Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСовременная система образования находится в последние годы в постоянном реформировании и обновлении. Поступательная, временами скачкообразная реформа образования в стране в конечном счете должна привести к позитивным результатам. Однако непродуманность, отсутствие экспертной базы в случае слияния зачастую разнородных учебных заведений для создания федеральных, национальных или исследовательских университетов, т.е. градация, покоящаяся на весьма зыбких основаниях, вряд ли приведет к конструктивным результатам.
Функции управления осуществляются любым субъектом при управлении любыми объектами или процессами. Считается, что управление включает ряд сменяющих друг друга этапов: целеопределение, анализ, прогнозирование, планирование, организацию исполнения, контроль, регулирование и коррекцию.
Соотнесение функций управления относительно деятельности органа управления означает направление их на решение задач, связанных со спецификой управляемых объектов, переводя их на уровень функций органа управления, каждая из которых, в свою очередь, проходит все этапы управленческого цикла.
Применительно к педагогическим системам включение такого механизма с учетом изменения целей и характера задач обеспечивается за счет моделирования содержания новых функций в муниципальной системе, связанных с функциями управления развитием различных образовательных систем.
Одним из актуальнейших вопросов, стоящих перед образовательными организациями, является вопрос перехода на применение профессиональных стандартов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о порядке применения профстандартов) и приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Вопрос о стандартизации профессиональной деятельности и образовательных стандартах получает общее и специальное научное отражение в сфере юриспруденции [2, с. 22-26].
Впервые термин «профессиональный стандарт» был употреблен в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором Правительству Российской Федерации поручалось утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов, а также разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
В ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, обязательны для применения работодателями, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Частью 2 ст. 57 ТК РФ предусмотрено, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Таким образом, законодательством установлены два основания для обязательного применения работодателем (независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности) положений профессионального стандарта:
1) в части требований к квалификации - если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации;
2) в части требований к наименованию должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
На первый взгляд из требований вышеуказанных статьей Закона об образовании следует, что обязательность применения профессионального стандарта в части требований к квалификации педагогических работников и иных работников образовательных организаций образования очевидна.
Но в ст. 46, 51, 52 Закона об образовании упоминается, что работник должен отвечать квалификационным требованиям, содержащимся в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В связи с этим возникает вопрос о том, какому же именно документу - квалификационному справочнику или профессиональному стандарту - работодатель должен отдать предпочтение при решении вопроса о соответствии работника квалификационным требованиям.
Содержание ФГОС второго поколения, а также ныне действующего образовательного стандарта в области документоведения направлено на подготовку специалистов для работы с оперативной и ретроспективной документацией именно в сфере управления.
В этой связи остро встает вопрос: кому будут отдавать предпочтение работодатели при приеме на работу - выпускникам направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», входящего по УГНП в группу «Экономика и управление», для которых документационное обеспечение управления как вид деятельности предусмотрен ФГОС, но обеспечивается одной обязательной дисциплиной – «Документационное обеспечение управления»; или выпускникам направления подготовки «Документоведение и архивоведение», относящегося к группе «История и археология»? Представляется, что ответ очевиден.
Профстандарт разрабатывается самим профессиональным сообществом - отраслевыми ассоциациями и объединениями работодателей, в рамках которых формируются соответствующие экспертные/рабочие группы по разработке ПС. В задачи экспертных/рабочих групп входит:
- разработка проекта функциональной карты (схематического описания трудовых функций) и первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для последующего опроса/анкетирования организаций;
- организация и проведение опроса, обобщение данных анкетирования для разработки проекта ПС;
- разработка проекта ПС в формате единиц профессионального стандарта;
- организация обсуждения проекта ПС в широком профессиональном сообществе (конференции, семинары, консультации) и доработка проекта ПС с учетом результатов обсуждения;
- представление проекта ПС на утверждение в установленном порядке;
- принятие решения по обновлению ПС при разработке новых ПС.
Наиболее важным этапом разработки проекта профессионального стандарта является разработка функциональной карты, которая фактически определяет концепцию будущего стандарта.
Как видно из представленного перечня трудовых функций и возможных наименований должностей (профессий), входящих в ПС "Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией" (см. таблицу 1), название стандарта гораздо шире, чем его содержание.
Таблица 1. Функциональная карта вида профессиональной деятельности
Наименование обобщенной трудовой функции |
Возможные наименования должностей, профессий |
Уровень квалифи- кации |
Требования к образованию, обучению |
Организационное обеспечение деятельности организации |
Секретарь-администратор (в проекте: секретарь на receptio№) |
3 |
Среднее общее образование Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих и служащих |
Документационное обеспечение деятельности организации |
Делопроизводитель |
5 |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации |
Секретарь руководителя |
6 |
Высшее образование (бакалавриат) или среднее ПО - программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование (не менее 2 лет работы в данной сфере при среднем ПО) |
Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации |
Помощник руководителя |
6 |
Высшее образование - бакалавриат. Дополнительное профессиональное образование (не менее трех лет по профилю деятельности организации) |
В частности, обобщенная функция «В» «Документационное обеспечение деятельности организации», согласно стандарту, будет реализована лишь одним специалистом - делопроизводителем. При этом анализ функционала делопроизводителя свидетельствует о преобладании так называемых «технических» функций.
Отсутствует целый ряд организационно-управленческих, оргпроектных, методических функций в сфере ДОУ, которые, как правило, осуществляются документоведами, руководителями служб ДОУ и требуют соответствующего уровня образования[7].
