Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКонцертмейстер — это одна из квалификаций, получаемых пианистами в музыкальном колледже наряду с квалификацией педагога.
Когда мы говорим о задачах, стоящих в концертмейстерском классе (в принципе, это относится и к другим предметам специального цикла), мы имеем в виду два аспекта обучения: получение учащимся специальных и фундаментальных знаний. Сегодня нам необходимо разобраться, какие задачи являются общими для всех специальных дисциплин, а что представляет собой специфику нашего предмета.
Общая цель и задача нашего музыкального образования - воспитание не узкого ремесленника, а широко образованного, квалифицированного специалиста-профессионала.
Мы все время должны иметь в виду, что профессия, которую мы даем студентам это, прежде всего - музыкант, а уже потом специальность - может быть и пианист, и скрипач, солист или артист оркестра, концертмейстер и так далее.
Помимо обучения определенным специальным навыкам и умениям, в задачи всех трех предметов специального цикла входит воспитание в учащихся общих для музыкального исполнительства качеств. Мы имеем в виду такие фундаментальные понятия, как:
то есть такие параметры профессионального музыкального исполнительства, которые не зависят ни от инструмента (фортепиано, скрипка, голос), ни от вида исполнительской деятельности (сольной или ансамблевой). Работа над этими качествами является необходимым компонентом обучения в концертмейстерском классе, так же, как и в других специальных классах - камерного ансамбля и специального фортепиано.
Репертуар концертмейстерского класса настолько богат истинными музыкальными шедеврами, о которых учащиеся не имеют никакого представления, что нам нет необходимости использовать музыкальные суррогаты. Мы должны обучать наших студентов только на первоклассном музыкальном материале, которого достаточно. Только тогда может идти речь о воспитании настоящего музыкального и художественного вкуса.
Само собой разумеется, что репертуар должен быть выстроен и по степени трудности: от простого - к сложному, а не наоборот.
Оканчивая музыкальный колледж, выпускник уже получает профессиональную квалификацию - «концертмейстер». Он может работать по специальности и наша задача - подготовить его к этой конкретной работе. Это работа концертмейстером в классах струнных, духовых, народных инструментов и хора в музыкальной школе и колледжа, а также в вокальном и дирижерско-хоровом классах музыкального колледжа. Он должен быть готов и к другим возможным видам деятельности — например в детских хоровых и вокальных студиях и т.д.
С другой стороны, учащийся должен быть подготовлен и к продолжению учебы в вузе. Должно быть четко определено: чему надо учить в колледже, какие знания, навыки необходимо дать учащемуся в среднем звене, а что лежит в сфере высшего образования, чему надо обучать в вузе, чтобы владеть не только «азами», а всеми гранями, высшим мастерством данной профессии. Поэтому создателям новых программ по концертмейстерскому классу как для училища, так и для вуза необходимо будет учесть и эти соображения. Пока еще в этом направлении серьезных методических разработок нет.
На сегодняшний день, если сравнить предмет концертмейстерского класса, например, с классом специального фортепиано, имеющим давно разработанную и обширную методику, существующую, в том числе и как самостоятельная дисциплина, выстроенной и целостной методики преподавания концертмейстерского класса - нет, хотя работа в этом направлении, конечно, ведется в различных учебных заведениях.
Поэтому перед педагогами концертмейстерского класса стоит сегодня двуединая задача: создание новых программ, отвечающих современному подходу к профессии концертмейстера и разработка самостоятельной методики преподавания, что потребует коллективных усилий всего концертмейстерско-педагогического сообщества.
Очевидно, что специфика предмета должна определять и методику преподавания. И если работа с вокалистами и вокальным репертуаром - особенность только концертмейстерского класса, то все что связано со сферой вокального ансамбля, с пением и работой с певцом должно стать определяющим для методики преподавания.
Как, с нашей точки зрения, должна строиться работа над вокальным сочинением?
На предварительном этапе работа проходит без участия солиста. Ее необходимо разделить на несколько заданий:
- сыграть гармонический план произведения и вокальную строчку,
Как правило, это задание представляет собой определенную трудность для начинающих. В этом случае его можно упростить.
