Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЗадачи: Выделить основные программные задачи по теме. Отработать приемы ознакомления детей младшей группы с формой предмета. Развивать умения строить отношения между участниками урока в интерактивном режиме.
Оборудование и техническое обеспечение урока:
- мультимедийный проектор,
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.Васильевой на каждую парту, «Методика обучения математике в детском саду» Е.И.Щербакова, дополнительные источники по методике математике,
- рабочие листы для индивидуальной работы студентов (Приложение 1),
- демонстрационные геометрические фигуры – шар, куб, круги, квадраты, треугольники;
- предметы круглой, квадратной и треугольной формы;
- воздушные шары (по количеству детей);
- конспекты занятий для младшей группы;
- дидактическая игра «Найди свой домик» (по количеству детей);
- картинка для закрашивания (по количеству студентов и детей);
- наборы карандашей желтого, зеленого и синего цвета (по количеству детей);
- карточки с заданиями для детей;
- яркие шнурки или веревочки.
Технологическая карта урока
Этап |
Задача |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1.Организационный |
Мотивация |
Эмоционально-проблемная постановка задачи урока |
Эмоциональная подготовка к решению задачи урока |
2. Открытие нового в работе с учебными источниками |
Изучить программные задачи по теме |
Инструкция по заполнению таблицы |
Заполнение таблицы, выделение основных действий детей.
|
3. Знакомство с основными приемами |
Показать деятельность воспитателя по решению данных задач |
Демонстрация основных приемов ознакомления детей с формой предметов |
Заполнение таблицы с анализом деятельности педагога |
4. Первичное закрепление в форме «Занятие в уроке» |
Закрепить основные приемы ознакомления детей с формой предметов |
Инструкция к работе с детьми. Наблюдение. |
1 человек – работа с ребенком, 2 человек – анализ деятельности ребенка и «воспитателя». Заполнение таблицы.
|
5. Самоанализ |
Проанализировать действия детей и «воспитателя» (студентки) |
Подготовить студентов к основным выводам (самоанализу). |
Письменно сформулировать проблемы и способы их решения. |
6. Работа с дидактической игрой |
Познакомить с другими способами решения программных задач |
Показывает разнообразие способов, организует работу в парах |
Знакомятся с содержанием и способами организации дидактических игр. Делятся информацией в парном взаимодействии. |
7. Рефлексия |
Провести мини анализ деятельности |
Побуждение к самоанализу |
Выражают отношение к уроку |
Ход урока
1. Организационный (Студенты стоят в кругу)
- Посмотрите, на нашем уроке сегодня присутствуют гости, они тоже педагоги и им будет интересно услышать и увидеть чему мы учимся на методике математического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
- Я предлагаю начать урок с упражнения – игры «Догонялки».
У вас в руках маленький шар и большой куб, по моему сигналу, шар догоняет куб (передаем из рук в руки предметы). Игра прекращается, когда шар догонит куб.
- Как вы думаете и с какой целью мы провели эту игру?
Ответы студентов (вспомнить задачи по ознакомлению детей раннего возраста с геометрическими фигурами).
- Да, ознакомление с геометрическими фигурами в раннем возрасте только начинается, и дети младшей группы продолжают обучение и знакомство с формами предметов.
- Тема урока «Ознакомление детей младшей группы с формой предметов».
- Вместе сформулируем цель занятия. Что хотим узнать? Чему научиться?
(Узнать программные задачи и познакомиться с приемами их реализации).
2. Открытие нового в работе с учебными источниками
-У каждого настоле рабочий лист (Приложение 1) Этапы деятельности там четко обозначены.
- Приступаем к работе. Давайте узнаем, какие программные задачи, и действия к концу года обозначены для детей младшей группы. Выполняем указания к таблице № 1 (2 мин.)
Таблица №1
Программные задачи и перечень умений младших дошкольников по теме «Форма предмета»
Программные задачи по разделу «форма» в младшей группе |
Действия детей к концу года |
-Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; -Обследовать форму фигур, использовать осязание и зрение. |
- различать (по форме) - группировать (по форме) - составлять (группы из однородных предметов:кругов, квадратов, треугольников) |
- Итак, каковы задачи?
