Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАннотация. В данной статье автором рассматривается реализация компетентностного подхода, построения образования не как академического, ориентированного на передачу готовых знаний, а как контекстного, обучающего человека находить знания и применять их в ситуациях, сходных с профессиональными, готовящих к мотивированному непрерывному самообразованию, самосовершенствованию.
Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, компетентностный подход, общие компетенции, профессиональные компетенции, индивидуальная образовательная траектория.
Реформирование сферы образования, в том числе среднего профессионального образования, обусловлено существенной трансформацией социально-экономической сферы общества России и инновационными процессами, происходящими в европейском и мировом образовательном пространстве.
В Концепции модернизации Российского образования определена основная цель профессионального образования – подготовка компетентного квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности [14,с. 17-21].
Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. Важно, чтобы обучающийся не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно формировать свою индивидуальную образовательную траекторию, осуществлять поиск информации, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, выполнять разнообразные роли.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) на основе модульно-компетентностного подхода актуализировало значимость применения современных образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.
Наравне с профессиональными компетенциями, необходимо развивать общие компетенции обучающихся, которые продиктованы социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке обучающихся. Этот заказ – сформировать социально-активную, инициативную и творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого обучающегося. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые преподавателями на уроках (в частности на уроках экономики) на основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучению обучающимся.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в учебном процессе.
Компетентностный подход ориентирован на такой результат образования, в качестве которого рассматривается не только сумма усвоенной информации, а способность выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях. В рамках данного подхода предусмотрены профессионализм и конкурентоспособность личности. Таким образом, основной целью обучения становится овладение обучающимися различного рода компетенциями[11,с.18-21]. Цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки кадров на основе компетентностного подхода обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий. ФГОСы СПО предполагают, в частности, увеличение объема и роли самостоятельной работы обучающихся, широкое применение активных методов обучения (АМО), широкий спектр оценочных средств
Компетенции занимают центральное место в системе мониторинга качества образования. В целом управление качеством образования начинается с состава компетенций, которые должны быть сформированы в результате учебно-профессиональной деятельности и степень сформированности которых должна быть оценена по окончанию обучения [8, с.87-91].
Методология компетентностного подхода и способов его внедрения в систему образования с позиций психологии и педагогики представлена в трудах В. И. Байденко, В.М. Галяминой, И.А. Зимней, Н.А. Веселовской, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадрикова и др. Компетентностный подход предполагает развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины, так и вне учебных дисциплин, в процессе освоения пространства социума. Качество результата профессиональной подготовки будущего специалиста понимается сегодня как соответствие профессиональной подготовленности выпускника СПО современным «вызовам времени» и рассматривается через понятие «профессиональная компетентность».
Профессиональная компетентность включает совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. В.Н. Грищенко [15,с.24-25] понимает категорию «профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности.
Реализация компетентностного подхода предполагает построение образования не как академического, ориентированного на передачу готовых знаний, а как контекстного, обучающего человека находить знания и применять их в ситуациях, сходных с профессиональными, готовящих к мотивированному непрерывному самообразованию, самосовершенствованию.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «я» [15,с.24-25].
Список литературы
Оригинал работы:
Применение компетентностного подхода для активности личности обучающегося в СПО
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.