:
1)учебной - закрепить знания по основным группам лекарственных средств: особенностям введения, фармакологическим эффектам, побочным эффектам; формировать умения применять лекарственные средства по назначению врача, использовать справочную литературу при выписке рецептов на ЛС.
2) воспитательной - воспитать ответственное отношение к профессиональной деятельности, через осознание фармакологических эффектов лекарственных средств при лечении пациентов воспитать аккуратность, сознательность, ответственное отношение к пациентам при выборе и выписке лекарственных средств.
3) развивающей - развивать у студентов логическое мышление, память, умение преодолевать трудности при выполнении заданий, способность самостоятельно решать поставленные задачи.
Преподаватель должен учитывать, что самосовершенствование личности студента предполагает не простое приспособление к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной подготовки. Поэтому на аудиторных занятиях необходимо использовать активные формы, методы и педагогические средства, стимулирующие систематическую и целенаправленную работу над собой, раскрывающие и формирующие творческий потенциал личности студента. Использование инновационных образовательных технологий позволяет не только прочно усвоить учебный материал, но и развить интеллектуальные способности студентов, самостоятельность мышления, способность к самостоятельной поисковой деятельности, творческий потенциал.
При проведении теоретических занятий нами используются проблемные лекции, лекции-беседы, анализ конкретных ситуаций, защита рефератов, компьютерная презентация урока. В начале проблемной лекции по теме: «Антибиотики» ставится проблема: «Резистентность микроорганизмов к антибактериальным средствам» которую в ходе изложения материала студентам необходимо решить. В ходе лекции - беседы по теме: «Витамины» задаются вопросы, выясняется уровень осведомленности студентов о влиянии витаминов на организм человека. Таким образом, во время проведения лекции студенты не только усваивают теоретические знания, но и развивают теоретическое мышление, формируют познавательный интерес к содержанию дисциплины, развивают навыки межличностного и профессионального общения.
При проведении практических занятий по дисциплине «Фармакология» для формирования профессиональных компетенций с целью научить студентов применять лекарственные средства по назначению врача, выписывать рецепты, давать рекомендации пациенту по их применению используются задания по решению задач на определение лекарственного вещества, заполнение таблиц: «Сравнительная характеристика лекарственных средств», решение ситуационных задач с обоснованием ответа и выпиской рецептов на лекарственные средства, консультирование пациента по применению лекарственных средств в ролевых играх «Аптека», «Фельдшер-пациент», составление тематических кроссвордов, подготовка рефератов, сообщений, решение кейсов: «Основные принципы терапии острых отравлений этанолом», «Основные принципы терапии острых отравлений наркотическими анальгетиками».
Профессиональное самосовершенствование студентов включает в себя две взаимосвязанные и взаимодополняющих друг друга формы - самовоспитания и самообразования, оказывающие взаимное влияние на характер работы человека над собой. Самовоспитание в большинстве случаев выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Самообразование заключается в обновлении и совершенствовании имеющихся у студента знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности. Поэтому при выборе педагогических условий управления процессом профессионального самосовершенствования студентов в процессе обучения в техникуме необходимо учитывать следующие закономерности:
1)студент способен к продуктивному профессиональному росту при создании условий для творческого развития, в процессе которого строится опыт достижения, осуществляется осмысление приобретаемых знаний, умений и навыков, ведущих к самостоятельному выбору новых целей и задач, то есть успешное развитие творческого потенциала предполагает построение хорошо рефлексируемого опыта;
2)развитие творческого потенциала может быть продуктивным только при наличии взаимосвязи между его содержанием и способами, с одной стороны, и смыслами, целями человека - с другой.
