Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ целостном
педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания – процесс
целенаправленного формирования личности. Это специально организованное,
управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников,
конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Ведь воспитание – процесс не прямолинейный, он зависит от многих факторов, в
том числе и от условий воспитания, от физического и умственного развития
учащихся и многих других причин. Своеобразие индивидуального развития каждой
личности ставит многообразие педагогических проблем в воспитании. Для
обучающихся пребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно
отличается от жизни в семье, где он находится в центре внимания. В общежитии
такой ситуации быть не может, потому что человек вливается в коллектив
сверстников, где все равны. Организация жизнедеятельности в условиях общежития
сложна для обучающихся, испытывающих значительное психическое и физическое
напряжения в силу учебных и бытовых трудностей.
Приехавшие в чужой город подростки оказываются в новой социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное развитие. Необходимо учитывать то, что отрыв обучающихся от семьи часто вызывает у некоторых из них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью или нервозностью, бывает и угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность. Контингент общежития в значительной степени формируется из сельской молодежи, часть которой с девиантным поведением. И резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. У обучающихся, проживающих в общежитии, ослаблены связи с родителями, они испытывают постоянную потребность в общении. Общение со взрослым высоко ценится среди обучающихся, особенно первых курсов, многие понимают, какое значение имеют для них отношения с воспитателем, и о особенно, если собственные попытки разобраться в себе заводят в тупик.
Поэтому свою работу с детьми в общежитии я организую на основе принципа уважения к учащимся как к личности. А настоящее уважение к личности проявляется с первых дней пребывания обучающихся в общежитии, стараюсь запомнить не только их фамилии, но, прежде всего, имена. Ведь дети больше всего ценят личный интерес к себе и не очень любят, когда к ним относятся как к объекту воспитания, как к общей массе в целом. Воспитателю надо уметь установить дружеский контакт с проживающими в общежитии. Для этого началом служит добрая улыбка, добрый взгляд или совместные действия, и если установился контакт, то уже легче становится понимать настроение воспитанников, мотивы их поведения.
Поэтому ведущим принципом работы в общежитии является создание комфортных условий для проживания. При этом цель организации досуга обучающихся заключается не в том, чтобы их отвлечь от пустого времяпровождения, а занять, развлечь и, главное, вызвать ответную мысль, побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени.
Рассмотрим, какие цели, задачи и методы воспитания актуальны в работе воспитателя в учреждении начального профессионального обучения.
Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.
К числу важнейших воспитательных задач, стоящих перед воспитателем в современных условиях относятся: формирование личности; выявление и развитие духовных потребностей и творческих способностей учащихся; приобщение учащихся к определенному уровню общественной культуры – духовной, материальной, физической; развитие коллективизма как важнейшей нравственной черты личности.
Основными целями работы воспитателя в общежитии считаю формирование общей культуры личности обучающихся, их содействие социальной адаптации, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Для достижения этих целей необходимо тщательно подойти к планированию воспитательной работы. Трудность работы воспитателя заключается в выборе форм и методов воспитания, потому что каждый обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, так как у каждого свой стиль поведения с различной мотивационной направленностью.
Для проведения мероприятий используются разнообразные формы воспитательной работы: тематические вечера, диспуты, встречи с правоохранительными органами, лекции, собрания, ролевые игры, круглые столы, акции, циклы бесед. Наш коллектив работает над поиском и внедрением активных современных форм воспитания учащихся.
Используя формы воспитательной работы, пытаюсь увидеть в каждом ребенке личность и, уже исходя из этого, устанавливаю контакты с обучающимися. С этой целью применяю следующие методы воспитательной работы:
убеждение, организация деятельности, стимулирование поведения и деятельности и др.
Метод убеждения главным образом обращен к сознанию личности. Основной инструмент, источник методов убеждения – слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения обучающихся. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы и чувства обучающихся, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения применяю, когда рассматриваем какую-либо ситуацию, и применяю такие методы как: беседа, рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот метод позволяет влиять на сознание обучающихся.
Организация деятельности обучающихся является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое требование применяется как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в «Правах и обязанностей проживающих в общежитии». По форме требования бывают прямые и косвенные. Прямые приказания даю старосте этажа по назначению дежурных в общежитии на том или ином посту, а косвенные требования предъявляю в виде просьбы, совета. Считаю, что в воспитательной работе предпочтительны косвенные требования. Например: прошу нарисовать стенгазету или помочь подобрать материал для проведения мероприятия и т.п.
Общественное мнение - это выражение группового требования. Его использую в коллективе при обсуждении поступков, проведения мероприятий. В решении обсуждения принимаю общественное мнение, стимулирую выступления обучающихся с оценкой их деятельности. Именно в процессе деятельности – познавательной, общественной, спортивной, художественной – формируется личность обучающегося.
Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. В своей работе применяю приучение, как организацию регулярного выполнения обучающимися действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Каждый раз им напоминаю, что:
в здании нужно головной убор снимать;
входящий должен здороваться с людьми, находящими в здании;
в комнате должно быть ежедневно порядок;
сидеть на кровати запрещено;
громко не разговаривать (не кричать и не ругаться) и т. д.
Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать.
Методы стимулирования поведения и деятельности побуждают к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка, вызванное оценкой товарищей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения обучающихся с помощью его оценки.
Методы поощрения (похвалу, благодарность) применяю, когда одобряю обучающегося за поведение, правильный поступок. Когда скажешь им «Молодец!», одно только слово вызывает у них чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, стимулирует обучающегося к улучшению его поведения. Методика поощрения позволяет одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать обучающихся ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется обучающимся с девиантным поведением и неуверенным в себе обучающимся.
Наказание - это выражение отрицательной оценки,
осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В своей
воспитательской работе применяю метод наказания при нарушение обучающимися
правил проживания в общежитии. Делаю замечание, предупреждение, беседую.
Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил –
убери, нагрубил – извинись. Грубые нарушения обсуждаем на Совете общежития или
на общем собрании общежития, что вызывает у обучающихся чувство стыда,
неудовлетворенность, однако корректирует поведение обучающегося, дает
возможность понять свою ошибку.
Подростковый возраст наиболее своеобразен, интересен с точки зрения возможностей воспитания и самовоспитания. Он считается переломным, переходным, поскольку в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому. Этот переход связан с перестройкой психических и физических процессов, деятельности, личности учащегося. Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» обучающимся, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании, но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Литература:
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им К.Д.Ушинского, 1997.
2. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
3. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.