Например, сыграть партию левой руки и вокальную строчку - правой рукой. Или сыграть правой рукой вокальную строчку, а левой - гармоническую схему. Естественно, что все эти учебные задания необходимо давать на простом, доступном для учащегося материале.
Только после такой предварительной работы, которую со временем учащийся научится выполнять самостоятельно без помощи преподавателя, мы рекомендуем переходить к следующему, более сложному этапу - работе непосредственно с певцом.
Здесь, помимо художественных задач, стоящих перед всяким исполнителем, учащемуся необходимо будет учитывать и такие, как:
При этом следует иметь в виду и то, что все эти моменты не обязательно обозначены в нотном тексте и могут диктоваться как стилевыми требованиями того или иного композитора (например, «rubato» .у романтиков), так и особенностями интерпретации конкретного солиста.
Все вышеперечисленное - специальные навыки профессии концертмейстера, которые, с нашей точки зрения, могут быть положены в основу методики преподавания концертмейстерского класса в среднем учебном заведении.
Прежде чем перейти к размышлениям по поводу вузовского обучения, необходимо остановится на таких видах работы в концертмейстерском классе, как «чтение с листа» и «транспонирование».
Не вдаваясь в методику преподавания этих разделов программы (это может быть темой самостоятельной работы), хотелось бы высказать несколько соображений.
Чтение с листа, как известно, один из основных навыков концертмейстера. Работая в очень большом репертуарном диапазоне, концертмейстер часто не имеет возможности выучивать заранее музыкальное произведение и должен играть его «сходу» или «с листа».
Нам; представляется, что обучение этому достаточно сложному для начинающих навыку, так же как и другие виды работы, должно происходить поэтапно, то есть его необходимо разделить на простые задания.
Можно начинать обучение чтению с листа не только с простых романсов и песен, но и с несложных инструментальных пьес, так как здесь учащийся не будет обременен дополнительно вокальной спецификой (словесный текст, дыхание певца, тесситурные сложности и т.д.).
К чтению с листа вокального репертуара целесообразно переходить после того, как учащийся уже приобрел какой-то опыт работы с вокалистом в классе и на сцене, когда он уже оснащен основными приемами работы с вокальным сочинением.
На первоначальном этапе, учащийся обязательно получает время на предварительную подготовку 10-15 мин (без инструмента). За это время он должен мысленно:
Только после всего этого сесть к роялю и сыграть произведение. Сначала без участия солиста - сольную партию может подыграть педагог, а затем, только после приобретения какого-то опыта- с солистом, так как реальное звучание инструмента или голосе будет дополнительно «сбивать» учащегося.
Транспонирование - это один из самых сложных навыков концертмейстера, который требует высокого профессионального уровня как педагога, так и учащегося.
Сначала необходимо уточнить, что мы подразумеваем под этим термином.
Речь идет об исполнении вокального сочинения не в той тональности, в которой оно изложено в нотах. Если у концертмейстера есть время для разучивания сочинения, он может заранее транспонировать произведение (современные компьютерные возможности могут значительно облегчить эту задачу), или найти ноты в нужной тональности. Казалось бы, проблема решена. Но в конкретной исполнительской практике нередки ситуации, когда транспонировать сочинение надо сразу, «сходу» или «с листа», и это представляет немалую трудность даже для опытного концертмейстера.
Ясно, что транспонирование сочинения заранее хоть и кропотливое занятие, требующее немалого времени,— не является особым умением концертмейстера и лежит в области знания теории музыки и гармонии. С этим заданием могут справиться и теоретики, и композиторы, и дирижеры, то есть представители других музыкальных профессий, и оно не лежит в области музыкального исполнительства - это весьма существенный момент!
Несмотря на то, что раздел «транспонирование» входит во все программы по концертмейстерскому классу, среди педагогов и концертмейстеров нет единого мнения, нужен ли этот навык концертмейстеру.
Читать работа полностью (оригинал работы):
Концертмейстерский класс: специфика предмета и особенности преподавания
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Виктория
Музыкальный колледж