Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаXXI век уже в конце прошлого столетия стали называть «эпохой информации», так как в XX веке роль информации непрерывно возрастала и приобретала важнейшее значение в развитии общества, в прогрессе экономики, науки, техники и культуры. Однако XXI век называют не просто «эпохой информации», а, более того – «веком глобального информационного общества». Коснулось это и образования.
В связи с этим перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать ее, осознавать последствия воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение. Компьютерные технологии быстро проникли и в систему образования и получили название «педагогические информационные технологии». При использовании данных технологий применяются специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Информационные технологии являются активными формами обучения, так как учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации они делают легко доступным. Как показывает практика, активные формы обучения в школе делают ребёнка более дисциплинированным и заинтересованным к процессу обучения, помогают каждому ученику развивать логическое мышление и образную память.
Информационные технологии применяются на всех возрастных этапах обучения, в том числе и у младших школьников. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок в этом возрасте уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляются другая логика мышления и значительные резервы развития. Поэтому их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии.
О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников говорят такие возрастные особенности, как высокая степень эмоциональности, смена ведущей деятельности с игровой на учебную, лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, информатизации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
В современных школах детям для общего развития проводят внеклассные мероприятия. Как правило, они организуются педагогами для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету происходит под влиянием внеклассных мероприятий. Формы проведения данных занятий могут быть самые разнообразные, но некоторые педагоги, не желая тратить дополнительное время на подготовку, либо не имея необходимых навыков работы с компьютером, не использует информационные технологии, отдавая предпочтение традиционным методам демонстрации материала. В связи с этим внеклассная работа может проводиться недостаточно эффективно.
Диагностика использования информационных технологий во внеклассной деятельности с детьми младшего школьного возраста осуществлялась с помощью анкетирования учителей начальных классов школы МБОУ СОШ № 20 г. Кирова, целью которого было выявить, как часто и как именно используются информационные технологии во внеклассной работе с детьми.
В анкетировании участвовало 10 учителей начальных классов (2 класс). Все респонденты (100%) указали, что используют информационные технологии в своей внеклассной работе с детьми. 5 учителей (50%) – используют информационные технологии постоянно; 1 (10%) – использует раз в месяц; 4 (40 %) – используют информационные технологии раз в неделю.
На вопрос: «Какой формат внеклассного занятия больше удерживает внимание детей?» 9 преподавателей (90%) ответили, что занятие с использованием информационных технологий, и 1 (10 %) ответил, что одинаково (как занятие с использованием информационных технологий, так и без них).
9 преподавателей (90 %) отметили, что внеклассное занятие с использованием информационных технологий является эффективнее, чем занятие без их использования. 1 учитель (10%) считает, что эффективность у этих занятий одинаковая (как у занятия с использованием информационных технологий, так и без них).
На подготовку к внеклассной работе с использованием информационных технологий у двух учителей (20%) уходит больше времени, чем на подготовку к занятию без использования информационных технологий. У 5 учителей (50%) больше времени уходит на подготовку к занятию с использованием информационных технологий. 3 учителя (30%) считают, что на подготовку к внеклассной работе с использованием информационных технологий и без, уходит одинаковое количество времени.
Все опрошенные учителя (100%) считают, что использование информационных технологий на занятиях способствует повышению мотивации и эмоциональности у детей.
Данное анкетирование позволило выявить наиболее распространённые во внеклассной работе с детьми виды информационных технологий: презентации, видеоматериалы и музыкальное сопровождение.
Таким образом, опрос преподавателей начальной школы показал, что информационные технологии используются ими во внеклассной работе часто. Ни один преподаватель не отрицает, что занятие с использованием информационных технологий является эффективным и все согласны с тем, что данные занятия способствуют повышению мотивации и эмоциональности у детей. Но все-таки некоторые считают, что мероприятия с использованием информационных технологий и без его использования являются одинаково эффективными. Для опровержения данного утверждения был проведен эксперимент: разработаны и проведены на одном и том же классе (2б) два внеклассных мероприятия: одно с использованием информационных технологий, другое без использования информационных технологий.
