Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Метод проектов и его значение при обучении информатике

14.06.2017 1621 3685
Гайворонская Марина Владимировна
Гайворонская Марина Владимировна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

Метод проектов, известный так же как метод проблем, возник ещё в 1920г. в США. Обычно его связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.Х. Килпатрика.

Метод использования проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного преподавателя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным.

Метод проектов как одно из эффективнейших средств современной педагогики позволяет решать задачи целостной деятельности субъекта образования во всех ее составляющих. Данный метод нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов.

Работа над проектом включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных действий, творческих по самой своей сути.

В практике работы преподавателей используются разные виды проектов:

  1. Информационные поисковые проекты – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата.
  2. Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.
  3. Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.
  4. Драматизационные – создают условия для игрового моделирования.
  5. Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

Общее во всех типах проектов – вовлечение студентов в коллективную деятельность. Однако проектное обучение и личностно-ориентировано, оно позволяет студентам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес, получают удовлетворение от результата своего труда.

«Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системы, но оно отнюдь не должно вытеснять ее», - считает В.В. Гузеев.

Проекты бывают монопредметные, межпредметные, внепредметные. Монопредметный проект может выполняться в системе классно-урочной работы; межпредметные и внепредметные осуществляются в течении части урока (занятия), одного или нескольких занятий, нескольких дней или недель.

Успех обучения во многом зависит от готовности преподавателя организовать проектную деятельность студента и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление дает возможность студентам научиться самим, выявить проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы.

Алгоритм проектного обучения включает в себя пять основных шагов:

первый - выбор проблемы, определение актуальности темы проекта;

второй - создание первой творческой группы (наработка идей и способов решения проблемы);

третий - создание второй творческой группы (одновременно с первой группой нарабатываются идеи и способы решения проблемы);

четвертый - обмен информацией между группами (круглый стол);

пятый - защита результата поисковой деятельности, выработка совместного решения.

При моделировании учебного занятия необходимо соотнести структурные компоненты его (или системы учебных занятий) со следующими этапами работы над проектом: запуск проекта, планирование работы определения уровня готовности к поисковой работе, сбор информации, обмен информацией, оформление результатов работы, экспертиза проекта, рефлексия. Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют учителю использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в паре и группе, проблемно и частично-поисковое обучение, дискуссии, творческие мастерские и т.д. учащиеся, включенные в выполнение проектных заданий, приобретают жизненно важный опыт по решению различных проблем. Поэтому проектное обучение обладает большим педагогическим потенциалом и способствует повышению толерантности подрастающего поколения стремительно меняющихся в условии современности. Особую роль в развитии студентов играют учебные исследовательские проекты, реализуемые на основе системного подхода к познанию мира природы. Рассмотрим особенности организации учебных занятий с использованием исследовательских проектов.

Выбор темы проекта.

  1. Формулировка темы и содержания проекта должны предполагать:

- интеграцию наук и различных областей практической деятельности,

- практическую ориентацию целей, задач и содержания работы,

- предметно-объектный проект исследования,

- практическую значимость результатов проекта.

  1. Этапы организации проектной деятельности их содержания.

А) Подготовительный этап:

- формулировка темы и ее осмысления;

- формулировка проектного задания и анализ его содержания;

- постановка проблемы через противоречия;

- установление мотивации к действию;

- выявление объекта и предмета исследования;

- формулировка гипотезы исследования.

Б) Этап планирования:

-определение направлений работы для реализации проектной задачи;

-составление программы проектной деятельности;

-определение источников информации и способов ее сбора;

-организация работы в базовых группах экспертов (парах), распределение функций (ролей) между группами экспертов и внутри базовых групп;

-определение методов исследования в базовых группах (парах) по отдельным направлениям;

-определение способов представления результатов (формы отчета): а) базовых групп, б) коллектива проектантов – исследователей в целом;

-установление критериев оценки процесса и результата проектной деятельности.

В) Этап исследования (экспериментальный).

Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: интервью, опроса, наблюдения, эксперимента; анализа литературы, статистических и опытных данных. На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решения проектной задачи:

- поисковая исследовательская работа в базовых группах экспертов по выбранным направлениям;

- сбор информации микрогруппами или парами;

- решение промежуточных задач в группах экспертов.

Г) Результативно-аналитический этап:

- обмен информацией между базовыми группами экспертов;

- анализ собранной информации;

- формулирование промежуточных выводов;

- постановка новых проблем, возникших по ходу выполнения проекта;

- продолжение работы в укрупненных базовых группах иного состава по завершению сбора информации для выполнения проектного задания;

- формулировка итоговых выводов и их аргументация.

Д) Отчетно-презентационный этап:

- обсуждение коллективом проектантов возможных форм представления результатов;

- распределение функций для оформления результатов и ролей для защиты и презентации проекта;

- выполнение отчета;

- презентация результатов проекта.

Е) Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности:

- коллективное обсуждение участия в проекте, заполнение оценочных карточек и рейтинговых листов;

- обсуждение практической значимости проведенного проектного исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения пригодятся в жизни?

- оценка проектной деятельности студентов преподавателем.

Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного «шоу», поэтому должна быть заранее продуманна и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих студентов и аудитории.

Работа над проектом заканчивается коллективным обсуждением и оцениванием результатов. При этом необходимо опираться на основные элементы проектной работы, качества основного продукта и качества процесса работы. Преподавателем проектная деятельность студентов может оцениваться последующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость групп и отдельных студентов, логика построения и реализации программы проекта и исследовательских программ групп экспертов, качества использования источников информации и их интерпретации, корректность выводов, эффективность презентации результатов, неиспользованные возможности, потенциал продолжения проекта.

Литература.

  1. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока. – 2001.
  2. Левитес Д.Т. Практика обучения: современные образовательные технологии. – 1998.
  3. Научная педагогическая статья «Проектная деятельность на экскурсиях» кандидата педагогических наук Е.С. Цикало.
  4. Чудинова Е.В. Учебный предмет «Биология» в системе Эльконина – Давыдова. Сб. «Учебная деятельность в разных возрастах». – М., 2003.
  5. Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. – М., 1951.

 

Оригинал работы:

Метод проектов и его значение при обучении информатике




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*