Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль и значение экономического анализа в управлении современным преприятием

14.06.2017 8304 16260
Василевская Галина Николаевна
Василевская Галина Николаевна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж Старооскольский Технологический Институт им. А.А. Угарова

Экономический  анализ - основа управленческой деятельности предприятия.  Такое  утверждение в первую очередь  вытекает  из определения самого экономического анализа. Экономический анализ – это комплексное изучение деятельности коммерческих организаций, складывающейся под воздействием внешних и внутренних факторов с целью формирования объективной оценки достигнутых результатов и выявления возможностей повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и финансового состояния. Экономический анализ непосредственно связан с процессом управления, являясь его важнейшей функцией [4] .

Экономический анализ представляет собой самостоятельное направление научных знаний, имеющее свой предмет, метод, объекты и методику исследования. В качестве совокупного объекта анализа выступает хозяйственная деятельность организаций. Хозяйственная деятельность организаций – это сложная система взаимодействия техники, технологии, организации производства и труда, социальных условий хозяйствования и других элементов в процессах снабжения, производства и реализации продукции. Следует отметить, что хозяйственная деятельность организации является объектом изучения многих наук, в том числе таких, как бухгалтерский учет и аудит, статистика, менеджмент, макроэкономика и микроэкономика. Вместе с тем каждая из них исследует хозяйственные процессы организации с определенной, лишь ей присущей точкой зрения и только ей свойственными методами и приемами. Что касается предмета экономического анализа, то его определение является одной из сложнейших методологических проблем. В специальной литературе можно встретить различные формулировки предмета экономического анализа. Одна группа ученых в качестве предмета экономического анализа рассматривает хозяйственные процессы. Хозяйственный процесс – это причинно-обусловленное течение событий, смена явлений в соответствии с намеченной целью или результатом. То есть в качестве предмета экономического анализа рассматривается эффективность хозяйственных процессов и финансовые результаты деятельности предприятия, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему технико-экономической и статистической информации. Другие исследователи акцентируют внимание на каком-либо одном или нескольких объектах, избираемых в качестве предмета анализа:

  • хозяйственная деятельность организации;
  • хозяйственные процессы;
  • результаты деятельности;
  • изменения хозяйственных процессов.

Уже на первоначальном этапе экономический анализ необходим для подготовки и обработки  информационной  базы  принятия  решений.  Обработка  происходит  при  помощи методов, приемов и способов анализа. Выявить  проблемную  зону  на предприятие достаточно сложно без методов экономического анализа, так  как  при большом необработанном  количестве  данных,  точно  узнать  где  сбой  маловероятно.       

Для  решения  таких  проблем  можно  использовать  многочисленные  подходы  экономического  анализа,  одним  из  которых  является  факторный  анализ.  Факторный  анализ,  помогает  понять  какой  из  факторов  в  той  или  иной  степени  повлиял  на  изменение результата.  Традиционно  на  практике  используются  методы  элиминирования. Методы элиминирования  применяются в случае необходимости  устранения воздействия  на  обобщающий  показатель  всех факторов  за  исключением  одного,  влияние  которого  на  изучаемый  объект  и определяется.

После  получения  и  обработки полной достоверной  информации  о  деятельности  объекта  в  прошлом  и  о  сложившихся  тенденциях  в  его  развитии в настоящий  момент  времени,  можно приступать  к  выработке  управленческих  решений.  Управленческие  решения  в  таком  случае  будут  мотивированы,  обоснованы,  рационализированы,  а  также  оптимальны  и  эффективны  в  исполнении.

Экономический анализ является неотъемлемой  частью управленческой деятельности и это проявляется не только  в  его  возможности точно определять проблемные  зоны  при помощи своих методов, но и использовать анализ в процессе  планирования.  Для  составления  правильного и эффективного  плана производства или  расходования всех видов ресурсов  необходимо сначала дать  оценку прошлой ситуации,  а  затем  опираясь  на полученные результаты  использовать  их  в  процессе  планирования.

Экономический анализ помогает в реализации еще одной функции управления - контроля. После принятия плана - необходимо контролировать его выполнение. Экономический  анализ  содержит  в  себе  методы,  позволяющие  осуществлять  контроль за  исполнением  плана  и  непосредственной  деятельностью  предприятия.  Один  из  самых  распространенных  и  достаточно эффективных  методов  -  сравнение.  В  процессе  анализа,  такой  прием  позволяет  фактические  результаты  деятельности организации  в  анализируемом  периоде  сравнивать  с  аналогичными  показателями  по  различным  направлениям. Этот метод  так  же  является  базовым  толчком  для  применения  и  других  методов  экономического  анализа.  Так  не сравнив данные  например,  достигнутые  в  текущем  году  и  плановые,  или  прошлого  года,  и  не  увидев реальных  отклонений, как отрицательных,  так  и  положительных,  невозможно решить  какой  подход  использовать дальше - факторный, маржинальный,  трендовый  или  ограничиться  экспресс-анализом  показателей.  Сравнительный  анализ  не  такой  простой, каким  его  привыкли  видеть.  Сложность  применения  сравнительного  анализа  состоит  в  правильности  выбранной  базы сравнения.  В  качестве  базы  сравнения  могут  выступать - результаты  плана,  итоги  прошлого  года,  лучшие  или  средние показатели  в  отрасли,  достижения  конкурентов.