Так как 2017 год в России был объявлен годом экологии, то оба мероприятия проходили в форме интеллектуальной игры на тему экологии. Правила игры заключались в следующем. Дети делятся на 4 команды. Перед ними находится таблица с категориями вопросов и количеством баллов от 1 до 8, которые можно получить за правильные ответы. Чем выше балл, тем сложнее вопрос. Команды отвечают по очереди, начиная с первой. Они называют категорию, им озвучивается вопрос, при этом остальные команды должны вести себя тихо (не выкрикивать свои версии, не вставать с мест, не подсказывать). Если команда дала верный ответ, они получают баллы и право выбора категории переходит к следующей команде. Если ответ оказался неверным, то балл «сгорает» (ответ не переходит к следующей команде). Команды отвечают по цепочке до тех пор, пока не закончатся вопросы в таблице. После чего жюри подсчитывает баллы и выбирает победителя.
Первое занятие проводилось без использования каких-либо информационных технологий. Перед детьми была вывешена большая бумажная таблица с категориями вопросов на темы: «животные», «растения», «природные явления» и «творческий вопрос».
Второе занятие прошло уже с использованием информационных технологий. Перед детьми была такая же таблица с вопросами, как и на первом занятии, только в этот раз она была интерактивная в виде презентации. Темы были следующие: «животные», «природные явления», «смекалка», «найди лишнее» и «верю, не верю». Данная игра включала в себя большое количество иллюстраций, а также аудио- и видеовопросы. Помимо этого, после ответа на вопрос верный вариант ответа с иллюстрацией демонстрировался на экране.
По окончанию мероприятий был проведен сравнительный анализ по нескольким критериям:
В конце первого занятия, рефлексия была проведена в форме рисунков на стикерах в виде цветов эмоций, которые у них остались после игры. Данные стикеры были приклеены на доску (чтобы получилась цветочная поляна). Детям предлагалось три варианта эмоций:
Результат получился следующий: из 24 человек 22 (92%) понравилось всё, а 2 (8%) понравилось не всё. Недовольство детей было вызвано тем, что их команде не досталась желаемая категория вопросов с необходимым количеством баллов.
В конце второго занятия на этапе рефлексии на экран выводилась поляна, на которой, если детям всё на занятии понравилось – выходили красные цветы, если не все понравилось – желтые цветы, если все не понравилось – то зеленые. По итогам данного опроса, получилось, что всем детям (21 человек – 100%) понравилось данное мероприятие.
Анализ эмоционального состояния детей проводился посредством наблюдения. На занятии без использования информационных технологий дети были более активны и неусидчивы чем на занятии с использованием информационных технологий. При ответе одной из команд остальные позволяли себе общаться друг с другом, вставать с мест, то есть не прислушиваться к ответам. Это объясняется тем, что внимание детей не было привязано ни к какому объекту, как например, иллюстрациям или видеофрагментам на занятии с использованием информационных технологий. Соответственно, их внимание утрачивалось, и некоторые дети даже не слушали ответы других команд, что сказалось в дальнейшем на уровне остаточных знаний.
Помимо этого, после каждого мероприятия классному руководителю было предложено заполнить анкету. По ее мнению, во время проведения занятия без использования информационных технологий настроение детей было неустойчивым (переходящим от одного состояния к другому) и наблюдалась высокая активность. На занятии с использованием информационных технологий она также отметила высокую активность, но в отличие от первого занятия настроение у детей было бодрым и жизнерадостным. К занятию с использованием информационных технологий у классного руководителя не осталось никаких замечанием, а к занятию без их использования она предложила добавить музыкальное сопровождение и наглядность материалов. В остальных вопросах ответы были одинаковыми, то есть оба занятия были информативными, оба получили оценку 5 и данные мероприятия, по её мнению, стоит проводить для детей чаще.
После проведения двух занятий детям был предложен тест, состоящий из 6 вопросов. Первые 3 вопроса были изучены в ходе первой игры, оставшиеся 3 вопроса – в ходе второй игры. После проверки результаты оказались следующие:
- уровень остаточных знаний после занятия без использования информационных технологий составляет – 1,57 из 3 баллов (52%);
- уровень остаточных знаний после занятия с использованием информационных технологий составляет – 2, 71 из 3 баллов (90%).
Читать работу полностью (оригинал работы):
Использование информационных технологий во внеклассной работе с детьми младшего школьного возраста
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.