Личностная значимость процесса профессиональной подготовки прежде всего должна опираться на самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, на которую сориентированы основные формы и методы обучения. Самостоятельная работа студента, как вид учебной деятельности традиционно рассматривается в качестве активной, целенаправленной и свободной деятельности студентов, самостоятельно ими организуемой в силу индивидуальных внутренних познавательных мотивов [4]. С целью повышения эффективности организации самостоятельной работы, формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, формирования способности к саморазвитию и самообразованию, разработана рабочая тетрадь по дисциплине «Фармакология». Рабочая тетрадь представляет собой набор заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы соответственно рабочей программе. Для подготовки к практическим занятиям указаны учебные цели, даны контрольные вопросы по теме практического занятия. Например, к практическому занятию по теме: «Противоаллергические средства» ставятся учебные цели: изучить особенности действия и применения противоаллергических средств, научиться выписывать рецепты на лекарственные средства и давать рекомендации по их применению. Задания по определению понятий позволяют лучше усвоить медицинскую терминологию. Более эффективно изучить фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств позволяют задания по заполнению таблиц, например: «Сравнительная характеристика противоаллергических лекарственных средств». Решение разноуровневых тестов, заданий по составлению схем: «название препарата - фармакологическая группа - фармакологические эффекты», подбору соответствующие пары по принципу «препарат – механизм действия», развивают у студентов аналитическое и клиническое мышление. Успешному развитию творческого потенциала способствует включение студентов в исследовательскую деятельность, начиная с первого года обучения, которая организована следующим образом: подготовка и защита рефератов: «Выдающиеся ученые фармакологи», «Современные лекарственные средства с противоаллергическим действием», проведение исследования «БАД и их роль в укреплении здоровья человека», участие в волонтерском движении «VITA».
Ценностные ориентации студентов в учебной сфере это внутренняя основа, определяющая их отношение к цели учебного процесса, их представление о смысле обучения в медицинском техникуме, требования к уровню своей профессиональной подготовки как специалиста [6].
Профессиональные ценностные ориентации студентов медицинского техникума – это нравственный отклик, наполненный ценностным содержанием и определяющийся ценностной составляющей общекультурных и профессиональных компетенций и включает в себя: осознание значимости будущей профессиональной деятельности медицинского работника, ценностное отношение к результату деятельности, ценностное отношение к принятому решению, ценностное отношение к поиску и использованию информации для эффективного выполнения профессиональной деятельности, ценностное отношение к профессиональному развитию, мобильность, гибкость, ценность командной работы с врачом, ценностное отношение к жизни, достоинству и правам пациента, запрет на причинение вреда пациенту, уважение личности пациента, ценностное отношение к врачебной тайне, ценностное отношение к моральной автономии личности пациента, ценностное отношение к переживаниям пациента, социальным, культурным и религиозным различиям, толерантность, гуманность, милосердие, справедливость, сдержанность, спокойствие, тактичность в общении с пациентом [3].
При проведении учебных занятий по фармакологии делаем акцент на значение профессии медицинского работника, приводим примеры деятельности выдающихся отечественных ученых – фармакологов, из истории Ачинского медицинского техникума. Решение профессиональных ситуационных задач, которые должны быть эмоционально-насыщенными, пробуждает в студентах переживание разнообразных чувств, эмоций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Поведенческие установки означают внутреннюю предрасположенность студентов к определенным стереотипам поведения в ситуациях, связанных конкретно с учебной сферой [5]. В Ачинском медицинском техникуме студент обязан соблюдать правила внутреннего распорядка и Устав при проведении учебных занятий. Для профилактики нарушений дисциплины и улучшения взаимоотношений между студентами и преподавателями, преподаватель должен конструктивно взаимодействовать со студентами:
Огромное влияние на отношение студентов к изучаемой дисциплине и учебному процессу в целом оказывает их отношение к преподавателю. Поэтому своими личными и профессиональными качествами стараемся развить в студентах стремление к познанию, освоению и получению новых знаний, раскрыть их инициативность и творческий подход к решению задач. Воспитательное влияние на студентов осуществляем на занятиях и в процессе общения с ними вне занятий при проведении личных бесед и консультаций. Оно выражается в воздействии на студентов мысли и слова педагога, всей его личности, поведения, отношения к делу и людям. Добросовестная работа педагога, обучающего студентов, передающего им свои знания и опыт, заботящегося о формировании у них нравственных качеств, необходимых для личностного развития в профессиональной сфере, оставляет глубокий след у студентов на всю жизнь.
Организованный таким образом учебный процесс способствует возникновению целевой мотивации учебно-познавательной деятельности, развитию индивидуальности, творческого подхода, формированию навыков самоорганизации, самоконтроля и рефлексии собственного профессионального поведения, развитию чувства ответственности за принимаемые в профессиональной сфере решения, обеспечивает развитие у будущих специалистов - медиков целостного представления о себе как о специалисте в медицинской сфере деятельности.
Литература:
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.