Необходимо  уделять  особое  внимание  отклонениям  показателей  фактических  от  плановых.  Не  всегда  отклонения  в положительную  или  отрицательную  сторону  указывают  на  улучшение  выполнения  плановых  заданий.  Предположим, что  на  закупку  материалов  для  производства,  выделено  определенное  количество  единиц.  Материалы  закуплены,  но на  меньшее  количество  имеющихся  условных  единиц.  Образовался  остаток [1].  Остаток  - это  дополнительные  средства предприятия,  но  он  не  всегда  считается  доходом  или  полезным  средством  для  предприятия.  Изначально  было рассчитано  какое  количество  единиц  понадобиться  для  закупки  материалов,  возможно,  что  поставщик  снизил продажную  стоимость  товара  или  повлияли  другие  факторы.  Однако,  могло  быть  куплено  низкокачественное  сырье, которое  будет  не  таким  пригодным  для  использования  в  производстве,  товар  будет  ниже  качеством  чем  у конкурентов.  В  зависимости  от  рынка,  высока  потеря  покупателей  (спроса),  следовательно  и  выручки,  причем вероятнее  всего  потеря  в  выручке  будет  на  большую  сумму,  чем  изначально  сэкономленная  сумма  на  покупке  материалов [2]  .

Обратная  ситуация,  когда  на  покупку  материалов  истрачено  больше  условных  единиц  чем  полагалось.  В  этом  случае  так  же  есть  положительные  и  отрицательные  стороны.  Возможно  конкуренты  покупают  то  же  сырье,  того  же  качества  по  более  низким  закупочным  ценам  и  теперь  на  рассматриваемом  предприятии  издержки  на  товар  окажутся  выше,  чем  у  конкурентов.  Многие  предприятия  в  таких  ситуациях  повышают  цены,  чтобы  компенсировать  убыток,  но  не  всегда  это  срабатывает  в  пользу предприятия. Если на товары-субституты, например, имеющие относительно  равнозначную  покупательную  способность  повышена  цена, то  это приводит к оттоку  покупателей у предприятия  повысившего  цены.  Это  так  же  один  из  многочисленных  вариантов  отклонений  от  изначального  плана, который  не  всегда  приводит к  положительному  эффекту.

В  продолжение к выше  сказанному, возникает вопрос, если использовано большее количество средств, чем полагалось,  то  где  взять  дополнительные  средства,  чтобы  возместить  внеплановый  расход?

Для  решение  такого  рода  проблемы  требуется  привлечение  резервов.  Под  резервами  понимаются  неиспользованные  и постоянно возникающие возможности  роста  производства,  улучшения реализации продукции, увеличение выпуска продукции, снижение  ее  себестоимости  и  т.  д.  Процесс  образования  резервов  напрямую  связан  с  научно-техническим прогрессом, позволяющим  совершенствовать  организацию  труда  и  управления.  Резервы  являются  одной  из  главных целей  анализа,  как  оценки  достигнутого  уровня  эффективности и поиска возможных  направлений мобилизации резервов  производства. Экономический анализ помогает выявить резервы. Резервы имеют множество классификаций, например,  явные  к  ним  относят  такие  резервы,  как  недостача,  производственный  брак  и  т.  д.  Явные  резервы  можно выявить  из  бухгалтерской  отчетности.  Скрытые  резервы,  к  ним  относят  резервы,  связанные  с  внедрением  достижений НТП  и  передового  опыта  и  не  предусмотренного  планом.  Для  выявления резервов, используются методы экономического  анализа, например,  прямого  счета,  сравнения,  детерминированного факторного  анализа,  функционально-стоимостного анализа,  математического  программирования  и  другие [4]  .

Роль экономического анализа в деятельности  предприятия  огромная.  Анализ  используется  в  оценке  результатов  деятельности, выявлении отрицательных и положительных сторон работы предприятия,  планировании  и  контроле  за  ходом  выполнения планов и плановых заданий. Одна из наиболее значимых ролей отводится анализу в деле  определения  и  использования  резервов  повышения  эффективности производства. 

Список использованных источников:

  1. Бороненкова  С.А.  Управленческий  анализ:  учеб.  пособие  для  вузов  по  спец.  «Бух.  учет,  анализ  и  аудит».  М.:  Финансы  и  статистика,  2003.-  382  с.
  2. Чечевицына  Л.Н.,  Чуев  И.Н.  Анализ  финансово-хозяйственной  деятельности:  учеб.  пособие  для  вузов.  2-е  изд.,  доп.  и  перераб.  Ростов-н/Д.:  Феникс,  2015.  -379  с.
  3. Шеремет  А.Д.,  Сайфулин  Р.С.  Методика  финансового  анализа:  учеб.  пособие.  М.:  ИНФРА-М,  2015.  —  172  с.
  4. [Электронный ресурс]: http://sibac.info/archive/economy 

 

Оригинал работы:

Роль и значение экономического анализа в управлении современным преприятием




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*