- Проверяем правильность заполнения таблицы (презентация).
3. Знакомство с основными приемами
- Геометрические фигуры, как для ребенка, так и для взрослого – это эталоны, при помощи которых он определяет форму предметов и их частей[2,135]
- Чтобы сформировать представление о геометрических фигурах в младшей группе необходимо включить разные анализаторы (тактильно-двигательный или осязание и зрительный)
- В рабочем листе найдите таблицу № 2, и по ходу моего показа определить какой прием я показываю, и обозначьте его № по порядку.
- В третьей
колонке указать анализатор, который участвует в процессе обучения.
Таблица №2
Соответствие между приемом и участвующим анализатором
Название приемов |
№ П\П |
Анализатор |
1.Парный показ 2.Закрепление во время рисования, лепки и аппликации. 3.Сравнение геометрических фигур с предметами схожими по форме. 4.Обследование с помощью конкретных практических действий 5.Сравнение фигур, разных по цвету и размеру |
1 5
4
2
3
|
Зрительный Тактильно-двигательный (осязание) Зрительный
Тактильно-двигательный (осязание) Тактильно-двигательный (осязание) |
- Я продемонстрирую основные приемы для решения сформулированных программных задач. Внимательно
следите за моими действиями.
ПОКАЗ ПРИЕМОВ [2,136]
1) Прием: парный показ
- У меня в руках вот такие фигуры и у вас на партах есть такие же.
- Найдите их и возьмите в руки. Покажи Аня ту же фигуру, что у меня? (у меня в руках круг). Зафиксируйте этот прием.
2) Прием – обследование с помощью конкретных практических действий.
- Обведите контур круга, поставьте палец на край круга, обведите его
- Посмотрите, пальчик свободно скользит по кругу. Эта фигура называется «круг». У круга нет углов, он может катиться. Возьмите другую фигуру, поставьте пальчик и обведите. Смотрите, как движется палец: «Пальчик добежал до угла, остановился, обвел угол и побежал дальше. Еще раз добежал до угла, обвел угол и побежал дальше». Фигура называется квадрат.
- Чем круг отличается от квадрата?
- Возьмите круг и эту фигуру (треугольник).
Методика ознакомления с треугольником точно такая же.
- Эля, познакомь нас с треугольником. Зафиксируйте этот прием.
3) Прием: сравнение фигур, разных по цвету и размеру
-У вас на столах в тарелочках много разных фигур. Поиграем в игру «Найди свой домик». Нужно расселить фигуры по своим домикам. После того, как все расселили своих «Жильцов», спрашиваю: «Возьми, Вера, круги, что ты заметила? Какие выводы можно сделать еще? (название фигуры не зависит от цвета и размера) Зафиксируйте этот прием.
4) Прием: Сравнение геометрических фигур с предметами схожими по форме.
- Посмотрите вокруг себя и найдите предметы, которые схожи по форме с кругом, треугольником и квадратом.Зафиксируйте этот прием.
5) Прием: закрепление особенностей геометрической фигуры во время рисования, лепки и аппликации.
- На ваших столах имеются рисунки. Желтым карандашом закрасить предметы круглой формы. Зеленым – предметы треугольной формы. Синим – предметы квадратной формы. Зафиксируйте этот прием.
- Это основные приемы, которые знакомят детей с геометрическими фигурами. Сделаем выводы по таблице № 2.
(Обучение
идет по принципу «от простого к сложному.
Основными анализаторами являются зрительный
и тактильно-двигательный (зрение и осязание). В процессе ознакомления с формой
предметов дети учатся различать,
сравнивать и группировать их по форме).
4. Первичное закрепление в форме «Занятие в уроке»
Через
несколько минут к нам на урок зайдут дети младшей группы ДОУ №17. Подготовьтесь
к встрече. Повторите все основные приемы по ознакомлению детей с формой
предметов. Задача: грамотно
и чётко формулировать задания. Одна из пары идет за ребенком,
вторая - занимает место наблюдателя и
готовит рабочее место, а также фиксирует все действия ребенка и студента в таблице
№ 3.