В отношении последнего следует отметить определенное противоречие к установленным ПС требованиям к образованию. Для делопроизводителя, осуществляющего документационное обеспечение деятельности всей организации, предусмотрено наличие среднего профессионального образования.
Наличие высшего образования (бакалавриат) для осуществления деятельности по документационному обеспечению управления ограничивается уровнем руководителя (обобщенная функция «С» «Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации»).
Детальное изучение профессионального стандарта «Бухгалтер» и его сравнительный анализ с ФГОС по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) позволяет прийти к выводу о том, что некоторые его требования находят практически прямое пересечение с образовательным стандартом, некоторые вовсе не встречаются в ФГОС, большинство приведено в близкой терминологии.
В связи с этим особенно актуальным становится вопрос гармонизации (сопряжения) разрабатываемых профессиональных стандартов с уже действующими федеральными государственными образовательными стандартами. На практике достижение этой взаимосвязи представляется достаточно сложным, так как Федеральные государственные образовательные стандарты уже давно используются в деятельности образовательных организаций страны, в то время как внедрение в жизнь профессиональных стандартов практически только начинается. В настоящее время требуют решения именно методологические вопросы сопряжения этих двух категорий стандартов. Можно предположить, что трудовые функции, зафиксированные в профессиональном стандарте, могут частично соответствовать профессиональным компетенциям, закрепленным в соответствующем Федеральном государственном образовательном стандарте.
Также можно увидеть взаимосвязь между трудовыми действиями, знаниями и умениями, необходимыми для выполнения трудовых действий из профессионального стандарта и профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте. Текущая ситуация с Федеральными государственными образовательными стандартами предполагает, что стандарты 3-го поколения должны быть заменены стандартами серии 3+, откорректированными в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Стандарты серии 3+ дают образовательным организациям значительно большую степень свободы при формировании образовательных программ. Каждая образовательная организация выстраивает свою образовательную программу самостоятельно, основываясь на перечне компетенций, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.
Таким образом, важным критерием обновления программ профессионального образования является их соответствие требованиям профессиональных стандартов. Решение задачи введения профессиональных стандартов в практику профессионального образования позволит сформировать систему подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров[10].
Методика разработки профессиональных стандартов основана на анализе трудовой деятельности и представляет собой последовательность действий по выявлению конкретных трудовых функций и установлению требований к их выполнению, выраженных в терминах умений, знаний и описания трудовых действий.
Законодательством РФ установлено, что разработка федеральных государственных образовательных стандартов должна осуществляться с учетом профессиональных стандартов.
Сравнивая содержание образовательного и профессионального стандартов (не только в области документоведения), возникает ряд проблем принципиального характера.
Проблема первая: различие в подходах к трактовке термина "вид деятельности" (см. таблицу 2).
Таблица 2. Виды деятельности в сфере ДОУ по ПС и ФГОС
Виды деятельности по профессиональному стандарту «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» |
Виды деятельности по ФГОС направления подготовки «Документоведение и архивоведение» |
Организационное обеспечение деятельности организации |
Научно-исследовательская |
Документационное обеспечение деятельности организации |
Технологическая |
Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации |
Организационно-управленческая |
Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации |
Проектная |
Вид деятельности в профессиональных стандартах - это прежде всего конкретная область профессиональной деятельности, в рамках которой должен быть реализован комплекс определенных трудовых функций.
Виды деятельности в образовательных стандартах представляют собой перечень категорий деятельности (научно-исследовательская, организационно-управленческая и т.д.), к реализации которых может быть подготовлен выпускник, получивший соответствующее образование. При этом образовательные учреждения, разрабатывая образовательные программы, вправе осуществлять выбор видов деятельности из перечня, содержащегося в ФГОС.
Проблема вторая. Несмотря на общие подходы, имеются различия в трактовке, классификации, а следовательно, определении количества компетенций. В федеральных государственных образовательных стандартах представлены три основные категории компетенций, а само понятие «компетенция» трактуется как готовность (способность) выполнять/применять определенные действия/нормы (технологии). Освоение установленных в ФГОС компетенций является обязательным требованием. ФГОС по направлению «Документоведение и архивоведение» включает 68 компетенций. Помимо обязательных компетенций вуз вправе в соответствии с профилем подготовки устанавливать дополнительные, специальные компетенции (СК), относящиеся, как правило, к профессиональным. Вполне естественно возникает вопрос о формировании такого количества компетенций в ходе реализации образовательной программы.
В настоящее время однозначный ответ на вопрос об обязательности применения образовательными организациями образования в части требований к квалификации своих работников дать сложно. Причина кроется в формулировках Закона об образовании, допускающих применение и квалификационных справочников, и профессиональных стандартов, а также в одновременном действии тех и других нормативных правовых актов по одной и той же должности, профессии, специальности. Для определенного вывода об обязательности применения профессиональных стандартов в сфере образования требуется внесение соответствующих изменений в ст. 46, 51 и 52 «Закона об образовании», исключающих ссылку на применение квалификационных справочников при определении требований к образованию и опыту работы сотрудников образовательных организаций.
Список литературы:
Оригинал работы:
Проблемы применения профессиональных и образовательных стандартов в управлении системой СПО
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
необходимо до 01.01.2020 г. реализовать план мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в профессиональных образовательных организациях, включая меры по приведению квалификации педагогических работников СПО в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
Слюсарь Нелли Юрьевна
ГОБПОУ "Липецкий политехнический техникум"