- Спасибо ребятам и воспитателю за работу, вы возвращаетесь в свой детский сад. А в подарок вам воздушные шары.
На какую фигуру похожи шары? (на круг).
5. Самоанализ
Проанализируем «занятия в уроке». Самостоятельно ответьте на вопросы (Таблица № 4)
6. Работа с дидактической игрой
- Мы с вами познакомились с основными приемами. Дальше идут приемы для закрепления данных понятий. А закрепление хорошо организовать при помощи дидактических игр.
- У вас на столах есть дид. игры. Рассмотрите их. Проиграйте в парах. Обменяйтесь информацией между парами.
7. Итог. Рефлексия
- Подведем итог нашего урока.
(Чтобы дети научились различать, называть и группировать круг, квадрат, треугольник, необходимо использовать многократно различные приемы.)
- Оцените себя и прикрепите на доску свой значок - фигуру.
Круг – «Мне все понятно!». Треугольник – «В теме остались острые углы».
Квадрат - «В темной, в темной комнате …»
Приложение 1
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Тема «Ознакомление детей младшей группы с формой предметов»
Таблица № 1.
1. Указания к работе:
1. Выделите программные задачи («Программа воспитания и обучения в детском саду» М.Васильевой стр.79)
2. Определите действия детей по разделу «Форма» к концу года.
Программные задачи по разделу «форма» в младшей группе |
Действия детей к концу года |
1.
2.
|
1.
2.
3.
|
Таблица №2.
2. Указания к работе:
1. Определить и обозначить приемы по порядку ознакомления детей с геометрическими фигурами;
2. Указать анализатор, участвующий в процессе обучения (зрение, осязание).
Название приемов |
№ П\П |
анализатор |
1. Парный показ 2. Закрепление во время рисования, лепки и аппликации. 3. Сравнение геометрических фигур с предметами схожими по форме. 4. Обследование с помощью конкретных практических действий 5. Сравнение фигур, разных по цвету и размеру |
|
|
ВЫВОД Обучение детей идет по принципу «………………»; Основными анализаторами являются ………………и
…………………………(зрение и осязание). В процессе ознакомления дети учатся ……………………, ………………….. и ……………… предметы по
форме.
3.«Занятие в уроке»
Отметьте правильность выполнения задания.
Таблица № 3.
Оценка действий «воспитателя» и ребёнка при ознакомлении с формой предметов
Приемы |
Действия ребенка |
Действия студента - «воспитателя» |
||||
Отказ от выполнения задания |
Выполнение задания по повторной инструкции |
Выполнение задания при помощи наводящих вопросов |
Выполнение задания без ошибок |
Без ошибок |
С ошибками |
|
Парный показ |
|
|
|
|
|
|
Обследование с помощью конкретных практических действий |
|
|
|
|
|
|
Сравнение фигур, разных по цвету и размеру |
|
|
|
|
|
|
Сравнение геометрических фигур с предметами схожими по форме |
|
|
|
|
|
|
Закрепление во время рисования, лепки и аппликации |
|
|
|
|
|
|
Таблица №4.
Вопросы для анализа работы «воспитателя» с детьми
1. Какой прием легко освоили дети? Почему?................................................................
……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………..
2. Какой прием вызвал затруднения? Почему?..........................................................
……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
3. Какие мыслительные операции формируются у ребенка в процессе данной деятельности?..................................................................
4. На каких бы занятиях вы бы закрепили данные понятия (круг, квадрат, треугольник)? Поясните как?.....................................................
……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………….
5. Какие сложности возникли у студента-«воспитателя»?.........................................
……………………………………………………………………………………
4. Выводы по теме: Чтобы дети научились различать, группировать, и называть геометрические фигуры такие, как круг, квадрат, треугольник воспитатель должен……………………………………………………………………
Список литературы
1. Васильева М.А., Гербова В.В. Программа воспитания и обучения в детском саду- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Москва-Синтез, 2005. – 208с.
2. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студ. дошк.отд-ний и фак. сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 272с.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.